Программа информатизации МОУ "СОШ № 4" ЗМР РТ

Разделы: Информатика, Администрирование школы


Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

Компьютеризация школьного образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российскую школу в последние десятилетия. В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:

  • использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;
  • использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;
  • рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;
  • использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;
  • использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;
  • организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;
  • использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга.

Практическая реализация компьютерных технологий и переход на последующие этапы информатизации связана с отбором содержания отдельных предметов с целью создания компьютерных программ. Программное обеспечение должно отражать действующий учебный план и быть сопряженным во времени с учебным планом школы. Таким образом, одной из ведущих научно-методических проблем в данном случае становится создание методологии проектирования современных учебных (информационных) технологий применительно к школьному образованию.

Цели:

  1. Создание единой образовательной информационной среды, учебной, педагогической, управленческой и обслуживающей деятельности школы, где ведущую роль играют информационно-коммуникационные технологии, позволяющие повысить качество и доступность образовательного процесса.
  2. Развитие способностей обучающихся, удовлетворение их потребностей, подготов к будущей самостоятельной жизни.

Задачи программы

  1. Создать условия для перехода на новый качественный уровень использования компьютерной техники, новых информационных технологий.
  2. Обеспечить необходимые правовые, научно-методические, организационные, информационные, кадровые и другие условия для перехода на новый уровень использования НИТ.
  3. Определить, апробировать и внедрить современные подходы к применению НИТ и телекоммуникационных технологий в образовании.
  4. Создать единое информационную среду обучения (обеспечение образовательного процесса в предметных областях).
  5. Формировать информационную культуру учащихся, повысить качество образовательной и профессиональной подготовки в области применения современных информационных технологий.
  6. Осуществлять развернутый мониторинг образовательной деятельности.
  7. Развивать контакты посредством Интернет.
  8. Автоматизировать документооборот, создать информационно-коммуникативное обеспечение образовательного пространства.
  9. Создать открытое информационное пространство школы через информационно-образовательную сеть.
  10. Совершенствовать материально-техническую базу школы, обеспечивающую системное внедрение и активное использование ИКТ.
  11. Участвовать в региональных и общероссийских программах по информатизации образования.
  12. Реализовывать программы дополнительного образования, предусматривающие освоение обучающимися новых информационных технологий.

Назначение программы

Программа информатизации является важным средством в реализации основных приоритетных направлений модернизации образования и внедрения республиканской целевой программы «Информатизация образования в Республике Татарстан». Программа рассчитана на все структурные подразделения ОУ: на педагогический и ученический коллективы, социально-педагогическую и психологическую службы школы, библиотеку, канцелярию и т.д. Программа предполагает создание условий для внедрения и адаптации процессов информатизации в систему образования в рамках школы, предмета, конкретного урока, использование информационных технологий в различных областях учебной деятельности, ориентацию на гуманизацию обучения, на формирование личности учащегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества.

Анализ текущего состояния информатизации школы 

Кол-во Год производства Тип процессора Тактовая частота процессора, МГерц Оперативная память, Мбайт Объем жесткого диска, Гбайт
3 1998 Vista 133 16 10
16 2001 PII Celeron 566 64 10
3 2001 PIII 600 128 10
1 2004 PIV ГГц 512 40
1 2005 PIV ГГц 512 40
  1. Принтеры ч/б – 5
  2. Принтеры цв. – 1
  3. Сканеры – 2
  4. МФУ – 1
  5. Цифровая видеокамера – 1
  6. Проектор – 1

Уровень ИКТ-компетенции педагогов

Количество педагогов всего Из них
владеющих ИКТ на базовомуровне   использующих ИКТ в учебном процессе владеющих методами дистанционного образования
высшей кв категории I кв категории II кв категории
49 20   15 5 10 5

 Анализируя опыт преподавания информатики в школе и принимая во внимание динамическую модернизацию современного производства, необходимо отметить, что сегодня компьютеризация всех сфер человеческой жизни настоятельно требует от молодого человека глубоких знаний в области информационных технологий и вычислительной техники.

В СОШ №4 такая подготовка ведется в следующих аспектах: пользовательском и профессиональном. Информатика преподается в 9 -11 общеобразовательных классах и 10-11 профильных классах. Для учащихся 10-11 классов в школе ведется элективный курс «Компьютерная графика и дизайн», где помимо детального изучения графических возможностей компьютера, учащиеся приобретают знания и навыки создания и редактирования изображений, начальные профессиональные навыки.

В СОШ №4 ведется кружок по информатике «Твой друг компьютер» для учащихся 5 – 6 классов. Учителем информатики разработана программа дополнительного образования и пропедевтического курса информатики.

В 2004–2005 году начата работа по интегрированию различных учебных предметов и информатики. Естественная форма работы учителя – урок, следовательно, нужно научиться вести уроки с компьютерной поддержкой.
Отличительной чертой таких уроков является диалог учителя с учеником посредством компьютера, который выступает в роли третьего компонента обучения, индивидуального для каждого ученика. Причем ученик превращается тем самым в активного участника собственного обучения.

В СОШ №4 начали исследование этой проблемы на материалах интегрированных уроков по физике, русскому языку и литературе и т.д.

Систематически в конце учебного года в школе №4 проводится конкурс компьютерных программ, на котором учащиеся 11 классов представляют свои разработки программ на языке Паскаль, выставляют свои работы, выполненные в графическом редакторе PAINT и POWER POINT. Учащиеся составляют контролирующие и обучающие программы по биологии, математике, информатике, английскому языку и другим предметам. В дальнейшем этими программами пользуются учителя-предметники при проверке и контроле знаний учащихся по своему предмету.

Ведется работа по созданию сайта школы, который планируется выставить в сети INTERNET. Сайт содержит следующую информацию: данные о школе, педагогических работниках, учащихся, материалы о работе методических объединений, о жизни школы (праздники, олимпиады, предметные декадники), интересные работы учеников и учителей, материалы школьных олимпиад. Систематически учителя школы работают с электронной почтой, просматривают информацию на сайтах МОиН РТ, УО ИК ЗМР РТ, ege.edu.ru, других образовательных серверах. В дальнейшем также планируется активное участие учителей школы во всероссийском виртуальном августовском педсовете.

Сильной мотивационной основой для учащихся является работа над проектами по актуальной теме, с прикладной и межпредметной направленностью, позволяющей предложить учащимся интересную форму изучения материала, познакомить их с современными идеями и имитировать в учебном процессе деятельность, которая осуществляется в реальной профессиональной жизни. Индивидуальный подход, целенаправленная работа со способными и одаренными детьми позволяют добиваться высоких результатов на олимпиадах и различных конкурсах. В 2006-2007 учебном году учащиеся школы Файзрахманов Рамиль и Сайфуллин Ильназ (учитель Галанская О.И.) стали победителями на муниципальной конференции по информатике в номинации «Компьютерная презентация». Файзрахманов Рамиль также занял второе место на муниципальной олимпиаде по информатике, на республиканской олимпиаде вошел в 30-ку лучших.

Последние 2 года все внеклассные мероприятия школы проводятся с компьютерной поддержкой.

Анализ ИКТ-компетенции педагогов

66% учителей имеют ПК дома, из них 20% – выход в Интернет.

41% учителей могут сделать поурочное планирование с использованием ИКТ, 20% – подобрать программное обеспечение для учебных целей, 30% – найти материал в Интернет, эффективно использовать ИКТ для объяснения нового материала – 11%.

Использование педагогами школы в повседневной практике цифровых инструментов и технологий:

  • Текстовый редактор – 63%;
  • Электронные таблицы – 11%;
  • Программы для создания презентаций – 50%;
  • Распечатка дополнительных материалов для урока – 83%;
  • Электронная почта – 12%;
  • Поиск информации в Интернет – 53%
  • Электронные тесты – 14%;
  • Обучающие программы – 3%;
  • -Цифровые энциклопедии и словари – 14%;

Прошли курсы повышения квалификации при ИМЦ (26% учителей): 2007-2008 учебный год – 13 человек

Приоритетные направления школы:

  1. Насыщение образовательного пространства достаточным количеством компьютерной, организационной, аудио-видео техникой, телекоммуникационными средствами, аппаратурой приема и воспроизведения в интерактивном режиме учебных программ спутникового телевидения.
  2. Создание единой телекоммуникационной сети общего образования на основе всемирной системы Интернет, учебного спутникового телевидения и т.д.
  3. Информатизация управления образованием и процессами его развития.
  4. Информатизация психолого – педагогического процесса.
  5. Повышение педагогического мастерства работников школы на основе новых информационных технологий, сетевых информационных технологий.

Этапы реализации программы:

I этап

  • Организация деятельности школьной команды;
  • Оснащение ОУ средствами информатизации (компьютерным, мультимедийным и другим оборудованием);
  • Обучение педагогических и административных работников компьютерным и информационным технологиям и их практическому применению;
  • Компьютерный мониторинг качества образования.
  • Создание обучающей среды в рамках школы на основе информатизации учебно-воспитательного и управленческого процесса;
  • Повышение ИКТ компетентности преподавателей на основе взаимодействия и сотрудничества с ИМЦ УО ЗМР РТ.

II этап

  • Интенсивное внедрение ИКТ в практическую деятельность по всем направлениям образования и управления;
  • Создание и развитие школьного банка образовательных и информационных ресурсов, мультимедийных разработок уроков;
  • Создание автоматизированного рабочего места директора школы;
  • Создание автоматизированного рабочего места зам. директора по УВР;
  • Создание автоматизированного рабочего места зам. директора по национальному образованию;
  • Создание автоматизированного рабочего места зам. директора по ВР;
  • Промежуточный мониторинг:
    – уровня компетентности преподавателей в использовании ИКТ;
    – эффективности внедрения ИКТ.

III этап

  • Анализ и корректировка деятельности всех структурных подразделений школы по использованию ИКТ;
  • Обобщение опыта информатизации ОУ;
  • Обмен опытом по использованию ИКТ с общеобразовательными учреждениями Зеленодольского муниципального района.
  • Анализ и корректировка деятельности по использованию ИКТ через систему ВШК, семинары-практикумы, работу ШМО;
  • Подведение итогов реализации программы;
  • Распространение накопленного опыта:
    – Выпуск методических бюллетеней;
    – Создание банка передового педагогического опыта;
    – Творческие отчёты педагогов;
    – Мастер-классы.

Направления реализации программы информатизации

Важнейшей задачей в информатизации образовательного процесса является использование ИКТ как средства повышения уровня самообразования и самоопределения учащихся в выборе профильных курсов, повышение мотивации учащихся к изучению учебных дисциплин, создание комфортной образовательной среды, формирование у них навыков саморазвития и самоконтроля, как основных средств самостоятельного составления образовательной траектории.

Обеспечение общеобразовательного учреждения средствами информатизации оснастить школу достаточным количеством компьютерного оборудования и организационной техники для функционирования двух кабинетов информатики, методического кабинета, библиотеки; создать единую школьную информационно-образовательную локальную сеть;

Информатизация деятельности структурных подразделений ОУ 

  • повышение квалификации и профессиональную переподготовку педагогических, административных и др. кадров в области новых информационных технологий (ИМЦ, ИРО, дополнительные образовательные услуги);
  • создание банка программно-педагогических средств для использования компьютерных технологий в учебном процессе (электронные мультимедийные учебники, контролирующие и обучающие программы по предметам, автоматизированные лабораторные практикумы, компьютерные практикумы и энциклопедии);
  • создание условий для самостоятельной разработки преподавателями электронных учебных пособий, мультимедийных уроков;
  • использование информационных технологий для получения новых знаний по предметным областям;
  • знакомство педагогов с принципами организации и функционирования дистанционного процесса обучения;
  • внедрение компьютерного мониторинга качества образования;
  • создание электронного банка данных книжного фонда библиотеки;
  • применение информационных технологий в организации воспитательной работы и социально-психологической службы;
  • создание электронного банка данных кадров.

Формирование информационной культуры учащихся

  • введение в учебный план школы дисциплин, ориентированных на овладение учащимися ИКТ (2 кл.- 9 кл.);
  • доступ учащихся к информационным ресурсам в глобальной и региональной компьютерных сетях;
  • использование информационных функций школьной медиатеки;
  • повышение эффективности обучения за счет использования возможностей информационных технологий;

Повышение уровня информационной и педагогической компетентности учителя

  • использование ИКТ как средства повышения уровня самообразования учителя;
  • прохождение курсовой переподготовки с применением дистанционных технологий;
  • широкое внедрение инноваций и новшеств в систему работы педагогического коллектива для творческого развития личности учащегося и роста профессионального мастерства учителя;
  • повышение качества образования.
  • введение дополнительного компонента к базовому содержанию образования профилирующих дисциплин, сориентированных на овладение ИКТ, направленного на развитие творческого потенциала школьников и самообразование;
  • преподавание информатики со 2 класса.
  • введение дополнительного образования по освоению компьютерных технологий;
  • наряду с традиционными формами обучения широкое использование новых информационных технологий, включение компьютерной техники в комплекс дидактических средств, обеспечивающих учебный процесс в качестве элемента активизирующих учебно-воспитательную деятельность учащихся;
  • выявление и реализация путей и форм оказания педагогической помощи учащимся в адекватном профессиональном самоопределении;
  • совершенствование педагогического мастерства коллектива в результате информатизации образовательного процесса;
  • информатизация психолого-педагогического процесса в школе;
  • регулярное диагностирование всей работы ОУ, ее прогнозирование, взаимодействие и сотрудничество с информационно-методическим центром УО ЗМР РТ.

В конечном итоге процесс информатизации предполагает повышение качества образования. Построение дидактических моделей, разработка новых обучающих средств, проектирование образовательных программ, основанных на компьютерных технологиях, должно быть основой программы повышения квалификации преподавателей в области ИКТ.

План работы по проекту «Оптимизация процесса обучения»Приложение 2

Ожидаемые результаты

На уровне управления:

  • Создание единой компьютерной системы управления школой;
  • Повышение качества обучения в ОУ;
  • Доступ педагогов и учащихся школы к глобальным информационным ресурсам;
  • Активизация методической работы педагогов;
  • Создание системы психолого-педагогического мониторинга образовательного процесса.
  • Создание нормативной базы (электронный офис);
  • Соответствие материально-технической базы школы уровню развития информационных услуг;
  • Применение ИКТ-технологий всеми участниками образовательного процесса;
  • Создание информационного банка данных школы по всем направлениям деятельности.

На уровне ученика:

  • внедрение современных электронных средств поддержки и сопровождения в учебный процесс;
  • применение электронных учебных материалов по основным предметам общеобразовательной школы и осуществление их интеграции с традиционными средствами обучения;
  • положительная мотивация учебной деятельности;
  • определение зоны актуального и ближайшего развития каждого ребенка на основе компьютерного психолого-педагогического мониторинга;
  • формирование информационной культуры школьников как основы их будущей профессиональной деятельности;
  • свободный доступ к компьютерам и широкому диапазону современного программного обеспечения;
  • повышение уровня самообразования и самоопределения учащихся в выборе профиля обучения.
  • свободный доступ к образовательным ресурсам;
  • профильные курсы через интернет-образование;
  • развитие интеллектуального потенциала обучаемого, формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность;
  • Адаптация выпускника школы к системе непрерывного образования.

На уровне педагога:

  • повышение педагогической квалификации и профессионального мастерства в области ИКТ;
  • овладение навыками методики создания учебных материалов, в том числе электронных, с использованием средств новых информационных технологий.
  • повышение педагогической квалификации и профессионального мастерства в области ИКТ;
  • овладение навыками методики создания учебных материалов, в том числе электронных, с использованием средств новых информационных технологий.
  • свободный доступ к образовательным ресурсам;
  • дистанционное повышение квалификации;
  • методический инструментарий: построение дидактических моделей, разработка новых обучающих средств, проектирование образовательных программ, основанных на компьютерных технологиях;
  • введение формы аттестации: защита мультимедийных электронных материалов к урокам;
  • широкое использование автоматизированного контроля знаний, тестирования по различным школьным курсам.

На уровне Родителя

  • Осознанное профессиональное самоопределение ребёнка;
  • Возможность получения детьми качественного образования

Возможные риски:  

  • Здоровьесбережение (СанПиНы…);
  • Правило: «Переход количества в качество» не действует;
  • Процедура аттестации учителей не изменяется;
  • Низкий уровень подготовки педагогов, скептически относящихся к вопросам ИКТ-компетентности;
  • Низкая заинтересованность педагогов в реализации проекта.

Презентация