Открытый урок по теме "Искусство Древней Греции"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель:

  • Получение новых знаний и обогащение духовного мира учащихся.
  • Воспитывать интерес и любовь к искусству древнего мира и к искусству в целом.
  • Развивать воображение и творческие способности у школьников.

Задачи урока:

  • Познакомить детей с видами изобразительного искусства и выдающимися памятниками Древней Греции.
  • Повторение и закрепление полученных знаний на пройденных уроках по истории изобразительного искусства.

Подготовительный этап.

Класс, в котором проводится открытый урок, украшается иллюстрациями и фотографиями с видами изобразительного искусства Древней Греции, гипсовыми скульптурами (если таковые имеются), на стендах так же можно поместить дополнительную информацию по теме. В качестве фона открытого урока звучит греческая мелодия.

Оборудование:

Материал для преподавателя: Кроссворд для первого конкурса изображенный на формате А-2 (половина ватмана) (рис 1).

Для второго конкурса: недорисованный греческий орнамент формат А-2 (рис. 2), (рис. 3).

Для третьего конкурса: разрезанные на различные кусочки, нарисованные на формате А3 (1\4 ватмана) несколько видов греческих ваз (амфора, лекиф, кратер) (рис. 4).

Для четвертого конкурса: 4 искаженные фотографии с изображением памятников архитектуры Древней Греции (формат А3) (рис. 6), (рис. 7), (рис. 8), (рис. 9); два конверта с пазлами любого сюжета касающегося древнегреческого искусства. В данном случае это рисунок скульптурного изображения “Агесандр, Полидор и Афинодор” и “Фарнезский бык” (рис. 10), (рис. 11).

Материал для учащихся: Краски гуашевые, кисти, баночка с водой.

Ход урока

Учащиеся делятся на две команды, придумывают ей название. Из зрителей выбирается два человека в жюри

Преподаватель: Сегодняшний открытый урок посвящен искусству древнейшего государства, искусству Древней Греции.

А что такое Древняя Греция? Это – великая колыбель европейской культуры. Это – “греческое чудо”, где родилась и расцвела гигантская духовная культура, не состарившаяся даже через тысячелетия.

Но греческое искусство не возникло сразу, у него была длительная предыстория.

В конце 19 и начала 20 века раскопки археологов в Греции на острове Крите, приоткрыли перед нами полусказочный мир – ранний этап античного. Его центром в конце третьего и середины второго тысячелетия до нашей эры был Крит, в целом культуру этой эпохи называют крито-микенской или эгейской.

Конкурс 1. “Разгадай кроссворд”, посвящен предыстории древнегреческого искусства, а именно крито-микенской или эгейской культуре.

Перед вами изображен кроссворд (рис. 1), относящийся к эгейской культуре. Я прочитаю вам вопросы, касающиеся кроссворду, а команды по очереди должны ответить и вписать правильный ответ. Та команда, которая затрудняется с ответом, передает право ответить соперникам. Оценка конкурса -1 балл, за каждый правильный ответ.

Рис. 1

Вопросы к кроссворду:

  1. Археолог-любитель, первый обнаруживший следы крито-микенской или эгейской культуры. Курсивом в скобках отмечен правильный ответ. ( Шлиман )
  2. Греческий остров, на котором Генриху Шлиману не удалось начать раскопки. (Крит)
  3. Английский археолог-ученый. (Эванс)
  4. Древний город Крита, где английским ученым Артуром Эвансом был обнаружен дворец-лабиринт. (Кносс)
  5. Имя великого зодчего, который построил подземный лабиринт, где обитало чудовище Минотавр. (Дедал)
  6. Справедливый и мудрый правитель, царствующий на острове Крит. (Минос)
  7. Животное, игравшее значительную роль в жизни и религии, а так же является эмблемой критян. (Бык)
  8. Греческая кладка стен, сложенная из обломков каменных глыб. (Циклопическая)
  9. Знаменитые ворота, сложенные из мощных блоков известняка, ведущие на микенский Акрополь. (Львиные)
  10. Поэма Гомера, которую Генрих Шлиман любил перечитывать с детства. (Илиада)

Конкурс 2

Давайте переместимся в седьмой век до нашей эры, в период греческого искусства под названием “Греческая архаика”. Этот период в истории Греции открывает нам много нового и интересного, это скульптурные изображения человеческой фигуры, где мужская – “курос”, а женская “кора”. Мраморные рельефы с изображениями гимнастических игр, различные виды ваз украшенные орнаментом.

И так, конкурс “Дорисуй орнамент”. На планшетах, для каждой команды прикреплены полоски с недорисованным орнаментом по мотивам росписи древнегреческих ваз (рис. 2),(рис. 3). Задача, за определенное время (3 минуты) каждый участник с помощью кисти и краски по очереди должен добавить недостающий элемент. Конкурс оценивается в 5 баллов по качеству и скорости выполнения.

Рис. 2 Рис. 3

Конкурс 3

Жизнь деятельная, насыщенная событиями, – а такой была она в ту пору, – рождает потребность в художественном динамическом рассказе. Где могла найти себе выход эта потребность? В монументальной живописи, а именно, в росписях на глиняных сосудах. Где изображались сложные сюжеты композиции – смесь мифологического, бытового и батального жанров. Самой распространенной и, пожалуй, самой красивой формой греческих сосудов была двуручная амфора. С яйцевидным туловищем и сужающейся горловиной, предназначалась для хранения вина.

Конкурс Греческая ваза”

Перед командами, в смешанном виде разложены детали различных видов греческих ваз (рис. 4) (кратер, киаф, амфора). За две минуты нужно найти детали амфоры и соединить их. Оценка конкурса 5 баллов по мере быстроты и качества выполнения задания.

Рис. 4

Конкурс 4

Греческая классика, в ней слиты жизнеподобие и мера, то есть живая чувственная непосредственность и рациональность. Каждое из этих качеств в отдельности не представляет ничего загадочного, весь секрет в их слиянии, взаимопроникновении, которое осталось недоступным для многочисленных позднейших подражателей. Оно во всем – в живописи, в пластике, в архитектуре. Конкурс, под названием “Что это?” проводится в два этапа.

Этап 1. Каждой команде показывается по две искаженной иллюстрации с изображением архитектуры, относящейся к “Греческой классике” (рис. 5), (рис. 6), (рис. 7), (рис. 8). Команды по очереди должны угадать, что изображено на картинке. Оценка конкурса 1 балл за каждый правильный ответ.

Этап 2. Командам раздаются конверты с пазлами. За определенное время (2 минуты) нужно соединить кусочки в единое целое и рассказать о сюжете изображенное на картинке. Оценка конкурса 5 баллов за быстроту и правильность ответа.

Команда1: Ученик. Здесь изображен из древнегреческой мифологии троянский жрец Лаокоон (рис. 9). Когда греки, отступив от Трои, оставили у ее стен огромного деревянного коня, Лаокоон всячески сопротивлялся тому, чтобы конь был введен в город. За это богиня Афина, помогавшая грекам, наслала на Лаокоона двух змей, задушивших его вместе с его двумя сыновьями. Эту скульптуру создали Родосские мастера Агесандр, Атенодор и Полидор.

Преподаватель: Молодцы, ответ правильный. А теперь послушаем ответ второй команды.

Команда 2: Ученик. На этой картинке изображен “Фарнезский бык”, скульптура Родосских мастеров Аполлония и Тауриска (рис. 10). “Фарнезский бык” – тоже мифологическая трагедия. Два сына Антиопы, рожденные от Зевса, привязывают к рогам быка Дирцею, царицу Фив, за ее жестокое обращение с их матерью.

Преподаватель: Правильно. Жюри оценивает конкурс.

Конкурс 5

Веселая природа и беззаботное миросозерцание греков создали веселый праздничный культ. Ни в одной стране мира не было богов, более родственных человеку. Наделенные всеми человеческими слабостями. Боги Олимпа часто снисходили к бедному человечеству и принимали участие в его судьбе.

Условие последнего завершающего конкурса под названием “О ком идет речь”.

Командам по очереди читаются отрывки из произведения Н.А.Кун “Легенды и мифы Древней Греции” с описанием древнегреческих богов. Нужно угадать, к какому богу соответствует то или иное описание. Оценка конкурса 1 балл, за каждый правильный ответ.

  1. “Глубоко в пучине моря стоит чудесный дворец великого колебателя земли, брата громовержца Зевса. Властвует над морями он, и волны моря послушны малейшему движению его руки, вооруженной грозным трезубцем….”. (Посейдон)
  2. “Глубоко под землей неумолимый, мрачный брат Зевса. Полно мрака и ужасов его царства. Никогда не проникают радостные лучи яркого солнца. Бездонные пропасти ведут с поверхности земли в его печальное царство…….”. (Аид)
  3. “Великая богиня, жена эгидодержавного Зевса, покровительствует браку и охраняет святость, нерушимость брачных союзов. Она посылает супругам многочисленное потомство и благословляет во время рождения ребенка….”. (Гера)
  4. “Всем дает она жизнь. Она заботиться обо всем, что живет на земле и растет в лесу и в поле. Она вызывает рост трав, цветов и деревьев. Вечно юная, прекрасная как ясный день эта богиня. С луком и колчаном за плечами, с копьем охотника в руках, весело охотится в тенистых лесах и залитых солнцем полях……”. (Артемида)
  5. “Неистовый бог войны, сын громовержца Зевса и Геры. Не любит его Зевс. Часто говорит он своему сыну, что он самый ненавистный ему среди богов Олимпа. Зевс не любит сына за его кровожадность. Его сердце радуют только жестокие битвы….”. (Арес)
  6. “Никто не может избежать ее власти , даже боги. Высокая, стройная, с нежными чертами лица, с мягкой волной золотых волос, как венец лежащий на ее прекрасной голове, она олицетворение божественной красоты и неувядаемой юности…”. (Афродита)

А теперь просим жюри поставить оценку за последний конкурс и подсчитать заработанные командами баллы за предыдущие и объявить победителя нашего сегодняшнего мероприятия.