Проект "К здоровью через народные традиции"

Разделы: Работа с дошкольниками, Спорт в школе и здоровье детей, Работа с родителями


Тип проекта:

  • групповой (группы детей, родителей, педагогов);
  • информационно - практика - ориентированный;
  • долгосрочный (4 года).

Цель проекта:

  • формирование у детей дошкольного возраста мотивации навыков здорового образа жизни, через традиции и ценности национальной культуры в области здоровья.

Участники проекта: дети дошкольного возраста, педагоги, родители.

Гипотеза проекта: применение здоровье сберегающих технологий, этнопедагогики, национальных духовных традиций в реализации проекта обеспечит формирование социально - значимой здоровой личности.

Прогнозируемый результат:

  • Постепенное снижение уровня заболеваемости детей дошкольного возраста;
  • Разработка и соблюдение валеологических требований на занятиях;
  • Улучшение организации питания детей дошкольного возраста;
  • Совершенствование диагностики и коррекционно-развивающей работы в образовательном учреждении;
  • Повышение уровня материально-технического оснащения образовательного учреждения

Задачи проекта:

  • Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
  • Приобщение к ценностям ЗОЖ путем сохранения национальных истоков, семейных и иных традиций в оздоровление детей.
  • Повышение уровня компетентности педагогов, родителей по формированию здорового образа жизни.
  • Укрепление связи взаимодействия и сотрудничества "детский сад - семья - школа - городские службы по формированию здорового образа жизни".

Планирование проекта:

Создать инициативную творческую группу, в состав которой включить медицинского работника, педагога-психолога, инструктора по физической культуре.

Ознакомить с факторами, негативно влияющими на здоровье.

Апробировать здоровьесберегающие технологии и идеи этнопедагогики обеспечивающие восхождение дошкольника к культуре здоровья.

Разработать систему оздоровительных мероприятий на основе национальных, семейных традиций.

Составить индивидуальные программы по оздоровлению и выпустить путевые листы для начинающих укреплять свое здоровье.

Отработать механизм совместной работы всех служб, направленных на сохранение и укрепление здоровья дошкольников.

Подготовить карты домашней оздоровительной деятельности.

Провести сравнительные диагностики:

  • овладение навыками ЗОЖ;
  • заболеваемости в целом;
  • определение мотивации к поддержанию и сохранению здоровья.

Контроль за выполнением мероприятий по укреплению и сохранению здоровья детей.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

  1. Запуск проекта. Проведение круглого стола " Как воспитать у дошкольников потребности в здоровом образе жизни", педагогический ринг "Здоровьесберегающая технология в детском саду".
  2. Аукцион находок. Группы подбирают информационный и иллюстративный материал по формированию навыков ЗОЖ основанный на культурных традициях народов нашей Республики, и выставляют его на аукцион.
  3. Выставка рисунков и составление портрета современного здорового человека.
  4. Разработка путевых листов для начинающих укреплять свое здоровье и карт домашней оздоровительной деятельности.

1 этап:

  1. Создание безопасной оздоровительной среды.
  2. Первичная диагностика развития ребенка (приложение № 1).
  3. Анкетирование родителей: получение информации о развитии ребенка (приложение № 2).
  4. Организация работы систем дополнительного образования.
  5. Координация деятельности и взаимодействия всех звеньев системы.

2 этап:

1. Обучающе - познавательная деятельность:

Уроки здоровья по программе М.Л. Лазарева "Здравствуй";

Тематические занятия: "Как стать красивым", "Личная гигиена", "Русский калейдоскоп";

Игровые оздоровительные тренинги "В гостях у Золушки", "Сказкотерапия";

Ежедневные оздоровительный тренинг ребенка дома и в детском саду.

2. Совместная деятельность педагогов и детей:

Дни здоровья: "Удаль богатырская", "Вода - водица", "В гостях у Нептуна", "Зимний разгуляй" (по мотивам народных традиций);

Народные, календарно-обрядовые праздники: "Сабантуй", "Маслянница", приди весна с радостью (День сороки);

Спортивно-оздоровительная работа: турниры, досуги, недели здоровья, веселые старты, спартакиады;

Конкурсы рисунков: "Движение - здоровье", "Я и мое здоровье";

Фото-выставки: "Традиции нашей семьи", " Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья", Папа, мама я - спортивная семья".

Работа в тетрадях "Я расту здоровым" рекомендованной М.Л. Лазаревым.

3. Совместная деятельность детей и родителей:

Работа по картам домашней оздоровительной деятельности;

Традиционные спортивные мероприятия: "Здравиада", Осенняя и летняя спартакиада", "Дни здоровья", походы;

Изготовление нетрадиционных пособий по оздоровлению.

3 этап

Организация работы по повышению уровня компетентности педагогов и родителей.

1. Семинар - практикум "Идеи этнопедагогики в воспитательно- оздоровительном процессе".

2. Конференция "Воспитание здорового ребенка на основе народных традиций" под девизом: "Красота спасет мир".

3. Работа инициативной, творческой группы по составлению модели выпускника.

4. Осуществление опыта работы в СМИ.

5. Выпуск газеты детского сада "Традиции и наше здоровье".

4 этап

Материально-техническая база.

1. Создать:

Соляную шахту;

Музей семейных традиций.

2. Оборудовать:

Уличную площадку для большого тенниса;

Шахматную комнату.

3. Оформить:

Уголки здоровья;

Аудио - видео картотеку;

4. Приобрести:

Нестандартное оборудование по физическому воспитанию;

Медицинское оборудование (для диагностики);

Модель строения человека.

Ожидаемые результаты:

  1. Снижение уровня заболеваемости детей дошкольного возраста.
  2. Укрепление психического здоровья.
  3. Формирование образа выпускника - социально значимой здоровой личности.
  4. Овладение навыками самооздоровления своей жизни на основе духовных ценностей, национальной культуры.
  5. Формирование здорового образа жизни, обогащение идеями этнопедагогики в семье.
  6. Налаживание работы с городскими службами по формированию ЗОЖ.

Приложение.