"Школьная методическая подготовка педагогов"

Разделы: Администрирование школы


В условиях интенсивного обновления образования учитель нуждается в системной и целенаправленной научно-методической и организационной поддержке, и эта потребность стремительно возрастает. В связи с чем, актуальной является задача создания в школе условий для непрерывного образования и личностного развития каждого педагога. Методическая служба и должна стать тем центром, где происходит пополнение знаний учителя о новых достижениях в области обучения и воспитания, преобразование и развитие его мышления. Такой подход требует поиска новых форм деятельности по повышению уровня квалификации и профессионального мастерства учителя.

Для оказания систематической действенной помощи учителям в организации обучения и воспитания школьников в условиях модернизации российского образования, внедрении передового педагогического опыта, осмыслении и выработке собственных подходов и путей использования достижений современной педагогики в организационную структуру методической службы «Научно-практический центр школы» была введена «Школьная методическая подготовка педагогов».

Школьная методическая подготовка педагогов (ШМПП) рассматривается как форма повышения квалификации учителей по актуальным вопросам современного образования, проблемам организации учебно-воспитательного процесса школы с целью повышения качества обучения и воспитания учащихся. В организационном аспекте – это серия занятий (5 часов), объединённых единой темой, которые проводятся в соответствии с Положением о школьной методической подготовке педагогов (Приложение 1) и по циклограмме в специально предусмотренное время – методический час (Приложения 2).

Для проведения занятий школьной методической подготовки педагогов используется кадровый потенциал школы. Занятия ведутся руководителями и специалистами различных служб школы: психологами, социальными педагогами и заместителями директора по различным направлениям образовательной деятельности.

Организатор (руководитель) занятий составляет программу, которая обсуждается с заместителем директора по научно-методической работе и утверждается научно-методическим советом, а также подбирает формы проведения занятий и методы организации деятельности учителей (Приложение 3). По окончании школьной методической подготовки педагогов, её руководитель сдаёт в методическую службу пакет материалов: информацию о посещении занятий и выполнении зачётного задания учителями, программу, теоретический материал по теме, практические (зачётные) работы учителей, анализ результатов анкетирования.

Анкетирование проводится как с целью определения эффективности школьной методической подготовки для учителя, так и для выявления проблем в организации занятий.

Анкета для участника школьной методической подготовки педагогов по теме ____________

(вариант 1)

  1. Ф.И.О.
  2. Почему выбрали данную тему?
  3. Где предполагаете использовать полученные знания?
  4. Имеете ли намерение продолжать работать по этой теме? Каким образом.
  5. Мнение и предложения об организации и проведении школьной методической подготовки

Анкета для участника школьной методической подготовки педагогов по теме ____________

(вариант 2)

  1. Ф.И.О.
  2. Почему была выбрана данная тема?
  3. Ваши ожидания от занятий.
  4. Что оказалось для вас наиболее интересным и востребованным?
  5. Что на ваш взгляд по данной теме осталось неохваченным?
  6. Какая форма проведения занятий школьной методической подготовки, по вашему мнению, наиболее приемлема и эффективна?

Подобранный руководителями теоретический материал оформляется в виде брошюры и в дальнейшем используется учителями школы в самообразовании (Приложение 4. Сборник. Контрольно – оценочная деятельность учителя на уроке / сост. Аюпова С.Д.).

Тематика школьной методической подготовки педагогов определяется:

  • по результатам диагностики затруднений педагогов в организации образования школьников, выявленных в ходе анкетирования, внутришкольного контроля;
  • исходя из работы школы по актуальным направлениям инновационной деятельности;
  • по заявкам педагогов.

На конец текущего учебного года составляется список тем ШМПП. После обсуждения и утверждения тематики научно-методическим советом школы, руководителями методических объединений проводится работа по выявлению интересов педагогов на темы школьной методической подготовки следующего учебного года (Приложение 5). На основании рейтинга тем составляется циклограмма, в соответствии с которой в следующем учебном году проводятся занятия (Приложение 6). С учётом решаемых задач меняется подход к формированию групп. При одном подходе их количество обеспечивает педагогу выбор темы и руководителя в соответствии со своими интересами и потребностями. При другом подходе - темы некоторых занятий рассчитаны на целевые группы и педагогам рекомендуется их посещение.

Темы прошедших за 4 года занятий охватывают такие направления педагогической деятельности как:

  • организация учебно-воспитательного процесса, в том числе в свете модернизации российского образования, обеспечивающая повышение качества образования;
  • развитие коммуникативных качеств самого учителя, позволяющих организовать коллектив на совместную творческую деятельность, выстраивать позитивные отношения между участниками образовательного процесса: коллегами, учащимися и их родителями;
  • применение учителем в практической деятельности исследовательских методов обучения и воспитания, методик управления и прогнозирования педагогического процесса, приемов планирования и организации самообразования как обучающих (воспитанников), так и самого себя.

Таблица. Школьная методическая подготовка педагогов.

Школьная методическая подготовка педагогов

Руководитель

Цель проведения

2004 – 2005 учебный год

1.

«Анализ урока» Аюпова С.Д., заместитель директора по НМР Устранение затруднений у учителей, обнаруженных в результате анкетирования по выявлению проблем педагогов в организации обучения.

2.

«Интерактивные методы в воспитательной и внеклассной работе» Колмогорова С.Т., зам. директора по ВР Решение проблемы эффективной организации внеурочной деятельности школьников.

3.

«Написание методического паспорта проекта» Кононенко Г.В., руководитель школьной Службы стратегических коммуникаций Оказание методической помощи классным руководителям в организации социального проектирования, осуществляемого классными коллективами.

4.

«Организация предпофильной подготовки девятиклассников и профильного обучения учащихся 10-11 классов» Лемля Т.И., заместитель директора по УВР модуля «Старшая школа» Организация работы в рамках областного эксперимента.

2005 – 2006 учебный год

5.

«Организация работы над индивидуальной методической темой» Аюпова С.Д., заместитель директора по НМР Устранение затруднений у учителей, обнаруженных в результате анкетирования по выявлению проблем педагогов в организации обучения. Решение задач НОТ учителя, формирование личностной компетентности педагогов.
6. «Оформление результатов работы над индивидуальной методической темой и обобщение передового педагогического опыта»

7.

«Гражданско-патриотическое воспитание через интерактивные формы и методы» Колмогорова С.Т., зам. директора по ВР Решение проблемы эффективной организации внеурочной деятельности школьников по гражданско – патриотическому воспитанию.

8.

«Эффективный коммуникатор (основные приёмы)» Кононенко Г.В., руководитель школьной Службы стратегических коммуникаций Развитие коммуникативных качеств учителя, обеспечивающих выстраивание внутренних и внешних связей в целях решения проблем образования.

9.

«Предпрофильная подготовка и профильное обучение как фактор самоопределения старшеклассников» Бочкарникова О.М., педагог-психолог Организация работы в рамках областного эксперимента.

10.

«Обучение с учётом функциональной асимметрии мозга и каналов восприятия информации» Тихонова Н.В., педагог-психолог Использование психофизиологических особенностей детей при организации учебно-воспитательного процесса.

11.

«Учебный диалог» Асташова С.А., зам. директора по УВР модуля «Подростковая школа» Решение проблемы внедрения в учебно-воспитательный процесс активных методов обучения.

12.

«Гражданский заказ и образование» Соломович Г.П., директор школы Просвещение в области инновационной деятельности школы.

2006 – 2007 учебный год

13

«Организация работы с интеллектуально одарёнными детьми» Леонова Н.А., руководитель комплексной программы «Интеллект» Обновление форм и методов работы с интеллектуально одарёнными детьми.

14.

«Контрольно-оценочная деятельность учителя на уроке» Аюпова С.Д., заместитель директора по НМР Мотивация учащихся на достижение успеха через разнообразие форм контрольно-оценочной деятельности учителя на уроке и занятиях предметов по выбору.

15.

«Групповая форма организации учебно- познавательной деятельности учащихся в развивающем образовании» Минкина Л.М., заместитель директора по УВР модуля «Начальная школа», руководитель группы по технологии «Система РО Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова»

Эффективная организация группового взаимодействия учащихся на уроке при постановке учебной задачи, контроле и оценке в системе РО.

16.

«Позитивные коммуникативные отношения с подростком в образовательном процессе» Попова Л.Ю., педагог-психолог Решение проблем позитивного взаимодействия с подростками.

17.

«Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе» Зарубина Н.А., социальный педагог Простраивание позитивных отношений между участниками образовательного процесса: учителями, учащимися, родителями.

2007 – 2008 учебный год

18.

«Программа развития классного коллектива как механизм его активного развития» Колмогорова С.Т., зам. директора по ВР Разработка механизма устойчивого развития классного коллектива.

19.

«Модель взаимодействия участников образовательного процесса в классном коллективе» Анциферова И.В., зам. директора по ВР

20.

«Организация внеклассной деятельности учащихся по предмету в системе образовательного процесса школы» Аюпова С.Д., заместитель директора по НМР Обновление форм, методов и содержания внеклассной работы массового характера через взаимодействие МО.

Согласно Положению учителя, прошедшие школьную методическую подготовку педагогов, по результатам занятий (прослушивания теоретического материала и, если это предусмотрено программой, выполнения зачётной работы) получают сертификат о прохождении школьной методической подготовки (Приложение 7). Если педагог, посещавший занятие, не выполняет предусмотренное зачётное задание, то прохождение ШМПП сертификатом не удостоверяется.

В целях отслеживания результативности проведения занятий школьной методической подготовки руководителями (2006 – 2007 учебный год) было проведено анкетирование и посещены уроки, на основании анализа которых сделаны выводы и высказаны предложения, заслушанные на административном совете.

Проведённая работа показала, что:

  1. Большинство учителей позитивно относятся к ШМПП как форме повышения квалификации педагогов наиболее соответствующей режиму работы образовательного учреждения.
  2. Выбор содержания занятий с учётом актуальности и востребованности у педагогов, их организация (интерактивные формы проведения, выполнение зачётного задания и др.) и системный характер обеспечивают создание благоприятной образовательной среды для педагогов, стимулирующей непрерывный процесс повышения квалификации через самообразование.
  3. Уровень квалификации педагогов – руководителей ШМПП обеспечивает качественное проведение занятий, о чём свидетельствуют отзывы участников (отмечается использование интерактивных методов, опоры на практический опыт учителей школы, высокий уровень подготовки).
  4. Знания, полученные педагогами на занятиях, позволяют им переосмысливать свои взгляды, менять подходы к организации учебно-воспитательного процесса и выстраивать позитивные коммуникации между его участниками.
  5. Имеет место использование учителем полученных знаний в учебно-воспитательном процессе с целью повышения его методического уровня и улучшения качества обучения.
  6. Выявленные в ходе контроля проблемы требуют решения другими формами и методами методической работы.

Школьная методическая подготовка педагогов в нашем образовательном учреждении стала залогом достижения главной цели – совершенствования и повышения уровня научно-методической подготовки учителя, четкого осознания им самого процесса преподавания и перспектив его развития в соответствии с требованиями современной школы.