"А.П. Чехов - несравненный художник жизни". 9-й класс

Разделы: Организация школьной библиотеки

Класс: 9


Оборудование: кабинет информатики.

Ход урока

1. Слово учителя. Краткая биография писателя.

(Слайд 1), (Слайд 2) Антон Павлович Чехов (1860-1904), русский писатель, почетный академик Петербургской АН (1900-02) – один из самых взыскательных художников слова, каких знала литература. (Слайд 3) Свой путь начинает, еще учась г.Таганроге где формируется его видение мира, любовь к книгам, знаниям и театру, где начинаются его первые литературные и сценические опыты, где он получил свой первый литературный псевдоним «Антоша Чехонте». Начинает с рассказов и юморесок, в которых царствует стихия смеха – это то шутка, иногда добрая, а порой беспощадная, то мягкий юмор, то очень сильнейший сатирический заряд.

Смеясь, Чехов низводит до ничтожества власть, которая «пыжится» стать великой. И может быть, именно эта стихия смеха превращает юмор писателя в грозное оружие борьбы с косностью, лицемерием, рабством.

(Слайд 4) В рассказах «Толстый и тонкий», «Злоумышленник», «Унтер Пришибеев», «Маска», «Хамелеон» Чехов высмеивает закоренелость общественного неравенства, добровольное холопство, ханжество, пошлость, самодурство, цинизм.

(Слайд 5) А. П. Чехов сыграл большую роль в развитии детской литературы, хотя считал, что «...писать для детей вообще не умею... надо не писать для детей, а уметь выбирать из того, что уже написано для взрослых, т. е. из настоящих художественных произведений». Исключение составляют рассказы «Каштанка» и «Белолобый», написанные специально для детей. Более двадцати рассказов о детях были изданы отдельным сборником «Детвора». Уже при жизни писателя в круг детского чтения вошли такие рассказы, как «Хамелеон», «Лошадиная фамилия», «Налим», «Ванька», «Детвора», «Событие», «Мальчики», «Беглец», «Спать хочется» и др.

Чехов любил своих героев: чиновников и врачей, учителей и архиереев, портных и подмастерьев, лавочников и художников. Любил всей силой своей великой души, страдал их болями, радовался их радостям. И только одного не прощал людям – раболепия, покорности, смирения. Не прощал их готовности быть «маленькими людьми». Ему было больно и стыдно за эту добровольную приниженность. Ведь не для того рождается Человек.

По окончании Таганрогской гимназии Чехов поступил на медицинский факультет Московского университета. После окончания университета он начинает практику уездного врача. Занятия медициной имели прямое отношение к его литературному творчеству и наложили свою печать на его талант. Появляются такие рассказы как «Беглец», «Хирургия», «Мертвое тело», «На вскрытии», «Сирена».

(Слайд 6) В 1892 году Чехов покупает имение в Мелихово, близ Лопасни, Серпуховского уезда, в 80 верстах от Москвы. В усадьбе Чеховым написано более 40 произведений, среди них (Слайд 7) «Дом с мезонином», «Палата №6», (Слайд 8) «Ионыч», «Крыжовник», «Человек в футляре», «По делам службы», повесть «Три года», – (Слайд 9) пьесы «Чайка» и «Дядя Ваня», принесшие писателю мировую славу. Его герои проводят жизнь в бессмысленных разговорах, пустых мечтаниях и превращаются в «недотеп». Их постоянно преследуют ошибки, недоразумения, крушения иллюзий.

Большая Чеховская драматургия начинается с «Чайки». Сюжет в «Чайке» - лабиринт увлечений, роковых привязанностей, и нет из него выхода. Чайка – символ, переливающийся разными значениями, по-разному живет в душе молодых героев. «Чайка» говорит о том, что «груба жизнь», но нельзя отчаиваться («умей нести свой крест и веруй», - скажет Нина в финале), о том, что современное искусство погрязло в рутине; «нужны новые формы», - заявляет Треплев. Идеи пьесы – противостояние грубой жизни, поиск нового в искусстве. Сквозь всю пьесу проходит образ подстреленной птицы.

Чехов – один из самых читаемых прозаиков и самых репертуарных драматургов в мире. Облик Чехова-писателя и человека остается самым дорогим для людей всех стран и континентов.

(Слайд 10) Основные темы его творчества — идейные искания интеллигенции, недовольство обывательским существованием одних, душевная «смиренность» перед пошлостью жизни других. («Скучная история», «Дуэль», «Дом с мезонином», (Слайд 11) «Анна на шее», «Дама с собачкой».

Много испытаний и преград стояло на пути Чехова. В преодолении их писатель проявил редкую выдержку, твердость и независимость духа. Самый большой подвиг воли Чехова – его литературный труд. Неизлечимая болезнь отнимает у него последние силы, но он завершает гениальную драму, свою последнюю пьесу «Вишневый сад». (Слайд 12) С самого начала действия пьесы перед нами люди, тревожно прислушивающиеся к чему-то неотвратимому, с грустью оглядывающиеся назад и с робкими надеждами всматривающиеся вперед. Они живут как в полусне, призрачно, на границе реального и мистического. Хоронят жизнь. У всех героев пьесы есть ощущение временности свого пребывания в мире. Все в ожидании неотвратимо надвигающегося рокового конца. В финале пьесы есть ощущение, что жизнь кончается для всех, и это не случайно. Люди «Вишневого сада» не поднялись на высоту, которой требует от них предстоящее испытание. «Вишневый сад» был написан в преддверии революции 1905 года.

II. Викторина.

Какой псевдоним был у Чехова? Кто знает определение термина «псевдоним»?

(Слайд13) Псевдоним – (от греч. pseudos – ложь, вымысел) вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения.

(Слайд 14) Назовите рассказы, которые вошли в круг детского чтения уже при жизни писателя?

Какие рассказы А.П.Чехова вы читали?

Как сочеталась литературная деятельность Чехова с его врачебной практикой?

Вспомните эпизоды, диалоги, поступки героев, которые показались вам смешными, какие грустными.

Назовите рассказы Чехова, в которых писатель высмеивает закоренелость общественного неравенства, добровольное холопство, ханжество, пошлость, самодурство, цинизм.

Какой из прочитанных рассказов произвел на вас наибольшее впечатление?

Какие художественные детали, подчеркивают характер персонажей?

О каких новых произведениях вы услышали на уроке?

Весной 1904 года здоровье писателя сильно ухудшилось. Он отправился на лечение в курортный немецкий городок Баденвейлер. лайд 15) 2 (15) июля 1904 года Антон Павлович Чехов скоропостижно скончался на сорок пятом году жизни.

Он прожил в двадцатом веке всего только четыре года. Но вместе с именами Льва Толстого и Достоевского имя Чехова получило признание всего человечества.

Приложение 1.

Литература:

  1. Кулешов В.И. Жизнь и творчество А.П.Чехова. Очерк. – М.: «Детская литература», 1985.
  2. Сочинения в четырех томах под редакцией Бердникова Г.П. . – т.1 - М.: «Правда», 1984.
  3. Сочинения в четырех томах под редакцией Бердникова Г.П., – т. 2, - М.: «Правда», 1984.
  4. Сочинения в четырех томах под редакцией Бердникова Г.П., – т. 3, - М.: «Правда», 1984.
  5. Избранные сочинения Беленький Г.И., Николаев П.А., Овчаренко А.И., Пузиков А.И., Щербина В.Р.
  6. Иллюстрации: Алимов С.А
  7. Рисунки: Бальжак Н.