Эколого-краеведческая работа с учащимися "Крапива не только жжется…"

Разделы: Экология


«Родной куст и зайцу дорог»

Народная мудрость

Цель: продолжать формировать представление о многообразии Цветковых растений на Земле, расширить и углубить знания по экологии растения, создать условия для интеграции знаний различных школьных дисциплин.

Задачи: формировать умения составлять морфологическое описание растения, давать систематическую характеристику растения; продолжать формировать навык работы с натуральными объектами.

Подготовительная работа: за десять дней до предполагаемого занятия, класс делится на мини-группы: «Биологи», «Фармацевты», «Историки», «Экологи», «Практики». Каждая из групп получает задание приготовить мини – доклад по теме занятия в соответствии со своей специализацией. Учитель просматривает информацию учащихся до занятия, дополняет и корректирует ее.

ХОД УРОКА

I. Актуализация знаний учащихся

Учитель: Назовите растения, произрастающие в окрестностях села, без которых человек не может обойтись?

Учащиеся: Береза, подорожник, ель, клюква, сосна, пижма и т.д.

Учитель: С какой целью человек использует эти растения?

Учащиеся: Топливо, строительный материал, сырье для получения некоторых веществ, как лекарственные травы, в пищу, в качестве красителей.

II. Изучение нового материала

Учитель: Тема нашего сегодняшнего занятия «Крапива не только жжется…». Сегодня мы познакомимся поближе с одним из растений, которое произрастает в окрестностях села – это крапива. Итак, мы начинаем путешествие от станции к станции (на экране паровозик с вагончиками, на которых написаны названия станций).
– Первая станция нашего путешествия «Морфологическая».

Группа «Биологи» сообщают о морфологическом строении крапивы.

– Следующая станция нашего путешествия «Историческая».

– До 10 века крапива на Руси считалась материалом номер один. Да и в других станах – тоже. Постельное белье для английской королевы Елизаветы I шили из крапивы, из этого же жгучего растения в Шотландии делали скатерти, салфетки и полотенца. Армия Наполеона была частично экипирована в крапивные ткани. А когда крапиву вытеснил лен, к ее помощи прибегали всякий раз, когда с хлопком возникали проблемы. Например, во время Первой мировой войны немцы шили из сорняка амуницию, а во Вторую мировую из нее же делали парашюты. 

Станция «Зеленая аптека»

– Группы «Фармацевтов» сообщают учащимся о лекарственных свойствах крапивы.

– Следующая остановка – станция «Экологическая».

Сообщение экологов о роли данной группы растений в окружающей среде.

Крапива – сорняк, активный как во влажные, так и засушливые сезоны, и требующая специальных методов борьбы с ним.

– Остановка – станция «Практическая».

1. Фитонцидные свойства листьев позволяют до одних суток хранить в них сырое мясо и рыбу.
2. Крапива обладает красильными свойствами, корневища красят ткани в желтый цвет, листья – в зеленый.
3. Из стеблей крапивы получают грубые ткани и бумагу.
4. Молодые листья крапивы используют для приготовления салатов, супов, т.к. они содержат большое количество витаминов.
5. Изготовление фильтров для воды в походных условиях.

– Наша последняя остановка – станция «Технологическая».

Учитель: Процесс получения тканевых холстов из крапивы выглядит следующим образом: 1. Заготовка крапивы. 2. Обработка сырья. 3.Получение нитей. 4. Получение сукна.

III. Рефлексия знаний

– На мыслительных листах напишите, что нового и интересного вы узнали о крапиве, где вы сможете применить полученные знания.

IV. Подведение итогов

Учащиеся оценивают работу друг друга.

V. Домашнее задание

Составить кроссворд по теме сегодняшнего урока.