Повышение научно-практической компетентности педагогов ДОУ по проблеме внедрения здоровьесберегающих образовательных технологий

Разделы: Работа с дошкольниками, Общепедагогические технологии


Главная отличительная особенность всех человедческих технологий, к которым относятся и здоровьесберегающие образовательные технологии: высокая зависимость успешности их реализации от уровня профессиональной подготовки непосредственных исполнителей. Именно педагоги – реальные проводники всех новых идей, замыслов, инноваций, внедряемых в любом образовательном учреждении.

На протяжении уже нескольких лет наше образовательное учреждение работает по проблеме содействия здоровью детей. Это не кампания одного дня, а целенаправленная, систематически спланированная деятельность всего коллектива на длительный период.

Настоящий этап предполагает активное включение в работу по содействию здоровью не только специалистов, формирующих здоровье ребёнка (врача, медицинской сестры, инструкторов по физической культуре, плаванию), но и практически всех педагогов и воспитателей, работающих с детьми и их родителями. Сегодня можно с уверенностью утверждать, что педагог может сделать для здоровья ребёнка не меньше, чем врач. Это не значит, что воспитатель должен выполнять (подменять) функции медицинского работника. Просто необходимо работать так, чтобы в процессе обучения и воспитания максимально содействовать сохранению здоровья ребёнка. С данной точки зрения умение педагога строить образовательный процесс с учётом здоровьесберегающей доминанты, знание факторов формирующих здоровье детей и мер по его обеспечению на занятии, являются весьма существенными.

Исследования показывают, что даже при соблюдении требований к объёму  образовательной нагрузки и  внедрении отдельных форм физкультурной деятельности, частота случаев сильного и выраженного утомления после занятий, у воспитанников старших и подготовительных групп, составляет примерно 40%.  Это, в свою очередь, вызывает неблагоприятные сдвиги в функциональном состоянии различных органов и систем и в конечном итоге ведёт к ухудшению здоровья  ребёнка. Для обеспечения условий успешного обучения дошкольников и одновременно сохранения их здоровья, все педагоги должны иметь необходимый уровень профессиональной грамотности в вопросах  здоровьесбережения.

Мы провели специальное изучение  исходного уровня знаний педагогов  основ здоровьесберегающей педагогики и умений использовать её принципы, средства, методы и приёмы на занятии. Для этого были запланированы:

- собеседования с педагогами;
- ознакомление с конспектами занятий, разработанными воспитателями;
- аспектный анализ посещённых занятий.

Результаты изучения и сделанные выводы стали резервом для планирования оптимальной деятельности, направленной на решение конкретных проблем, связанных с внедрением здоровьесберегающих образовательных технологий.

С целью  повышения научно-практической компетентности педагогов по проблеме внедрения здоровьесберегающих образовательных технологий

нами, совместно с отделом охраны здоровья и физического воспитания ОГОУ ДПО (ПК) специалистов «Орловский институт усовершенствования учителей», разработан и в настоящее время успешно реализуется, тематический план занятий  годичного семинара для всех категорий педагогических работников нашего образовательного учреждения:

«Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога ДОУ»

Основные задачи:

- формирование у педагогов компетенции в вопросах здоровьесберегающих образовательных технологий;

- обучение педагогов:

а) современным методам и приёмам организации и проведения работы по   содействию здоровью ребёнка в процессе обучения (на занятиях);
б) вариативному использованию здоровьесберегающих образовательных технологий в зависимости от конкретных практических обстоятельств.

Принципы отбора содержания обучения:

- наукоёмкость;
- практикоориентированность;
- природосообразность;
- значимость.

Среди многообразия форм работы  при обучении педагогов мы выделяем как наиболее эффективные следующие:

- лекционные занятия;
- дискуссионно-практические занятия;
- разбор профессиональных ситуаций;
- индивидуальные консультации.

Тематическое планирование

  

Тема

Кол-во часов

1.

Систематика и взаимосвязь здоровьесберегающих образовательных технологий.

2

2.

Предупреждение патологических нарушений, непосредственносвязанных с учебной деятельностью ребёнка.

2

3.

Технология разработки конспекта занятия со здоровьесберегающим сопровождением. Практикум (по подгруппам).

28

4.

Приёмы предупреждения и преодоления утомления детей на занятии:

4.1. Основные закономерности динамики умственной работоспособности в течение занятия (урока).
4.2. Физиологически необходимые этапы восприятия и переработки новой информации (операциональная концепция Ж.Пиаже).
4.3. «Два полушария – один мозг».

222

5.

Специальные здоровьесберегающие приёмы, методы, элементы:

5.1. Профилактика зрительного утомления, заболеваний органа  зрения;
5.2. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата.

22

6.

Характеристика психических состояний детей на занятиях, негативно влияющих на здоровье: психическое перенапряжение,эмоциональный дистресс, психическое утомление, сильная тревожность.Психогимнастика, как оздоровительный момент на занятии.

3

7.

Авторские здоровьесберегающие методики и технологии.
Организация образовательной деятельности в условиях активной сенсорно-развивающей среды

4

8.

Здоровьесберегающие возможности цвета.

2

9.

Музыкотерапия.

2

10.

Оздоровительный момент на занятии: современные требования ксодержанию, месту и продолжительности.

2

11.

Анализ занятия с позиций здоровьесбережения. Методика и практикум (по подгруппам).

8

 

Всего:

45

В настоящее время существует  много программ различного направления для дошкольных образовательных учреждений, что само по себе создаёт условия для выбора,  творческого подхода и самореализации. Помочь педагогу сориентироваться в многообразии современных инновационных технологий – актуальная методическая задача. «Однако, независимо от выбранного пути, вопросы сохранения и приумножения детского здоровья входят в обязательный комплекс требований, предъявляемых жизнью к деятельности воспитателя». [1]

Список литературы

  1. Уланова С.А., Башканова Г.Л., Буткина С.Ю. «Пять шагов в детство», Методическое руководство для воспитателей ДОУ. – Сыктывкар, 2004.
  2.  Смирнов Н.К. «Руководство по здоровьесберегающей педагогике. Технологии здоровьесберегающего образования». – М.: АРКТИ, 2008.