Метод проектов как возможность формирования надпредметной компетентности и компетенции учащихся

Разделы: Технология


Подготовка людей к жизни и труду в условиях информационного общества является основной целью информатизации образования и предполагает формирование умения использовать для решения своих практических задач информационные технологии. Поэтому актуальность использования компьютерных технологий в предпрофессиональной подготовке школьников очевидна: она обусловлена стремительным ходом процесса информатизации общества. Процесс этот связан с повышением влияния интеллектуальных видов деятельности на все стороны общественной жизни и ориентирован на использование больших объёмов достоверной и исчерпывающей информации, а, следовательно, необходимостью автоматизации её обработки. Развитие этих «навыков XXI века» - века, главной ценностью которого становится самостоятельное приобретение нового знания – основная задача школы. Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане обладали высокой информационной компетентностью, сегодня всё более отчётливо проявляется прямая зависимость между информационными компетенциями человека и качеством его жизни. А в крупных промышленных и научных центрах (каковым является и наш город) готовность и умение субъекта эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения конкретной цели ценится в любой сфере деятельности. А эта готовность и есть  результат образования, называемый компетенцией.

При компетентностном подходе учебный процесс требует серьезных изменений и в содержании образования, и в осуществлении учебного процесса, и в практике работы педагога.

Целью обучения становится не процесс, а достижение учащимися определенного результата. Содержание материала внутри предмета подбирается преподавателем под сформулированный результат. Меняются также и подходы к оценке - в процедуру оценивания включается рефлексия, сбор доказательств, наблюдение за деятельностью учащихся.

Меняются формы и методы организации занятий -  акцент делается на обучение через практику, работу учащихся в малых группах, использование межпредметных связей, развитие самостоятельности учащихся и личной ответственности за принятие решений.

Все выше сказанное и побудило автора к поискам возможности использования информационных технологий в рамках других предметов. В итоге была написана программа «Использование компьютерных технологий в предпрофессиональной подготовке школьников».

Представленная программа (приложение 1) является программой по технологии для базового уровня подготовки учащихся 10–11-х классов. Она составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Целью данной программы является подготовка школьников к жизни, учёбе и профессиональной деятельности в информационном обществе. Для достижения цели ставились следующие задачи:

  • Ознакомить школьников с понятиями культуры и эстетики труда, перспективами и последствиями развития технологии и техники, методами и средствами получения, обработки, хранения и использования информации, основами черчения, графики и дизайна; сформировать представления о мире профессий.
  • Сформировать у учащихся навыки самообразования, помочь им в самовыражении, развить их коммуникативные навыки.

Иначе говоря, цель – формирование информационно-коммуникативной компетенции выпускников школы.

Интегративный характер содержания обучения технологии позволяет учащимся осознать «надпредметный», общенаучный характер навыков, приобретённых на уроках информатики.

Для решения второй задачи каждый из перечисленных разделов программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы, для проведения которых используется метод проектов. При этом изучение материала программы, связанного с проектированием, предваряется изложением необходимого минимума теоретических сведений. В программе предусмотрено выполнение школьниками индивидуальных и групповых творческих проектных работ по каждой теме (приложение 2). В процессе создания проектов учащиеся самостоятельно проводят поиск, анализ и отбор нужной информации по заданной теме; выбирают средство обработки и оформления задачи; проводят публичную презентацию и защиту проекта. Такие виды деятельности развивают творческий потенциал, аналитические способности, вербальные навыки, создают условия для уверенного ориентирования в информационном пространстве. Работа над групповыми проектами, рецензирование чужих проектов и защита собственных формируют навыки работы в команде, развивают умение аргументировать выслушивать и обдумывать предложения соратников и оппонентов, отстаивать своё собственное мнение, что позволит школьникам проще и быстрее адаптироваться в социуме вообще и будущей профессиональной деятельности в частности.

При создании проектов учащиеся решают прикладные задачи, выполняют практические работы, занимаются моделированием и конструированием с использованием компьютерных технологий. Разработка и защита каждого проекта оценивается преподавателем и обсуждается на публичной защите. Требования к выполнению проекта определяются преподавателем заранее так, чтобы степень соответствия проекта требованиям можно было оценить достаточно точно. На презентации группового проекта чётко описывается вклад каждого участника. Таким образом, каждый проект является зачётной работой по изученной теме.

Минимум материала, который должен быть усвоен учеником в отведённое время изложен в содержании курса. Однако порция, полученной ребёнком информации, зависит от его интересов и возможностей. Этой установкой определяется ориентация на проектный метод в обучении. Этому способствует вариативность тем проектов.