Этнопедагогические подходы в преподавании математики

Разделы: Начальная школа


Задача современного математического образования в школе – максимально использовать его воспитывающий потенциал, который включает в себя способность действовать на личность каждого отдельного учащегося, дает возможность ему активно участвовать в деятельности школьных коллективов, вступать в различные общественные и личностные отношения. Теоретическую основу здесь составляют общефилософские идеи о роли народа в создании духовной и материальной культуры; о его отношении к наследию прошлого; о сущности традиций и их роли в жизни общества; о своеобразии и самобытности культур различных народов и народностей; о нравственности и нравственном воспитании; об использовании опыта народной педагогики в формировании развития личности.

Связь обучения с реальной жизнью пробуждает у учащихся дух познания, утверждает их веру в силу знания и неограниченные его возможности.

Вечные ценности народной педагогики, ее идеи и опыт необходимо переосмыслить сквозь призму изменяющийся реальности и найти в ней то, что позволить сохранить элементы этнопедагогического подхода к преподаванию учебных предметов.

Фрагменты игр с включением элементов этнопедагогики.

  1. Игра “Почта”

Класс делится на группы. Каждой группе выдается конверт с заданиями. Каждая команда должна решить вложенные в конверты задания. Правильно решив все задания, учащиеся должны сложить слово, относящееся к быту и жизни якутов. Затем конверт с ответом опускают в специальный ящик.

Каждая команда выпускает стенгазеты по темам: “Веселая математика”, “Старинные русские меры”, “Меры и измерения народа саха”, “Узоры и математика саха”, “Математика и национальная одежда народа саха”. По этим темам проводит мероприятия и конкурсы.

  1. Игра “Эстафета традиций”

Организаторами и участниками являются работники музея, учащиеся, родители. Работники музея проводят беседы с показом выставочных работ, наглядных пособий, видеоматериалы о жизни, деятельности и культуре древнего народа на тему “Быт, жилье, народные умельцы древнего народа саха” для учащихся.

Прослушав беседу работников музея, ученики демонстрируют свои знания перед родителями. А родители делятся секретами семейных традиций, вспоминают свое детство, знакомят со знаменитыми родственниками, знакомят древом своего рода.

  1. Игра “Математическое кафе”

Команды получают домашнее задание: оформить стол, используя как можно больше математических понятий и представлений древнего саха. Жюри учитывает и качество оформление стола, и представление команды, и содержание выступления.

  • Разминка – решение задач с этнопедагогическими элементами.

Командам предлагаются ситуации. На этом этапе родители вспомнили школьные годы. Наравне с детьми им пришлось и сочинить шуточные приколы из школьной жизни, и показать их.

  • “Угадай мелодию” - командам даются подсказки, с помощью которых они должны угадать песню и исполнить ее. Песня – народное богатство. Песни любимых композиторов и мелодистов о родных аласах, детстве, любви вызвали душевную радость родителей разного возраста и они, советуясь с детьми, отвечали на вопросы.
  • “Официант, чек!” - жюри оценивает результаты всех выступлений и награждает победителей. Но в игре не оказалось побежденных, все остались довольны результатами. Родители выступили в роли хранителей жизненного опыта, а детям достался урок родительской заботы, поддержки и доброты.
  1. Турнир смекалистых на тему сказок, загадок, пословиц с математическим содержанием.

Несколько строк из сказки “Старуха Бэйбэрикээн с пятью коровами”: “Натянули вокруг дома ремень с девятью изгибами, привязали к нему девяносто чубарых жеребят. На правой стороне двора воткнули девять столбов и привязали к ним восемь быков из восьми стад. Пригласили восемь шаманок, начали играть свадьбу”.

Далее проводится беседа о сути названных в сказке чисел, о видах свадеб и о свадебных традициях народа саха.

По сказке “Никита – крестьянский сын” из сборника сказок: “И вот третья задача Мудрой Куо – крестьянской красавицы: она прислала большой струг, груженный оленьей шерстью. Надо сосчитать и сказать, сколько волосинок она прислала. И если будет дан правильный ответ, она примет окончательное решение. Царский сын не справился с этой задачей, а крестьянский сын Никита отвечает правильно.

И что же сказал крестьянский сын Никита? И ребята начинают рассуждать, приводить свои ответы, некоторые это могут даже изобразить.

  1. Старинные народные задачи-загадки и загадки познавательные с числовым данным:
  • “Говорят, есть кусок золота, что и тридцать молодцев не усадит” (младенец)
  • “Говорят, старик Ордохон на тридцати ложах лежит” (корни)
  • “Говорят, у старика Трофима девяносто пуговиц-застежек” (берестяная лодка)
  • “Говорят, смертоносная паутинка, что о семидесяти глазах ячеях в воду нырнула” (сеть, невод)
  1. Якутские пословицы и поговорки: У ленивого сто отговорок. Добрый молодец, умеющий семь раз крутиться на собственном большом пальце руки.
  2. Путешествие в сказку “Трудная дележка”

Учащиеся сами рассказывают сказку:

Давным-давно в одном аласе жили-были по соседству богач, середняк и бедняк. Однажды середняк убил на охоте 5 гусей и принес богатому соседу. А у богача было 2 сына, 2 дочери и он со своей женой, значит, их было шестеро. И вот богач приказал соседу, принесшему гостинец, самому разделить 5 гусей, да так, чтоб никому обидно не было.
Бедняк: “Вам тойону – 1 гусь, супруге вашей 1 гусь. Старшему сыну – 1 гусь, младшему – 1. Старшей из дочерей – 1 гусь, а младшей – не хватило. Что-то не так? Вас 6 человек, а гусей – 5. Что мне делать?”
Старается делить по-другому, ничего не получается. Делит и так, и сяк. Чешет в затылке – не помогло. Тойон его выгнал, еще приказал его выпороть. Велел привести бедняка, чтоб он разделил. И вот приходит с поклоном бедный сосед. Тойон приказывает ему разделить 5 гусей на всех шестерых.
Бедняка: “Вам тойону с супругой – 1 гусь, итого вас стало трое. Сыновьям 1 гусь – и их тоже стало трое. Дочерям 1 гусь – и их стало трое. А мне, как одному, 2 гуся – и нас стало трое.
Тойон сначала не понял, удивился, потом расхохотался, поблагодарил бедняка за умную дележку, даже дал ему немного денег за светлую голову. Вот так сметливый бедняк вернулся домой с двумя гусями, с деньгами, главное, жив и здоров.

Интеграции традиционных культур с современными системами, технологиями приводит к повышению познавательного интереса учащихся к математике.