Организация положительной мотивации деятельности дошкольников как средство более "мягкой" адаптации при переходе в начальную школу и формирование у первоклассников цели и содержания, мотивов учебной деятельности

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками


Первый класс является чрезвычайно ответственным периодом не только в жизни ученика, но и учителя.

Педагоги знают, как нелегко бывает современным первоклассникам адаптироваться к школе. А между тем перед учениками и учителями стоят непростые задачи, от решения которых зависит не только успешность в учении, общении с одноклассниками, но и эмоциональное отношение к школьной жизни, психологическое и физическое здоровье первоклассников.

Поскольку деятельность учения носит коллективный характер, то для успешной адаптации к школе у первоклассника должны быть сформированы следующие качества и умения.

I. Эмоционально - положительное отношение к совместной деятельности: желание участвовать в ней; позитивные переживания в процессе совместной деятельности; уверенность в успехе; ощущение положительных эмоций от удачной совместной работы; адекватная эмоциональная реакция на ошибки и неуспех своей (товарища) деятельности; желание предложить свою помощь, а также принимать ее от других.

II. Деловые отношения на уроке.

1.Умение принимать цель совместной деятельности и сопроводительные указания к ней: понимать цель деятельности как ее результат, адекватно реагировать на обращения одноклассников, учителя.

2. Умения взаимодействовать:

  • планировать совместно общую деятельность;
  • договариваться о способах разделения обязанностей;
  • соотносить свои действия с действиями партнера;
  • принимать участие в сравнении цели и полученного результата.

III. Наличие новых социальных ролей, связанных с реализацией деловых межличностных отношений, проявляется в том, что у первоклассника формируется понимание важности коллективного познания для себя и для других; желание быть соучастником общего дела на фоне высокой мотивации к совместным формам работы на уроках.

IV. Статусные характеристики включают в себя умения презентовать себя:

  • рассказывать о себе, о своих возможностях, объективно их оценивать;
  • выслушивать мнение участников деятельности о своей работе;
  • адекватно реагировать на критику своей работы;
  • высказывать свое мнение о достигнутом результате деятельности.

Становится понятным, что вышеперечисленные качества и умения первоклассников являются показательными их уровня адаптации к школе.

Как учитель может помочь детям благополучно пережить процесс вхождения в новую социальную ситуацию, принять нормы и требования школьной жизни, успешно сформировать качества, свойственные ученику?

Это можно сделать, используя потенциальные возможности учебных предметов I класса. Существенный вклад следует ожидать от уроков “ окружающий мир”, что обусловлено его специфическими особенностями. Одной из целей изучения этого предмета является социализация младшего школьника, т.е. введение его в систему отношений с окружающей действительностью, раскрытие роли и места человека в природе и обществе.

С этой точки зрения уроки “окружающий мир” имеют особое значение для формирования знаний о правилах поведения и взаимодействия людей, развития у ребенка эмоционально-положительного отношения к окружающим и себе, мотивированной деятельности общения.

Большое значение имеют формы организации взаимодействия первоклассников друг с другом на уроке в адаптационный период. В частности, работа в парах (которую проводят учителя на каждом уроке). Она является наиболее комфортной формой организации учебного процесса, целью которого является формирование деловых межличностных отношений. Работа в парах - это выполнение задания двумя учениками, которые, общаясь и взаимодействуя, выполняют решение задачи, направленной на получение общего итога.

Парную работу можно рассматривать как начальную стадию формирования деловых межличностных отношений первоклассников.

Работа в парах формирует у первоклассников умения принимать общую цель и сопроводительные указания к ней, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели; соотносить свои действия с действиями партнера по совместной деятельности; принимать участие в сравнении цели и результата работы. (Например, задание “Варежки”, которое можно провести как на уроке, так и в неурочное время. Цель этого задания: выявление и развитие способностей у детей устанавливать деловые отношения в совместной деятельности.)

Каждому ученику дается шаблон варежки из белой бумаги. Дети, работая в парах, должны раскрасить варежки так, чтобы они получились одинаковыми. Цель: ).

Таким образом, работа в парах позволяет учителю оценивать степень развития навыков сотрудничества у первоклассников и целенаправленно организовывать их совместную деятельность на уроке в адаптационный период.

Также проводится работа по развитию мотивации к учению у младших школьников. Психологи отмечают слабый уровень развития внимательности, объема кратковременной памяти у поступающих в школу детей, что, в свою очередь, определяет многие проблемы в обучении (ребята плохо запоминают слов. слова, правила часто переспрашивают учителя и т.п.).

Для предупреждения вышеуказанных проблем на уроках и во внеурочное время проводятся игры на развитие внимание, памяти. Например, учитель чертит на одной стороне доски квадрат, состоящий из 9 “окошек”, заполненных различными символами и иероглифами. Эта сторона доски открывается на 15-20 сек., а затем дети воспроизводят увиденное по памяти.

Проводится работа и по обучению детей способам запоминания - посредствам иероглифической записи, составления рассказа, внутреннего рисования.

Подобные виды работы развивают у детей интерес к заучиванию стихотворений, подготавливают их к написанию изложений и сочинений. Для развития креативного мышления можно использовать следующие виды работ: например, написание объявлений (одновременно это служит развитию письменной связной речи). Предметом объявлений служат вещи, которые, казалось бы, не способны заинтересовать человека своей непригодностью. Дети могут “продавать” старую шляпу, попугая, который не умеет разговаривать, поломанный телевизор, плюшевого мишку без уха и т.п.

Кроме того, детям можно предложить написать необычные сочинения, например о том, что чувствует ручка, лежащая в книжном шкафу, о чем любит рассказывать молоток, старый портфель, почему цветок опустил листочки и т.п.

Предварительно можно проводить следующую работу: учитель берет в руку расческу, включает воду в кране и помещает расческу под струю воды. За этим действием следует вопрос: “опишите, что сейчас чувствует расческа?” подобная творческая деятельность оказывается неоценимой точки зрения подготовки к написанию сочинений.

Такая работа развивает у ребят нестандартные формы мышления, способствует выявлению у них творческой одаренности.