Читательская конференция. А.С. Пушкин. "Повести Белкина"

Разделы: Организация школьной библиотеки, Внеклассная работа


Основная часть
Оформление кабинета. В кабинете на доске висит портрет А.С.Пушкина, детские иллюстрации «Повестей Белкина». Рядом с доской стоит столик, на котором узорная скатерть, подсвечник со свечой. На стенде - расположена художественная литература об А.С.Пушкине.
(Звучит мелодия Джеймса Ласта «Одинокий пастух»)

Слово учителя
Сегодня мы собрались на необычное занятие. У нас читательская конференция по «Повестям Белкина» А.С. Пушкина.
Мы узнаем об истории создания этих произведений, поговорим о героях повестей, рассмотрим иллюстрации, которые приготовили ребята. Мы приоткроем дверцу в мир пушкинских историй, переживаний, чувств.
Александр Сергеевич Пушкин - солнце русской литературы. Центр русской культуры. О нем написаны сотни книг. Пушкин - ворота в духовный мир русского дворянства, вера русских людей. Как мы понимаем повести, что ценного мы вынесли после чтения этих произведений? Целый мир человеческих отношений воплотился в пушкинских творениях.

Слово библиотекаря
Есть имена, как солнце!
Имена - как музыка!
Как яблоня в расцвете!
Я говорю о Пушкине: поэте,
Действительном в любые времена.

Слово учителя
Так писал известный русский поэт Игорь Северянин в начале XX века.
Сообщение ученика: история создания «Повестей Белкина»
(см. Приложение 1)

Слово учителя
Нет ничего проще и в тоже время сложнее «Повестей Белкина». Перед нами мир русской жизни, добродушный, сердечный.
А какой главный вопрос звучит во всех повестях? (Вопрос совести и христианской морали. Без этих ценностей трудно понять повести, написанные почти 180 лет назад).

Сообщение ученика: А.С.Пушкин о своем произведении
(см. Приложение 2)

Слово учителя
«Человек, по мнению Пушкина», есть тайна.

Слово библиотекаря
Мы прикоснемся к повестям с помощью загадок. Я зачитываю описание портрета героя повести, вы, ребята, называете имя персонажа и рассказываете о событиях, описанных в произведении. Итак, внимательно слушаем:
«Отроду не встречал счастливца столь внимательного! Вообразите себе молодость, ум, красоту, веселость самую бешеную, храбрость самую беспечную, громкое имя, деньги, которым он не знал счета и которые никогда у него не переводились». Кто это? (Этот молодой человек – граф, представитель богатой и знатной фамилии, один из героев повести «Выстрел». Действие повести происходит в гусарском полку вовремя Отечественной войны 1812г. Гусары – это особое подразделение в русской армии. В основном молодые люди из богатых дворянских семей.)

Слово библиотекаря
До сих пор не утихают споры о первой повести «Выстрел». Предлагаю еще один портрет.
-А это кто?
«Ему было около 35 лет, и мы за то почитали его стариком; его обыкновенная угрюмость, крутой нрав и злой язык имели сильное влияние на молодые наши умы. Какая-то таинственность окружала его судьбу». (Автор называет этого человека Сильвио. О нем рассказывают другие персонажи – граф и рассказчик. Он сильно влиял на молодежь и вызывал удивление. Сильвио завидовал графу, ведь первенство в полку переходило к нему. И в споре был виноват Сильвио. Он искал ссоры с графом.)

Слово библиотекаря
Нам понятно, что Сильвио возненавидел графа, он завидовал. А что происходило через несколько лет? (Сильвио признавался, что в моде было буйство. И он очень хотел быть первым в любом деле. Он наслаждался славой. Сильвио завидовал не богатству графа. Он возненавидел красавца-графа, не хочет с ним дружить, ищет ссоры, потому что успехи графа задевали Сильвио. Это зависть к тому кто лучше тебя.
Даже на дуэли Сильвио завидует равнодушию противника. Сам Сильвио был очень злым, поэтому он уступил первый выстрел графу. Он взбесился. А через несколько лет Сильвио отомстил графу.
Все эти годы он мучался, ненавидел графа. Теперь он заставит врага так же мучиться. Во время последней встречи Сильвио медлит. Он хочет увидеть испуг графа.
Граф снова стреляет первым. Он не хочет убивать Сильвио, он промахнулся. А Сильвио не выстрелил. Он видит графа взволнованным, и ему стало легче. Сильвио достоин уважения, он не стал убийцей. И граф изменился, он хочет быть счастливым. Он не боится дуэли, а испытывает страх за Машу).

Чтение учителем отрывка из повести «Выстрел» (Последняя дуэль графа и Сильвио)

Слово библиотекаря
Сильвио не стал убийцей. А как закончилась его жизнь? ( Месть опустошила Сильвио. Жизнь его стала бессмысленной. Он погибает в одном сражении. А.С.Пушкин хотел сказать читателям: в жизни есть много хорошего. Это и любовь, и дружба, и защита Отечества. Нельзя ненавидеть и мстить всю жизнь).

Слово библиотекаря
А мы перелистываем страницы книги и читаем описанную Пушкиным 17-ти летнюю девушку, стройную, бледную. «Она считалась богатой невестой, была воспитана на французских романах и была влюблена». (Это Маша, героиня повести «Выстрел»)

Слово библиотекаря
Можем ли мы объяснить, почему Маша и Владимир не обвенчались? (Владимир и Маша идут против законов. Брак был бы неравным, родители не благословили дочь. И вмешивается судьба. Метель и ветер не дали Владимиру попасть в церковь. А Маша мучается накануне побега, ей снятся страшные сны).

Слово библиотекаря
«Раненый гусарский полковник с Георгием в петлице и с интересной бледностью. Ему было около 26 лет». (Это бывший гусар Бурмин. Он остался жив после войны. Но его мучило раскаяние от совершенного когда-то поступка. Но судьба сжалилась над Бурминым. Он нашел силы признаться в «гусарской проказе», не пытался обманывать судьбу. Бурмин нашел счастье.)
(мелодия Г. Свиридова «Метель»)

Чтение по ролям :
Конец повести «Метель» от слов «Марья Гавриловна закрыла книгу…» до «Бурмин побледнел… и бросился к ее ногам…»

Слово библиотекаря
После многих лет, проведенных в раскаянии, судьба прощает героев повести за их преступления.
А кто это?
«Нрав совершенно соответствовал мрачному ремеслу... обыкновенно он был угрюм и задумчив». (Это Адриан Прохоров, гробовщик. И здесь судьба влияет на героя. Он изменился в конце повести, обрадовался, зовет дочерей и не бранит их. Адриан чувствует радость. И хотя в повести ничего не произошло, наш герой ощущает себя живым человеком.)

Слово библиотекаря
А мы продолжаем наше занятие. «Вышла из-за перегородки девочка лет 14. Красота ее, меня поразила». (Эта девочка – Дуня, дочь смотрителя. Она очень доверчивая, старательная, заботится об отце, умеет хорошо шить.)

Слово библиотекаря
Не обижайте родителей! Этому учит нас повесть Пушкина. Кто постарел? «Я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно не бритого лица, на сгорбленную спину». (Это станционный смотритель. Он тоскует по дочери, уехавшей с гусаром. Он не рад счастью Дуни. Она любит Минского, счастлива в семье. А отец хотел бы, чтобы дочь жила только с ним. Смотритель переживает, что Минский бросит Дуню. Но он убедился, что дочь счастлива. Почему же отец страдает? Он не верит в это случайное счастье.
Читателей потрясает сцена финала повести. Дуня плачет на могиле отца. Она постоянно будет испытывать чувство вины, ведь отец так и не простил свою дочь. Но трагедии в жизни Дуни не произойдет. Раз ей стыдно, слезы раскаяния очистят душу дочери смотрителя. Она не погибла духовно).

Слово библиотекаря
Повесть трагична, но пронизана светом веры. Дуня сознает свою вину перед отцом и тоже страдает. А мы заканчиваем наше знакомство с портретами героев «Повестей Белкина».
«Ей было 17 лет. Черные глаза оживляли ее смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и балованное дитя». (Это Лиза Муромская, барышня, дочка помещика. Переоделась и притворилась крестьянкой. Лиза мне очень понравилась. Она смелая, находчивая, она придумала загримироваться во время приезда Алексея.
Лиза очень хотела познакомиться с Алексеем: их отцы были в ссоре.)

Слово библиотекаря
«Он был воспитан в XXX университете и намеревался вступить в военную службу, но отец на то не соглашался».(В этом портрете мы узнаем героя повести «Барышня-крестьянка» Алексея Берестова. Он любит крестьянку, хочет жениться на ней. Готов отказаться от законов дворянской жизни, от привычных друзей, от строгого отца. Алексей чувствует ответственность за судьбу Акулины).

Сценка: «Разговор Насти и Лизы» от слов «Позвольте мне сегодня пойти в гости…» до «Какая славная выдумка…»

Слово библиотекаря
Что можно добавить? Счастья Лизе и Алексею пожелал А.С. Пушкин.
(Мелодия Георгия Свиридова «Тройка»)

Слово учителя
А сейчас мы проверим, как внимательно вы прочитали тексты произведений А.С.Пушкина. Мы организуем игру-викторину на литературном материале «Повестей Белкина».
(звучит мелодия вальса Г. Свиридова из кинофильма «Метель»)

Слово учителя
Ребята! Мы выбираем тройку игроков из 6 А и 6Б классов. Я буду задавать вопросы. Верным считается ответ ученика, первым поднявшим руку и правильно ответившим на вопрос. В случае нарушения дисциплины учащимися из одного класса право ответить на вопрос предоставляется следующему классу.
Вопрос 1. Вы знаете, что «Повести Белкина» - это цикл повестей. Сколько повестей написал Белкин, объединив их этим названием? Перечислите их. (Пять повестей : «Барышня-крестьянка», «Метель», «Станционный смотритель», «Гробовщик», «Выстрел»).
Вопрос 2. (по повести «Станционный смотритель»)
Чем была занята Дуня в тот момент, когда гусар Минский ворвался в комнату, требуя немедленно лошадей? («…старый смотритель разлиновывал новую книгу, а Дуня за перегородкой шила себе платье»).
Вопрос 3. (по повести « Метель»)
Возлюбленный Марьи Гавриловны после неудавшегося похищения невесты отправился в армию. Впоследствии он был тяжело ранен и скончался в Москве. О его ранении Марья Гавриловна узнает из газет. В каком бою он был ранен? Около какого населенного пункта? (Бородино)
Вопрос 4. (по повести « Метель»)
Как называлось село, куда направлялся Владимир, чтобы обвенчаться с Марьей Гавриловной? (Жадрино)
Вопрос 5. (по повести «Станционный смотритель»)
Из какого города ехал Минский в Петербург? (Из Смоленска)
Вопрос 6. (по повести « Метель»)
В какое платье была одета Марья Гавриловна в тот день, когда Бурмин отыскал ее у пруда, для решительного объяснения?(Белое платье)
Вопрос 7. (по повести «Станционный смотритель»)
Когда Минский притворился больным, он просил пить. Чем поила Дуня гусара? (Лимонад)
Вопрос 8. (по повести «Станционный смотритель»)
Как звали станционного смотрителя? (Самсон Выдрин)

Слово учителя
Молодцы, ребята! Обе команды правильно ответили на вопросы викторины. Мы вошли в мир героев А.С.Пушкина, показали знание произведений, умение внимательно читать, понимать тему и основную мысль повестей.

Слово библиотекаря
(делает обзор книг о Пушкине)
Н. Эйдельман «Прекрасен наш союз»
Книга рассказывает о первом лицейском выпуске, о юном Пушкине и его друзьях, о том, сколь прекрасно, могущественно чувство дружбы, товарищества. В книгу включены стихи юного Пушкина и некоторых лицеистов, заметки, письма, воспоминания. Издание рассчитано на читателя среднего и старшего школьного возраста.
«России первая любовь»
В сборнике представлены повести и рассказы известных советских писателей (Ю.Тынянова, Ю.Нагибина, К.Паустовского, О.Форш).
Первый раздел сборника рассказывает о разных периодах жизни поэта. Второй раздел книги посвящен памяти о великом поэте, его воздействию на многих и многих людей разных поколений.
Для широкого круга читателей.
Н.Бранская «Цвет темного меду»
В повести рассказывается о жизни Н.Н.Пушкиной после гибели поэта. Дано подробное описание переживаний вдовы Пушкина. Наталья Николаевна много времени посвящала воспитанию четверых детей.
Повесть рекомендуется для среднего школьного возраста.
(Звучит мелодия Джеймса Ласта «Одинокий пастух»)

Слово учителя
Заканчивая нашу конференцию, подводя итоги, я хочу сказать следующее: мы прочитали «Повести Белкина», оценили поступки героев, увидели ошибки Маши и Владимира из «Метели», страдания Дуни, переживания Самсона Вырина, счастье Лизы и Алексея. Мы понимаем, что страданием герои расплачиваются за свои ошибки. Мы понимаем, что А.С.Пушкин оставил нам всем бесценные книги, которые учат нас любви к людям, добру, справедливости.

Список используемой литературы.

  1. Непомнящий В. «Удерживающий теперь», «Новый мир» 1996г., №5, с. 162-190.
  2. Пушкин А.С. «Повести Белкина», Москва, «Просвещение» ,1984г.
  3. Северянин И. «Лирика», Москва, «Астерель - ACT», 2004г.
  4. Челышев Е. «Пушкиноведение», Москва, 1995г.,№6, с. 123.