Урок–игра по теме "Великий баснописец. «Люблю, где случай есть, пороки пощипать» И.Крылов"

Разделы: Внеклассная работа


Ход игры

1. Кто не знает басен Ивана Андреевича Крылова? Кто не учил их в детстве, черпая в басенных иносказаниях житейскую мудрость?

Басни Крылова учили наши прадеды, деды и отцы, учат их школьники наших дней. Крыловские строки, взятые писателем у народа, снова ушли в народ, превратившись в поговорки и пословицы. Книгой мудрости самого народа являются Крыловские басни.

  1. – Кто не слыхал его живого слова?
    Кто в жизни с ним не встретился своей?
    Бессмертные творения Крылова
    Мы с каждым годом любим все сильней.
    Со школьной парты с ними мы сживались,
    В те дни букварь постигшие едва.
    И в памяти навеки оставались
    Крылатые Крыловские слова.
                                М. Исаковский.

3. Жуковский охарактеризовал их как “поэтические уроки мудрости”. Дедушка Крылов, как именовали его некоторые современники, вовсе не был сентиментальным добряком. Его сатира жалила, уничтожала и сокрушала. В баснях подвергались осмеянию глупость, подлость, невежество, чванство, жестокость, корыстолюбие, алчность – все те пороки, какие были и есть в обществе.

4. “Люблю, где случай есть, пороки пощипать” И. Крылов.

5. Иван Андреевич Крылов родился 13 февраля 1769 года в бедной офицерской семье. Есть основание полагать, что отец Крылова является прообразом всем нам хорошо знакомого коменданта Миронова из “ Капитанской дочки” Пушкина.

6. У маленького девятилетнего Ивана оказались недюжинные способности. Мальчик любил читать, охотно учился и со временем блестяще знал иностранные языки. На примере Крылова можно убедиться, что воспитание не менее важно, чем образование. Мать его, Мария Алексеевна, была неграмотная, но она сумела приохотить сына к чтению. Мальчик Ваня полюбил книги, страсть к учению была у него так велика, что председатель уголовной палаты богатый местный помещик Львов, знавший отца Крылова, предложил его сыну заниматься вместе со своими сыновьями. У Крылова были способности к математике и к иностранным языкам, и вскоре оба барчука отстали от него в учении, да и где им было за ним угнаться: их заставляли учиться, а он учился назло своей бедности.

7. Будущий знаменитый баснописец любил толкаться среди“черного” народа на торговых площадях, около качелей, смотреть кулачные бои, жадно прислушиваться к говору“простолюдинов”, сидеть целыми днями на берегу Волги и слушать бойкие речи прачек.

8. "Свой” жанр Крылов искал долго и трудно. За 40 лет им было написано более двухсот басен, в среднем по 5 басен в год.

9. Крылов познал “ тайную жизнь” животных, птиц, насекомых и растений. Если уж у Крылова муравей, так это не кто-нибудь, а трудолюб, если осел – так ротозей-бестолочь, если свинья – так лежебока-обжора, если стрекоза – так беспечность. Каждому своя логическая метка.

10. Конкурс инсценированной басни (домашнее задание). Басня “Ворона и лисица”.

(Заранее разбирается сама басня. Показ характеров персонажей необходимое условие при чтении басен. Исполнитель должен “видеть” персонажей со стороны. Яркий показ возможен в басне не только при передаче прямой речи, но и в повествовательном тексте. Ворона глупая и нескладная: “взгромоздилась” на ель, не села или прилетела.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша...

11. Инсценирование басни “ Стрекоза и Муравей”.

– Почему Муравей не помог Стрекозе?

– Правильно ли он сделал?

Подберите эпитеты, характеризующие Стрекозу, Муравья, Лисицу, Ворону.

12. Конкурс знатоков.

Угадать название басни по началу:

“Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет...”.

“Проказница – Мартышка, Осел, Козел...”

Угадать название по морали:

  • “У сильного всегда бессильный виноват...”
  • “Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна...”

Назовите как можно больше животных и птиц - действующих лиц басен Крылова.

13. Конкурс на самого лучшего актера пантомимы.

(На карточках написаны названия басен Крылова. С помощью жестов участник должен изобразить то, что написано на карточке, а класс должен угадать)

  • “Волк и Ягненок”
  • “Мартышка и очки”
  • “Осел и Соловей”
  • “Лебедь, Щука и Рак”
  • “Кошка и Соловей”

14. Строки Крыловские басен давно уже стали пословицами и поговорками, они вошли в обиходную речь. Давайте вспомним самые известные. Я читаю начало выражения, а дети произносят вторую часть.

  • А ларчик... (просто открывался).
  • Кукушка хвалит Петуха за то... (что хвалит он Кукушку).
  • А вы, друзья, как не садитесь... (все в музыканты не годитесь).
  • Слона-то я и... (не приметил).
  • Недаром говорится, что... (дело мастера боится).
  • У сильного всегда... (бессильный виноват).
  • А Васька слушает... (да ест).
  • Ах, Моська! знать она сильна... (что лает на Слона).
  • Худые песни Соловью... (в когтях у Кошки).

15. Конкурс “Кто лишний?”

Дается несколько рисунков, на которых изображены герои одной из басен, но один из героев лишний; надо найти. Например: свинья, береза и дуб.

16. На веселой волне.

Басни Крылова.

Когда наша староста Маша Калинкина сказала, что у Васи Петрухина есть способности к литературе, а вот у Подсолнухова, то есть у меня, таких способностей нет, я промолчал.

“Ничего, – подумал я.– Я вам покажу еще свои способности!” Тут и случай подвернулся. Марья Петровна задала нам выучить наизусть басню Крылова. “Выучу не одну, а несколько басен” – решил я.

На следующий день я вызвался отвечать.

– Какую басню вы хотели бы услышать, Марья Петровна? – сказал я, когда вышел к доске, и посмотрел на Машу Калинкину.

Какую выучил, Подсолнухов, такую и расскажи, – слегка удивившись, ответила Марья Петровна.

Я их выучил, наверное, штук пять-шесть, – сказал я гордо. Класс загудел. А Петрухин даже рот раскрыл.

– Ну, расскажи какую-нибудь на свой выбор, – не переставая удивляться, ответила Марья Петровна.

– “Стрекоза и Муравей”, – громко сказал я. – Басня Крылова Ивана Андреевича. Год рождения – 1769-й. Попрыгунья – стрекоза, осел, козел, да косолапый мишка...

В классе засмеялись. А Марья Петровна сказала: – Может быть, тебе лучше “Квартет” почитать?

– “Квартет”, – сказал я, – басня Крылова. Ивана Андреевича. Год рождения 1769-й.. .Проказница мартышка слаба глазами стала...

Марья Петровна посмотрела на меня подозрительно и сказала:

– А ты, оказывается, артист, Коля, комик... Маша Калинкина, ты у нас староста, обрати внимание на исключительные способности Подсолнухова и привлеки его к участию в самодеятельности.

И хотя Марья Петровна поставила мне “двойку”, я остался доволен. Еще бы: сама учительница обратила внимание задаваки Калинкиной на мои исключительные способности.

17. Конкурс-мозаика. Необходимо собрать разрезанную на части иллюстрацию одной из басен Крылова.

18. Под маской чудака скрывалось сердце горячего патриота, мудрого гражданина, скептического философа, тонкого знатока социальной психологии, иронического моралиста, умнейшего русского человека. Много житейских уроков, мудрых поучений преподает нам Крылов, заботясь о воспитании человека благородного в своих мыслях и поступках, душевно щедрого.

Словарная работа.

Выясняем значение слов, размышляем, какие из перечисленных свойств характеризуют положительные и отрицательные черты человека, подбираем антонимы и синонимы.

  • Трудолюбие – безделье, лень;
  • Доброта – жестокость, жадность;
  • Ответственность – беззаботность, беспечность;
  • Дружелюбие – вражда;
  • Честность – лживость;
  • Смелость – трусость;
  • Ум – глупость;
  • Патриотизм – нелюбовь к родной земле, безразличие;
  • Товарищество – равнодушие;
  • Скромность – развязность;
  • Вежливость – грубость;
  • Скромный – сдержанный, умеренный, не хвастливый.
  • НЕВЕЖА – грубый, невоспитанный человек.
  • НЕВЕЖДА – малообразованный человек, неуч.