Цикл музыкальных занятий "Лекарство от скуки"

Разделы: Работа с дошкольниками


Как известно грамотная, хорошо сформированная речь является залогом успешного всестороннего развития личности дошкольника. Предложенный цикл музыкальных занятий предполагает развитие не только музыкальных способностей детей, а так же способствует решению задач речевого развития.

1-е занятие

Программное содержание

  • воспитывать умение детей дослушивать произведение до конца;
  • учить выражать свои эмоции, через речь и движения;
  • учить импровизировать простейший танец с предметами под музыку;
  • закреплять представления детей об осенних изменениях в природе.

Материалы и оборудование:

  • фонограммы пьес “Осенняя песнь” П.И. Чайковский, “Колыбельная”, шум дождя;
  • полянка лесная, гномик, птичка, ежик;
  • корзинка с ягодой, газовые платочки, карточки с буквами (А,У,О,И), осенние листочки;
  • картинки: листопад.

Ход занятия

Дети входят в зал под шум дождя образуют круг

М.р.

Посмотри, как день прекрасен, и как ясен небосклон,
Как горит под солнцем ясень, без огня пылает клен.

Чистоговорка “Л-Ль”

Дети хлопают в ладоши

Ла-ла-ла - осень к нам пришла..

Ритмично вытягивают руки вперед, раздвинув пальцы и прижимают их к груди, сжимая пальцы в кулаки.

Ул-ул-ул — ветерок подул.

Вращают кистями поднятых вверх рук.

Ила-ила-ила - листва в воздухе кружила.

Делают скользящие хлопки

Али-али-али – все мы осень ждали.

М.р.

Осень в гости к нам пришла, что нам осень принесла?

Хороводная игра “Здравствуй, осень”

Дети, взявшись за руки, идут по кругу.

Внутри круга противоходом движется девочка в осеннем венке

Здравствуй, Осень! Здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла,
у тебя мы, Осень, спросим
что в подарок принесла?

Осень

Дети останавливаются.
Осень стоит в центре круга.
Принесла я вам муки!

Дети

“Пекут пирожки”
Значит будут пироги!

Осень

Принесла вам гречки!

Дети

“Варят кашу”
Каша будут в печке!

Осень

Принесла вам овощей!

Дети

Отводят в сторону сначала одну руку,потом другую, раскрыв ладони кверху.

Для салата и для щей!

Осень

Принесла и Меду!

Дети

Поднимают руки вверх и через стороны опускают их вниз.

Полную колоду!

Дети идут по кругу вокруг Осени.

Ты и яблок, ты и меду, ты и хлеба принесла,
А хорошую погоду нам в подарок припасла?

Осень

Хоровод останавливается.

Дождику вы рады?

Дети

Отрицательно машут руками, скрещивая их перед грудью и слегка разводя в стороны.

Дети проходят по кругу и садятся на места.

М.р. Расскажу я вам, ребята, сказочку. Садитесь поудобнее да послушайте. В осеннем лесу жил маленький гном. Ему всегда было грустно и скучно. Никто не мог помочь маленькому гному, даже его друзья, другие гномы. Выйдет на улицу из своего домика, хорошо на улице листья золотые на ветру дрожат, трепещут, падают, укрывают землю разноцветным огнем, только не видит этой красоты гномик. Сидит на пеньке и грустит.

М.р. предлагает послушать детям о чем грустит гномик, включает аудиозапись “Октябрь” П. Чайковского.

М.р. Ребята, как вы думаете, о чем грустит наш гномик.

Ответы детей

М.р. Видит гномик: села на дерево птичка-невеличка. И говорит ему пташка:

- Дай мне корочку хлеба, может быть я смогу тебя развеселить?

Гномик положил ей хлебушка, пташка застучала клювиком, клюет зернышки, только и слышно: тук-тук-тук, да тук-тук-тук

Ритмическая игра “Тук-тук”

Дети прохлопывают ритмический рисунок за педагогом, проговаривая ритмослоги.

Тук,тук, туки-тук.
Туки-туки-туки-тук.

М.р. Поклевала птичка крошки, да и улетела, а гномик опять остался один. А в лесу тем временем ветер поднялся. И свою песню запел…

Упражнение на развитее дыхательных мышц и укрепление голосового аппарата “Ветер”

Дети делают крещендо и диминуэндо на звуки (у), (о), (а), (и). Дети молчат прижимая ладони друг к другу. Разводят руки в стороны – усиливают звучание; приближают ладони друг к другу – звук затихает.

М.р. Сорвал ветер с деревьев много листьев, в лесу листопад

Распевка с движениями “Листопад”

М.р. Надоело маленькому гному сидеть на месте и пошел он в лес по тропинке. Идет по ней и видит: катится по тропинке еж, весь колючкам оброс.

Дети исполняют песню “Ежик”

М.р. Послушал гномик песенку ежика и говорит ему:

-А что ты несешь в своей корзинке? Еж ему и отвечает: “Листья расписные, красные, желтые, разные такие, ягоды немножко, да грибы – сыроежки называются”

М.р. Ежик, дай ты нам листочки,
Потанцуем мы немножко

Танец-импровизация “Падают листья”

М.р.

Гномик наш посмотрел, тоже в пляс захотел.

Хоровод “По малину”

М.р. Улыбнулся гномик первый раз, вот какой веселый перепляс. Мы, ребята, помогли гномику улыбнуться. И сказка наша получилась с веселым концом. Ну а гному спать пора, пойдемте, пусть он спит.

Звучит колыбельная, гномик “засыпает”, дети спокойно выходят из зала.

2-е занятие

Программное содержание

  • воспитывать умение детей дослушивать произведение до конца;
  • продолжить учить выражать свои эмоции, через речь и движения;
  • учить импровизировать простейший танец с предметами под музыку;
  • закреплять представления детей об осенних изменениях в природе.

Материалы и оборудование:

  • фонограммы пьес “Осенняя песнь” П.И. Чайковский, “Осень” Вивальди, шум дождя;
  • полянка лесная (поно), гномик, птичка, ежик, медведь, дождь, ветер, солнечные зайчики;
  • корзинка с ягодой, газовые платочки, карточки с буквами (а,у,о,и), осенние листочки;
  • картинки: листопад.

Ход занятия:

Дети входят в зал по звучание “Осенней песни” П. Чайковского и образуют круг

Чистоговорка “Л-ль”

М.р.

Осень в гости к нам пришла, что на осень принесла?

Хороводная игра “Здравствуй, осень”

М.р. Помните сказку про грустного гнома? Чем мы его смогли развеселить?

Ответы детей.

М.р. А хотите узнать, какие приключения ждут нашего гномика в лесу?. Тогда слушайте еще одну сказку, только мне нужна помощь, чтобы придумать продолжение сказки.

Упражнение на увеличение выдоха “Страшная сказка”

Дети повторяют за педагогом сказку, произнося каждую строчку на одном дыхании.

Слушай…
Слушай шорох…
Слушай шорох чащи…
Слушай шорох чащи леса…
Слушай шорох: чаща леса дышит…Гулко гонит галок ветер выше…

М.р. предлагает детям послушать “Осень” муз.Вивальди, после прослушивания ведет беседу.

М.р. Как вы думаете, как композитор, с помощью музыки, нам рассказал о дальнейших приключениях гнома.

Ответы детей.

М.р. А сейчас давайте с помощью поно все вместе изобразим то, о чем рассказывает композитор.

Дети под звучание музыки выясняют кто встречается на пути у гнома, что с ним происходит (птицы, медведь, дождь, ветер, солнечные зайчики).

М.р. Посмотрите ребята, музыка нам помогла придумать продолжение сказки. Итак, начнем. Ветер очень сильно разбушевался в лесу, запел свою страшную песню

Упражнение “Ветер”

М.р. Сорвал листья с деревьев, в лесу настоящий листопад

Распевка с движениями “Листопад”

М.р. Особенно страшно птичкам, они сидят высоко на ветвях, как бы им не упасть, давайте им поможем не скучать, а их песню простучать.

Ритмическая ига “Тук-тук”

М.р. Идет гномик по дорожке, повстречался ему медведь. Сидит медведь на пне ревет, и на помощь к себе зовет

-Что ты так ревешь, медведь, - спрашивает его гном

-А как мне не реветь, я малину рвал, рвал, целую корзиночку набрал, а ветер налетел, и ягоды мои рассыпались у-у-у…

-Не реви, а лучше помощь попроси,

-А кто же мне поможет?

- Ребята, тебе помогут и малину твою соберут.

М.р. Поможем медведю? Тогда пошли.

Упражнение на развитие ритмического слуха “По ягоды”

Под звучание плясовой русской народной мелодии дети врассыпную ходят по залу, делая наклон на сильную долю (собирают ягоды)

Хоровод “По малину”

М.р. Набрали ребятишки много ягоды, медведь, перестал реветь поблагодарил за помощь и пошел в хорошем настроении домой к себе в берлогу. Тем временем солнышко выглянуло из-за тучи, да так весело стало. Солнышко отправила своих зайчиков играть с гномиком. Вот так

Разучивание новой песни “Солнечный зайчик”

М.р. Играл наш гномик с солнечными зайчиками, да совсем не заметил, что день закончился и всем пора по домам.

Ребята, как вы думаете, какое настроение стало у гномика, после его приключений в лесу?

Ответы детей.

М.р. А давайте покажем на лице его настроение.

Дети мимикой передают настроение.

М.р. А теперь вот с такими лицами веселыми и счастливыми идите в группу, до новых встреч!

3-е занятие

Программное содержание

  • продолжить учить детей внимательно слушать музыку до конца;
  • продолжить учить выражать свои эмоции, через речь и движения;
  • учить импровизировать простейший танец с предметами под музыку;
  • закреплять представления детей об осенних изменениях в природе.

Материалы и оборудование:

  • фонограммы пьес “Осенняя песнь” П.И. Чайковский, “Осень” Вивальди, шум дождя;
  • полянка лесная (поно), гномик, птичка, ежик,, дождь, ветер, солнечные зайчики, грибы;
  • корзинка с ягодой, газовые платочки, карточки с буквами (а,у,о,и), осенние листочки;
  • картинки: листопад.

Ход занятия:

Дети входят в зал под пение песни “По малину”, исполняют хоровод, после исполнения, остаются в кругу.

М.р. Только мы набрали много ягоды, как вдруг начался дождик.

Массаж спины по песню “Дождик”

Дети встают друг за другом “паровозиком” и похлопывают ладонями по спинкам друг руга.

Дождик бегает по крыше — Бом! Бом! Бом!

Постукивают пальчиками

По веселой звонкой крыше- Бом! Бом! Бом!

Поколачивают кулаками

- Дома, дома посидите, - Бом! Бом! Бом!

Растирают ребрами ладоней.

Никуда не выходите, Бом! Бом! Бом!

Кладут ладони на плечи и большими пальцами растирают плечи круговыми движениями.

Почитайте, поиграйте- Бом! Бом! Бом!

Поглаживают ладонями

А уйду — тогда гуляйте.... Бом! Бом! Бом!

затем дети поворачиваются на 1800 и повторяют массаж.

М.р. Дождика мы не боимся. Давайте все вместе отправимся в гости к нашему гарусному гномику, согласны? Тогда пошли.

Двигательное упражнение “Прогулка в лес”

дети маршируют.

В лес отправимся гулять, будем весело шагать.

Ходят “змейкой” между “кочками”

По тропиночке пойдем друг за дружкою гуськом.

Бегут на носках.

На носочки встали и к лесу побежали.

Ходят высоким шагом, перешагивая через кочки.

Ноги выше поднимаем, на кочки мы не наступаем.

Маршируют.

И снова по дорожке мы весело шагаем.

М.р. Вот мы опять в гостях у гнома. Сколько всего приключилось с нашим героем. А помните с чего начиналась наша сказка? Правильно в лесу начался страшный ветер.

Упражнение “Ветер”

М.р. И началась страшная сказка

Упражнение на увеличение выдоха “Страшная сказка”

М.р. Но нас не испугаешь, правда, ребята. Давайте послушаем музыку композитора Свиридова, и, используя карточки с изображением разного настроения гномика покажем как меняется настроение на протяжении всего произведения.

Игра “Покажи настроение” (пиктограммы)

М.р. А сейчас давайте усложним задачу и будем не только показывать карточку, но и изображать эмоции на лице, договорились?

При повторном прослушивании дети выполняют задание.

М.р. Ну, и что же наш гномик, как нам поднять ему настроение?

Давайте попросим солнышко нам помочь.

Попевка “Солнышко”

М.р. Вышло солнышко гулять зайчики свои пускать!

Исполнение песни “Солнечные зайчики”

М.р. посмотрите, гномик наш улыбнулся пошел в гости к ежику.

Песня “Ежик”

М.р. Ежик пришел и гостинцы принес, посмотрите.

Знакомство с новой песней “Под горою вырос гриб”

М.р.

1,2,3,4,5 начинаю я играть,
Выходите, не спешите, гнома нашего играть научите.

Игра “Найди свое дерево”

М.р. Не только грибочки выселяться, даже листочки заплясали на ветру.

Танец-импровизация “Падают листья”

В конце подбрасывают платочек вверх смотрят, как он падает, и опускаются на пол, лежат на спине некоторое время, слушая пьесу “октябрь” П. Чайковского

4-е занятие

Программное содержание

  • закрепить умение детей внимательно слушать музыку до конца;
  • учить выражать свои эмоции, через речь и движения и рисунок;
  • обобщить представления детей об осенних изменениях в природе.

Материалы и оборудование:

  • фонограммы пьес “Осенняя песнь” П.И. Чайковский, “Осень-весна”, шум дождя;
  • полянка лесная (поно), гномик, птичка, ежик,, дождь, ветер, солнечные зайчики, грибы, готовые картинки с недостающими элементами;
  • корзинка с ягодой, газовые платочки, карточки с буквами (а,у,о,и), осенние листочки, пиктограммы;
  • картинки: листопад.

Ход занятия

Дети входят в зал, на полу стоят грибы.

М.р.

Осень в гости к нам пришла, в путь – дорогу позвала

Двигательное упражнение “Прогулка в лес”

М. р.

А в лесу грибы, очень дивной красоты

Песня с движениями “Под горою вырос гриб”

М.р.

Мы корзиночки возьмем, и грибочки соберем.

Упражнение на развитие ритмического слуха “По грибы”

Под звучание плясовой русской народной мелодии дети врассыпную ходят по залу, делая наклон на сильную долю (собирают грибы)

М.р.

Грибочки мы собрали, пойдемте отнесем их нашему гномику.

Дети проходят по залу и садятся на места.

М.р. Давайте поздороваемся с гномиком

Пальчиковая игра “Здравствуй!”

М.р. Что-то гномик наш не весел, скучал наверно без нас. Посмотрите, в руках у него рисунок. Очень красивый, только чего-то не хватает. Но чего?. Я вам каждому сейчас дам по такому рисунку, а вы дорисуйте то, что по вашему здесь не хватает. А что не хватает вам должна подсказать музыка. Я вам сейчас поставлю прослушать уже знакомую нам музыку композитора Свиридова называется она “Осень – весна”. Давайте приготовим ушки, послушаем внимательно, а потом дорисуем то. Чего не хватает.

При повторном прослушивании дети заканчивают рисунок, и делятся впечатлениями.

М.р. замечательные рисунки у вас получились, давайте мы их подарим нашему гномику, пусть смотрит и вспоминает нас.

М.р.

Солнышко выглянуло в окошко, давайте мы и с ним поздороваемся

Попевка “Солнышко”

М.р.

А зайчики опять с нами хотят поиграть.

Исполнение песни “Солнечные зайчики”

М.р.

Птичка на суку сидит, что она нам говорит?

Ритмическая ига “Тук-тук”

М.р.У каждой птички есть свое дерево, так же как и у грибов.

Поиграем, выходи, и героев определи.

Игра “Найди свое дерево”

М.р. А чтобы было не только весело, но и сладко, давайте про малинку хоровод споем.

Хоровод “По малину”

М.р. Много ягоды набрали, ягодка, ты по кругу пройди, и ребят спроси, как же мы помогли нашему гномику поднять настроение и избавиться от скуки?

Дети отвечают и в подарок получают по ягодке.