Технология компьютерного занятия при обучении деловому иностранному языку в вузе

Разделы: Иностранные языки


Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает.

Г.Зиммель

Огромные возможности компьютерной техники, гигантское многообразие информации, которое предоставляют мультимедиабиблиотеки и сеть Интернет, сегодня находятся в глубоком противоречии с существующей системой обучения, опирающейся на ограниченное стандартами содержание и традиционную технологию преподавания.

Существуют два принципиально различных пути преодоления этого противоречия:

1) радикальное изменение содержания и методов образования, отказ от занятия в пользу самообразования, организации свободного культурно-образовательного путешествия в информационном пространстве;
2) приспособление новых информационных возможностей к рамкам традиционной системы обучения.
Второй путь получает всё большее и большее распространение, осуществляется в виде компьютерного занятия.

Компьютерным занятием называют любое занятие с применением компьютера: обучающего средства.

Классификационные параметры технологии компьютерного занятия:

Уровень и характер применения: общепедагогический, проникающий.
Философская основа: технократизм, экзистенциализм.
Методологический подход: информационный, системный.
Ведущие факторы развития: социогенные + психогенные.
Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная, когнитивная, гештальт, суггестия.
Характер содержания: общеобразовательный, адаптивный.
Вид социально-педагогической деятельности: обучение + социализация.
Вид управления учебно-воспитательным процессом: компьютерный + индивидуальный.
Преобладающие методы: интерактивные, диалогические, программное обучение.
Организационные формы: индивидуальные + система малых групп.
Преобладающие средства: информационно-компьютерные.
Подход к студенту и характер воспитательных взаимодействий: субъект-субъектный, сотрудничество.
Направление модернизации: информатизация.
Категория объектов: все категории.

Вариант (вид) компьютерного занятия зависит от:

– общей дидактической структуры занятия;
– варианта использования средств ИКТ;
– объёма делегируемых компьютеру функций преподавателя (формулы компьютерного занятия);
– вида используемых компьютерных средств (текстовые, видео, аудио).

Само же занятие как дидактическая единица какой-либо системообразующей педагогической технологии выполняет свою функцию.

Применение компьютера является проникающей технологией, подчиняющейся, накладывающейся, а также сопровождающей логику основной технологии и повышающей эффективность усвоения учебного материала.

Проектирование компьютерных занятий начинается с составления плана изучения темы (раздела), в котором использование средств ИКТ оптимально распределяется по всем занятиям. При этом учитывается:

  • содержание изучаемого материала;
  • основная используемая системообразующая педагогическая технология;
  • наличие компьютерных средств, программных и аудио-видеосредств;
  • психологические и социометрические характеристики группы и каждого студента;
  • необходимость чередования различных типов компьютерных средств и др.;
  • классические требования к занятию (логическая завершённость, разнообразие методов и т.д.).

Для плана конкретного компьютерного занятия:

  • Составляется временная структура, в соответствии с главной целью намечаются задачи и необходимые этапы для их достижения.
  • Из резервов компьютерного обеспечения отбираются наиболее эффективные средства.
  • Рассматривается целесообразность их применения в сравнении с традиционными средствами.
  • Отобранные материалы оцениваются во времени: их продолжительность не должна превышать санитарных норм; рекомендуется просмотреть и прохронометрировать все материалы, учесть интерактивный характер материала; запланировать резерв времени.
  • Составляется временная развёртка (поминутный план) занятия.
  • При недостатке компьютерного иллюстративного или программного материала проводится поиск в библиотеке или в Интернете или составляется авторская программа.
  • Из найденных материалов (файлов) собирается презентационная программа. Для этого пишется её сценарий. При презентации на экране можно соединить вместе карты и схемы, диаграммы и фотографии, фильмы и аудиозаписи – всё это можно при необходимости снабдить подписями и комментариями, выделить шрифтом, светом наиболее важную информацию. А компьютерная «мышь» может использоваться как указка, обращающая внимание студентов на наиболее важные места на экране.
  • Планируя достижение определённых целей, следует предусмотреть и их полную и результирующую диагностику. Использование компьютера даёт возможность усилить и углубить контроль. Для этого применяется готовая программа или разрабатывается авторская, которые также включаются в презентационную программу.
  • Обучающие программы комплектуются отдельно.

При подготовке к компьютерным занятиям преподаватель имеет дело со следующими задачами:

1. Просмотр и экспертная педагогическая оценка всех имеющихся информационных ресурсов и данных программного (мультимедиа) продукта.
2. Составление выборки (презентации) из программного продукта.
3. Создание авторской обучающей программы с

– дикторским текстом;
– музыкальным сопровождением;
– статическими иллюстрациями;
– видеовставками;
– интерактивным взаимодействием преподаватель – компьютер;
– включением материалов из сети Интернет.

Алгоритм внедрения компьютерных технологий заключается в следующем последовательном механизме:

  • Установление исходного уровня компетенции обучаемого, выбор учебных элементов и определение требований к качеству усвоения;
  • Отбор содержания и средств педагогической коммуникации;
  • Планирование во времени и пространстве иерархии и последовательности операций учебного процесса;
  • Реализация программного обеспечения;
  • Познавательная деятельность студентов;
  • Управление познавательной деятельностью;
  • Тестовый контроль результатов учебной деятельности;
  • Отработка языковых навыков;
  • Тестовый контроль практических умений;
  • Проверка языковой компетенции на данном отрезке обучения;
  • Выполнение упражнений и контрольно-зачетных заданий;
  • Оценка достигнутых результатов

Предварительный анализ использования компьютерных занятий в Санкт-Петербургском государственном инженерно-экономическом университете показал следующие результаты:

  • 60% – высокий уровень практического владения английским языком;
  • 50% – желание продолжить изучение английского языка во внеурочное время;
  • 30% – желание изучать второй иностранный язык с использованием компьютерных технологий;
  • 60% – высокая персональная ответственность в получении знаний, что оказывает положительное влияние на процесс обучения.