Систематизация знаний об имени прилагательном (урок русского языка в 4-м классе . Система Л.В. Занкова)

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • обобщить и систематизировать знания об имени прилагательном;
  • закрепить навыки правильного написания окончаний имён прилагательных;
  • развивать устную и письменную речь;
  • расширять активный, пассивный и потенциальный словарный запас;
  • развивать интерес к предмету;
  • формировать потребность писать грамотно;
  • расширять знания о родном языке;
  • развивать чувство языка;
  • формировать навыки сотрудничества;
  • воспитывать учебную активность.

Ход урока

1. Подготовка и мотивация.

У. Когда мы решаем задачи?

Д. На уроках математики, информатики, на уроках русского языка, в жизни.

У. Есть ли на свете люди, которые не решают задачи?

Д. Наверное, таких людей нет.

У. А для чего нужны задачи?

Д. Помогают найти решение возникшей проблемы, учат преодолевать трудности:

У. А что же такое задача? Дайте своё объяснение. (Дети находят толкование слова "задача" в словаре Ожегова, с. 175:

1. То, что требует исполнения, разрешения.

2. Упражнение, которое выполняется, разрешается посредством умозаключения.)

У. Чего не нужно бояться при решении задач?

Д. Не нужно бояться ошибок, надо работать дружно, помогать друг другу.

2. Экспресс-контроль готовности.

На доске:

Имя прилагательное - это :

Умею ли я:

  • Находить имя прилагательное в тексте;
  • Правильно писать его окончания;
  • Разбирать имена прилагательные по составу и морфологически;
  • Производить синтаксический разбор предложения.

На доске записаны слова:

Утро, утренний, известность, известная, воскресенье, воскресное, осина, осиновые.

У. Это задача? (Нет). Сформулируйте задание так, чтобы это стало задачей. (Дети предлагают варианты заданий).

Одно из заданий, которые предложили дети - распределить слова на 2 группы.

I группа II группа
утро утренний
известность известная
воскресенье воскресное
осина осиновые

- По какому принципу вы распределили слова? (в 1группе - имена существительные, во 2 группе - имена прилагательные).

- Выделите окончания всех слов.

- Рассмотрите 1 группу. Что такое имя существительное?

- Рассмотрите 2 группу. Расскажите об имени прилагательном.

- Разберите по составу прилагательные известная, осиновые.

- Как чаще всего образуются имена прилагательные? (От существительных + суффикс)

- Как называется такой способ? (суффиксальный)

- Какую роль играют окончания? Что можно определить по окончанию (род, падеж)

3. Работа с сигнальными карточками. Игра "Молчанка".

У. Я буду называть словосочетания, ваша задача определить и показать падеж имени прилагательного.

В вечернем небе, чёрного цвета, на дне глубокого озера, слабым светом, в далёком краю, тихим вечером, на красивом лугу, поймал мелкую рыбёшку, к морскому берегу.

- С какой целью выполняли задание? (Умеем определять падеж имён прилагательных - правильно пишем окончания).

4. Формирование навыков работы с текстом самостоятельно.

На доске текст.

Солнца долго не было. Оно выбрало для зимовки африканск.. ласков.. края. Теперь виновато хлопает жёлт.. глазом, слегка распушает рыж.. ресницы.. И неуверен:, прерывист: лучами солнце тянется к северн.. земле.о для зимовкиеоты с текстом самостоятельно.о слабым светом, в далёком краю, тихим вечером, на красивом лугу, поймал м

- Докажите, что это текст.

- Какова тема текста?

- Главная мысль текста?

- Все ли слова понятны?

- Сформулируйте задание:

Списать текст, вставить пропущенные окончания.

Предупредите ошибки (Назовите орфограммы)

Определите род, число, падеж имён прилагательных.

У. Каким способом будете решать эту задачу?

Д. Воспользуемся алгоритмом: надо найти существительное, к которому относится прилагательное, поставить от него вопрос к прилагательному и по нему определите, какое окончание следует писать.

У.Какова роль имён прилагательных в тексте?

Д. Делают текст более ярким, живописным, более точно передают свойства и качества предметов, передают чувства.

Ученик у доски вставляет пропущенные окончания имён прилагательных, обосновывая свой выбор.

У. Когда мы говорим о частях речи, обязательно определяем их синтаксическую роль. Разберите синтаксически 2-е предложение.

1 ученик у доски выполняет синтаксический разбор предложения.

- Каким членом предложения является имя прилагательное?

5. Морфологический разбор имени прилагательного.

Чтобы привести в порядок знания об имени прилагательном, нужно произвести морфологический разбор.

К северной (земле) - прилагательное, н.ф. северный, ж.р., ед.ч., Д.п, определение.

У. Попробую вас удивить. Это отрывок из стихотворения Л.Кэрролла "Бармаглот".

Он - большой выдумщик. Вам такие слова встречались? Мне нет. А можете ли вы найти имя прилагательное? А другие части речи? Как вы догадались? Откройте секрет.

Варкалось. Хливкие шорьки

Пырялись по наве,

И хрюкотали зелюки

Как мюмзики в мове.

У. Имя прилагательное - необыкновенная часть речи. О ней можно очень много говорить. Я предлагаю вам написать сочинение - миниатюру. "Сказка об Имени Прилагательном".

6. Итог урока.

- Что понравилось?

- Все задачи выполнили?

- Как бы вы продолжили предложение "Сегодня на уроке я :"

- Запишите его.

- Кто поделится своими размышлениями вслух?

Дети зачитывают предложения.

У. Спасибо! Мы очень хорошо работали.