Решение задач по теме "Прямоугольник. Квадрат. Ромб"

Разделы: Математика


Цель урока: закрепить в процессе решения задач полученные знания и навыки.

Задачи урока:

  • закрепить теоретический материал по теме “Прямоугольник. Ромб. Квадрат”;
  • совершенствовать навыки решения задач;
  • развитие элементов геометрического мышления и воспитание интереса к оперированию геометрическими понятиями;
  • умение выполнять и оценивать выполненную работу;
  • расширение кругозора, развитие чувства взаимопомощи, совершенствование навыков работы с компьютером.

Оборудование: доска, компьютеры, карточки с заданиями, тесты, справочный материал, таблицы.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Сообщить тему урока, сформулировать цели урока.

  • Какую тему мы изучаем?
  • В процессе изучения темы вы должны знать:

Уметь:

Учащиеся должны:

Знать: определение прямоугольника и его свойства, определение и свойства ромба, определение квадрата и все его свойства.
Уметь: доказывать особое свойство прямоугольника и ромба, применять свойства прямоугольника, ромба и квадрата при решении задач, решать задачи, в которых рассматриваются параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат.

На сегодняшний день мы

знаем: определение прямоугольника и его свойства, определение и свойства ромба, определение квадрата и все его свойства;
умеем: доказывать особое свойство прямоугольника и ромба.

Что не умеем? применять свойства прямоугольника, ромба и квадрата при решении задач, решать задачи, в которых рассматриваются параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат.

Поэтому целью нашего урока будет закрепить в процессе решения задач полученные знания и навыки.

2. Актуализация знаний учащихся.

Повторим знания, полученные на прошлом уроке. Предлагаю вам, работая в парах, дать определения параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата и, вспомнив их свойства заполнить таблицу.

Теоретический опрос (работа в парах).

  1. Дать определения понятиям: параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат.
  2. Вспомнить свойства и заполнить таблицу, отметив знаки + (да) и - (нет).

По первому вопросу оценить друг друга. Оценки выставляем в лист учета.

Свойство Параллелограмм Прямоугольник Ромб Квадрат
Противолежащие стороны параллельны и равны.
Все стороны равны.
Противолежащие углы равны, сумма соседних углов равна 180.
Все углы прямые.
Диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам.
Диагонали равны.
Диагонали взаимно перпендикулярны и являются биссектрисами его углов.

Произведите взаимопроверку и оцените друг друга.

Используя определения и свойства фигур, выполните математический диктант.

Математический диктант (графический).

Вариант 1.

  1. Является ли прямоугольником параллелограмм, у которого есть прямой угол?
  2. Верно ли, что каждый параллелограмм является прямоугольником?
  3. Диагонали параллелограмма равны 3 см и 5 см. Является и этот параллелограмм прямоугольником?
  4. Верно ли, что каждый ромб является параллелограммом?
  5. Ромб АВСD имеет прямой угол. Является ли этот ромб квадратом?

Вариант 2.

  1. Обязательно ли является прямоугольником четырехугольник, у которого есть прямой угол?
  2. Верно ли, что каждый прямоугольник является параллелограммом?
  3. Диагонали четырехугольника равны. Обязательно ли этот четырехугольник – прямоугольник?
  4. Верно ли, что каждый параллелограмм является ромбом?
  5. Две соседние стороны параллелограмма равны и образуют прямой угол. Называется ли такой параллелограмм - квадратом?

Проверьте правильность своих ответов и оцените свой диктант.

Итак, мы повторили определения и свойства параллелограмма, прямоугольника, квадрата, ромба. Но основной нашей целью является закрепить в процессе решения задач, полученные знания и навыки, научиться применять свойства прямоугольника, ромба и квадрата при решении задач.

Поэтому перейдем к решению задач с использованием теоретического материала.

3. Формирование умений и навыков. Решение задач.

Решение задач (устно и по готовым чертежам). (таблица 5).

1. Найдите стороны параллелограмма АВСD, зная, что его периметр равен 24 см.

Всегда ли при решении задач используем свойства?

(Определение).

Значит, для решения задач надо знать и свойства, и определения.

Выполнение задания – карточки с печатной основой (для коррекции знаний учащихся).

№ 11, 12, 14.

Решение задачи с комментированием.

1. В прямоугольнике АВСD диагонали АС и ВD пересекаются в точке О, причем, угол АОВ равен 40. Найдите угол DАО.

Обратите внимание на правильное оформление решения задачи. А теперь решим задачу с записью в тетради.

Решение задачи с комментированием в тетради. Учебник № 403.

4. Контроль за знаниями, умениями и навыками решения задач.

Мы повторили теоретический материал, разобрали решение задач с применением свойств фигур. А теперь предлагаю вам, решить самостоятельно задачи теста и задачи, предложенные компьютером.

1 вариант – у компьютера,

2 вариант выполняет тест; затем поменялись местами.

Задания на карточках (тест, 2 варианта).

Вариант 1.

А1. Диагональ ромба образует с его стороной угол 26. Найдите наибольший угол ромба.

1) 128; 2) 154; 3) 104; 4) 52.

А2. Периметр параллелограмма равен 42 см, а одна из его сторон на 5 см больше другой. Найдите меньшую сторону параллелограмма.

1) 5 см; 2) 9 см; 3) 13 см; 4) 8 см.

А3. В прямоугольнике АВСD :  ВD = 10 см, периметр треугольника ВОС равен 16 см. Найдите длину стороны ВС.

1) 5 см; 2) 6 см; 3) 7 см; 4) 8 см.

Вариант 2.

А1. Диагональ ромба образует с его стороной угол 32. Найдите наибольший угол ромба.

1) 148; 2) 64; 3) 126; 4) 116.

А2. Периметр параллелограмма равен 56 см, а одна из его сторон в 3 раза больше другой. Найдите большую сторону параллелограмма.

1) 14 см; 2) 12 см; 3) 21 см; 4) 16 см.

А3. В прямоугольнике АВСD : АВ = 5 см, АС = 12 см. Найдите периметр треугольника АОВ.

1) 15 см; 2) 25 см; 3) 17 см; 4) 7 см.

Оцените правильность ответов теста.

Проверка верных ответов.

Вариант 1: А1. – 1), А2 – 4), А3 – 2).

Вариант 2: А1 – 4), А2 – 3), А3 – 3).

Задания на компьютере.

В программе “ Планиметрия” открыть тему “ Четырехугольники”.

В разделе “ Контрольные вопросы” решить задачу. (3, 4, 7, 8, 11).

В журнале узнать свой средний бал и записать его в лист учета.

5. Итог урока.

Самооценка своей деятельности на уроке.

Урок подходит к концу, давайте подведем итоги. Посмотрим, удалось ли нам реализовать поставленную цель?

Какая была цель?

(Закрепить в процессе решения задач полученные знания и навыки, научиться применять свойства прямоугольника, ромба и квадрата при решении задач.)

Достигли ли мы ее?

Оцените, на сколько успешно каждый из вас справился с поставленной целью. Каждый, работая на уроке, оценивал свои знания теоретического материала.

У кого оценка “5”? “4”? “3”?, а есть оценка “2”?

Если ваши знания не на “5”, то дома вам еще раз необходимо проработать п. 45, 46, и ответить на вопросы 1215.

Оценим свои умения по решению задач.

У кого оценка “5”? “4”? “3”?, а есть оценка “2”?

Для того, чтобы вы могли лучше решать задачи, дома необходимо решить следующие задачи № 405, 401 (а).

Запишите домашнее задание в дневник.

6. Домашнее задание.

Повторить п. 45, 46, вопросы 12–15, № 405, 401 (а).

Урок окончен. Спасибо за урок.

Литература

  1. Рабочая тетрадь по геометрии для 8 класса / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков, И. И. Юдина - М.: Просвещение, 2003.
  2. Геометрия, 7–9: Учебник для общеобразовательных учреждений / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2003.
  3. Современный учебно-методический комплекс “Планиметрия” 7–9. Просвещение – Медиа, 2003.
  4. Упражнения по планиметрии на готовых чертежах: Пособие для учителя / С. М. Саврасова, Г. А. Ястребинецкий. – М.: Просвещение, 1987.