Адаптированная программа по швейному делу в 4-м классе специальной(коррекционной) общеобразоватленой школы VIII вида

Разделы: Технология


Наиболее важное значение в подготовке детей с ограниченными возможностями и общественно-полезной практической деятельности, их успешной социализации имеет трудовое обучение и воспитание, привитие учащимся положительного отношения к труду. В коррекционной школе решению данных задач служат уроки трудового обучения. Особенно, актуально это в последнее время, когда медики и официальная статистика констатируют факты увеличения числа рождаемости детей с отклонениями в развитии, ограниченными возможностями, детей – инвалидов. Естественно, что такие дети испытывают значительные трудности в своей жизни, в приобретении необходимых трудовых навыков, выборе и освоении своего пути в жизни.

Учащиеся специальной (коррекционной) школы, страдая умственными и физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы с самого начала пребывания в школе нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия, мироощущения, социального опыта и что особенно актуально, - в поэтапном приобщении к осознанной трудовой деятельности.

Общеизвестно, что уроки труда в коррекционной школе выступают не только как предмет, но и как одно из важнейших и неотъемлемых средств коррекции умственных и физических недостатков детей. Решению вышеперечисленных задач служит программа, адаптированная для учащихся 4 классов (групп девочек) специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на уроках швейного дела, которая является адаптированным вариантом программы по трудовому обучению в 4 классе С.Л. Мирского под редакцией В.В. Воронковой.

Программа С.Л. Мирского предусматривает пропедевтику штукатурно-малярного дела. Адаптированный вариант программы имеет целью пропедевтику швейного дела. Это целесообразно, т.к. к 4 классу уже становится понятно и очевидно к какому виду труда тяготеет ребёнок в силу своих психофизических возможностей. Созданная программа призвана пробуждать и повышать у учащихся интерес к урокам швейного дела в 5 и последующих классах, вырабатывать положительное отношение к труду вообще и данному виду деятельности в частности, прививать и усваивать принятые в современном обществе эстетические нормы и навыки самообслуживания, которые пригодятся в дальнейшей жизни каждой девочке. С этой целью в программе увеличено количество тем, посвященных работе с тканью.

Также, учитывая слабую ориентировку учащихся коррекционной школы в современной действительности, в ситуации на рынке труда, программа вносит свой вклад в дело профориентации учащихся, овладение ими в будущем прочными знаниями в этой области с возможным дальнейшим приобретением профессии «Швея» или «Портной». Это в свою очередь послужит более быстрой и успешной социализации выпускников коррекционной школы.

Программа рассчитана на 136 часов.

Задачами адаптированной программы являются:

  • воспитание положительных качеств личности;
  • уважение к человеку труда;
  • сообщение элементарных знаний по видам труда;
  • развитие самостоятельности;
  • привитие интереса к труду;
  • умение видеть и создавать красивые вещи (поделки) своими руками;
  • формирование организационных умений в труде (правильно располагать на своём рабочем месте инструменты и приспособления);
  • выполнять правила внутреннего распорядка, техники безопасности, гигиены труда.

Коррекционная работа выражается в формировании и умении ориентироваться в задании, планировать и контролировать свою работу.

В процессе обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: воображения, наблюдательности, речи, пространственной ориентировки, недостатков физического развития – мелкой моторики рук. Занятия по программе выявляют актуальные и потенциальные способности учащихся в трудовом обучении, воспитывают умения и привычки, необходимые для продуктивной безопасной работе в учебных мастерских, обучают знаниям и умениям, которые послужат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой подготовке.

Учебный материал составлен с учётом возрастных и психофизических возможностей учащихся 4 класса.

Предусмотрены следующие виды труда:

  • работа с бумагой и картоном;
  • работа с тканью;
  • работа на швейной машине.

При оценивании знаний и умений учащихся следует учитывать правильность приёмов работы, степень самостоятельности при выполнении задания, качество готового изделия, организацию рабочего места, соблюдения правил техники безопасности.

Формирование умений учащихся должно включать дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования образа объекта труда используются натуральные образцы.

Помощь в планировании работы осуществляется в групповой беседе с использованием демонстрационных технологических карт.

Содержание программы включает в себя следующие разделы и темы:

  1. Работа с бумагой (Темы: «Аппликация», «Наряд для куклы. Элементарное моделирование», «Закладка для книг. Конверт для хранения работ», «Макет полотняного переплетения ткани», «Ёлочные украшения»).
  2. Работа с тканью (Темы: «Салфетка с бахромой», «Салфетки - прихватки», «Ремонт одежды. Пришивание пуговиц», «Подушечка для игл», «Мягкая игрушка», «Мережка. Салфетка с мережкой», «Вышивка - вид отделки», «Повязка для дежурного»).
  3. Раздел «Работа на швейной машине» (Тема: «Швейная машина»).

Содержание трудового обучения.

(4 часа в неделю)
Работа с бумагой и картоном.

Аппликации.

Изделия:

  • Аппликация – панно.
  • Аппликация – орнамент.
  • Аппликация – сюжетная картинка.

Круглые, косоугольные детали размечаются по шаблонам, прямоугольные – по заданным размерам.

Технические сведения.

Аппликация – вид работы с бумагой, вид отделки швейных изделий.

Инструменты: измерительная линейка, угольник, ножницы, кисти для клея, их применение, назначение. Повторение свойств, простейших геометрических фигур. Виды бумаги, их свойства. Цветная бумага. Правила нанесения клея. Назначение и применение шаблонов. Контур детали, срез, разметка. Правила безопасной работы с ножницами, клеем. Возможный брак при разметке деталей.

Практические работы.

Разметка детали по шаблону. Вырезание детали ножницами. Разметка прямоугольных деталей с помощью линейки и угольника. Предварительное раскладывание и разметка положения деталей на основании. Наклеивание деталей, контроль качества.

Словарь: аппликация, шаблон, разметка.

Элементарное моделирование.
Наряд для куклы.

Изделия:

  • Аппликация-силуэт фигуры в разных типах одежды.

Технические сведения.

Одежда мужская и женская, женская одежда (платья, блузки, юбки, брюки, жилеты, жакеты и другие.). Сочетание цветов. Правила безопасной работы с ножницами, клеем. Работа с шаблоном, возможный брак в работе.

Практические работы.

Обводка фигуры по шаблону, расположение на листе. Вырезание детали. Подбор детали одежды. Раскладка на силуэте фигуры, приклеивание. Контроль качества.

Словарь: жакет, жилет, сочетание цветов.

Закладка для книг.
Конверт для хранения работ.

Изделия:

  • Закладка для книг.
  • Конверт с аппликацией.

Технические сведения.

Назначение закладок для книг, конвертов. Инструменты: линейка, карандаш, шаблон, иглы, нитки мулине. Деталь аппликации. Сведения о получении и свойствах картона. Косой обмёточный стежок. Применение линейки и карандаша для разметки проколов. Применение шаблона. Необходимость рицовки для сгибания. Приёмы работы с иглой при выполнении косого обмёточного стежка. Завязывание узла на конце нитки. Правила безопасной работы с иглой, клеем и ножницами. Требования к качеству. Возможный брак.

Практические работы.

Вырезание по шаблонам закладки и конверта. Вырезание детали аппликации. Разметки линий сгибов. Складывание по линиям сгибов. Разметка точками проколов иглы. Закрепление срезов деталей косыми обмёточными стежками. Приклеивание аппликации. Контроль качества изделий.

Словарь: нитки мулине, косой обмёточный стежок, рицовка.

Ёлочные украшения.

Изделия:

  • Фонарики.
  • Гирлянды.
  • Снежинки.

Технические сведения.

Виды бумаги для изготовления ёлочных украшений и игрушек (писчая, мраморная, глянцевая, блестящая, цветная). Необходимость пропитывания бумаги огнестойкими веществами. Эстетические требования к ёлочным украшениям.

Практические работы.

Вырезание детали по шаблонам. Приёмы экономии материалов при разметке. Сборка и склеивание изделий. Выполнение работ с пооперационным разделениям труда. Контроль качества.

Словарь: бумага писчая, мраморная, глянцевая, блестящая, цветная, огнестойкое вещество, гирлянда.

Работа с тканью.
Изготовление ткани.

Изделия:

  • Макет полотняного переплетения в ткани из цветной бумаги.

Технические сведения.

Ткань, применение ткани. Краткие сведения о получения нити и тканей. Нити основы и нити утка. Самое простое переплетение нити в ткани – полотняное. Другие виды переплетений (саржевое, сатиновое). Анализ демонстрационного макета и раздаточных образцов тканей полотняного переплетения. Правило безопасной работы с ножницами.

Практические работы.

Разметка полосок основы. Резание полосок основы (полностью не разрезаются). Резание полосок утка. Выполнение переплетения. Приклеивание концов полосок. Контроль качества.

Словарь: ткачество, нити основы, нити утка, переплетения, полотняное, cатиновое, саржевое переплетения.

Салфетка с бахромой.

Изделия:

  • Салфетка прямоугольной формы с бахромой с декорированием простейшими украшающими стежками.

Технические сведения.

Виды тканей и ниток. Бахрома – вид отделки изделий. Правило выполнения бахромы. Подбор ниток к цвету ткани. Простейшие украшающие стежки, их выполнение. Правило выполнения работы при ручном шитье. Применение линейки при измерении длины бахромы.

Ширина длины бахромы – 2см. Контроль качества.

Практические работы.

Вдевание нитки в иглу, завязывание узла. Обработка срезов бахромой, выдергивание нитей. Контроль длины бахромы. Выполнение украшающих стежков. Анализ выполненных изделий.

Словарь: бахрома, декорирование, украшающие стежки.

Салфетки – прихватки.

Изделия:

  • Салфетки для переноски горячей посуды из двух слоёв ткани с обработкой срезов украшающими стежками «через край».

Технические сведения.

Ткани для изготовления салфеток-прихваток. Нитки для выполнения стежков. Украшающие стежки «через край» - косой и петельный. Правила их выполнения. Область применения. Виды возможного брака.

Практические работы.

Обработка срезов. Анализ выполненных изделий.

Упражнения:

  1. Выполнение косых стежков «через край».
  2. Выполнение петельных стежков.

Словарь: салфетка-прихватка, украшающие стежки «через край», косой стежок, петельный.

Ремонт одежды.
Пришивание пуговиц.

Виды работ:

  • Пришивание пуговиц на прокол.
  • Пришивание пуговиц на ножке.

Технические сведения.

Виды пуговиц и способы их пришивания. Подбор ниток и игл для пришивания пуговиц. Правила безопасной работы.

Практические работы.

Определение места пришивания пуговицы. Пришивание пуговицы с образованием стойки. Закрепление нитки. Пришивание пуговицы на ножке. Контроль качества.

Словарь: пуговица на ножке, пуговица на прокол.

Подушечка для игл.

Изделие:

  • Подушечка для игл 10 на 10 см., украшенная орнаментом из отделочных стежков.

Технические сведения.

Назначение изделия. Название ткани. Понятие о стежках и строчках. Тамбурный и крестообразный стежки, их форма и размеры (анализ увеличенных макетов стежков). Ручной стачной шов. Частота стежков в шве. Лицевая и обратная стороны подушечки.

Практические работы.

Разметка отделочных строчек на лицевой стороне изделия. Выполнение отделочных строчек. Стачивание боковых срезов стачным швом. Вывёртывание и набивка ватой подушечки. Обработка края косыми стежками. Изготовление и пришивание петельки из тесьмы. Контроль качества изделия.

Упражнения:

  1. Тамбурные стежки.
  2. Крестообразные стежки.

Словарь: подушечка для игл, тамбурный, крестообразный стежок, тесьма.

Мягкая игрушка.

Изделие:

  • Набивные игрушки из готового кроя (утёнок, рыбка и др.).

Технические сведения.

Анализ формы игрушек и названия частей. Дополнительные материалы: драп, фетр, кожа, мех, синтетические плёнки, картон, пуговицы, бусины. Ткани для основных деталей: фланель, байка, ситец. Смёточный шов.

Практические работы.

Разметка линий соединительного шва, сметывание основных деталей и стачивание обметочным швом (петельными стежками). Вывертывание, набивка ватой. Пришивание, приклеивание дополнительных деталей. Анализ выполненных изделий.

Словарь: драп, синтетические пленки, фланель, байка, сметочный шов.

Мережка. Салфетка с мережкой.

Изделие:

  • Салфетка, декорированная мережкой.

Технические сведения.

Мережка-вид отделки, вид вышивки. Ткани для изделий с мережками. Полотняное переплетение. Приемы работы иглой при продергивании нити. Счет продергиваемых нитей. Виды украшающих стежков, швов. Шов «жучок». Закрепление нити в начале и конце шва. Обработка срезов салфетки швом в подгибку с предварительно обметанным срезом. Правила безопасной работы с утюгом.

Практические работы.

Разметка мест и ширины мережки. Продергивание нити. Выполнение украшающих стежков (Шов «жучок»). Обработка срезов салфетки швом в подгибку сметочными стежками. Утюжка готового изделия. Контроль качества. Анализ изделий.

Упражнение: шов «жучок».

Словарь: мережка, вышивка, продергивание нитей, шов «жучок», шов вподгибку.

Вышивка – вид отделки.

Изделие:

  • Панно, декорированное украшающими стежками с применением бисера и шелковых лент.

Технические сведения.

Панно – изделие, служащее украшением на стену. Ткани для изготовления панно. Размеры, отделки. Материалы: игла для бисера, игла для шелковых лент. Бисер и шелковые ленты-материалы для декорирования. Обработка срезов панно. Тамбурные и крестообразные стежки. Сюжеты для панно. Приемы вышивания бисером и шелковыми лентами. Разметка, нанесение рисунка. Правило безопасной работы.

Практические работы.

Разметка декора, нанесение рисунка на деталь панно. Вышивание тамбурными, крестообразными, другими украшающими стежками. Применение в декоре бисера и шелковых лент. Обработка срезов панно бахромой, петельными стежками. Утюжка готового изделия. Контроль качества. Анализ образцов.

Упражнения: сложные украшающие стежки.

Словарь: панно, льняная ткань, бисер, шелковая лента.

Повязка для дежурного.

Изделие:

  • Повязка для дежурного прямоугольной формы из сатина или ситца с эмблемой буквы «Д», с завязками из тесьмы.

Технические сведения.

Назначение изделия. Ткани для повязки. Эмблемы, назначение эмблем. Детали, из которых состоит изделие (две основные детали и завязки). Швы, применяемые в изделии. Размеры изделия. Срез. План выполнения изделия. Разметка мест завязок. Отверстие для выворачивания. Размер отверстия. Срезание уголков. Утюжильные работы. Правила безопасной работы.

Практические работы.

Вышивание эмблемы. Определение мест завязок, приметывание. Обтачивание основных деталей стачным швом. Срезание уголков. Выворачивание на лицевую сторону. Обработка отверстия. Утюжка готового изделия. Анализ изделия.

Словарь: повязка для дежурного, ситец, сатин, эмблема.

Ремонт одежды.
Стачивание распоровшегося шва.
Изготовление и пришивание вешалок к халатам и верхней одежде.

Виды работ:

  • Изготовление и пришивание вешалок к халатам и верней одежде.
  • Стачивание распоровшегося шва.

Изделие: вешалка к одежде из ткани.

Технические сведения.

Раскрой вешалки по долевой нити. Свойства долевой нити. Последовательность стачивания распоровшегося шва. Ручной стачной шов.

Практические работы.

Разметка линий сгибов на заготовке вешалки. Загиб и наметывание. Прошивание вешалки ручным стачным швом. Пришивание вешалки к одежде. Стачивание распоровшегося шва ручным стачным швом.

Упражнения:

  1. Наметочный шов.
  2. Стачной ручной шов.

Словарь: наметочный шов, стачной шов.

Работа на швейной машине.
Швейная машина.

Объект изучения:

  • Ручная швейная машина 2-А класса ПМЗ.

Технические сведения.

Назначение, виды, части и детали швейных машин. Правила посадки за швейной машиной. Техника безопасности. Холостой и рабочий ход машины. Винт – разъединитель.

Практические работы.

Шитье на ручной швейной машине без ниток. Заправка верхней нити. Заправка нижней нити. Шитье на заправленной швейной машине.

Словарь: ручная швейная машина, стачивание деталей, головка машины, платформа, рукоятка, винт-разъединитель, верхняя нить, нижняя нить, правила техники безопасности.

Программа реализуется через следующие методы и приёмы обучения: разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий и образцов, технологические карты, практические работы, сравнение и сопоставление работ учащихся и образцов изделий, анализ и синтез. Занятия должны проводиться в швейной мастерской, которая приспособлена и имеет всё необходимое для реализации данной программы.

Учащиеся должны уметь:

  1. Самостоятельно ориентироваться в задании.
  2. Осуществлять контрольные действия.
  3. Самостоятельно подбирать материалы и инструменты для работы.
  4. Самостоятельно выполнять задания.
  5. Употреблять в речи технические термины.

Работая третий год по данной программе, мы делаем вывод, что программа решает поставленные задачи. Учащиеся проявляют интерес к урокам швейного дела, девочкам нравится выполнять красивые изделия из бумаги и ткани своими руками. Также прослеживается положительная динамика в обучении у учащихся 5-х и 6-х классов.

Литература:

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы.// Под ред. В.В. Воронковой.

  2. Журавлёва И.Д. Ткани. Обработка. Уход. Окраска. Аппликация. Батик. –М.: Изд-во Эксмо, 2005.
  3. Малахова С.Л. Специальная композиция рисунка. -М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984.
  4. Лихнерова Альжбета Чудо вышивки.- Братислава: Изд-во «Праца», 1981.
  5. Екшурская Т.Н.,Юдина Е.Н. Шить самой легко.- М.: ЗАО Центрополиграф: ООО «МиМ - Дельта», 2004.-335с, ил.