"Что есть красота?" Наташа Ростова и княжна Марья. Урок-исследование по роману Л.Н. Толстого "Война и мир"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • Раскрыть идейно-художественный смысл образа Наташи Ростовой и княжны Марьи.
  • Совершенствовать навыки сопоставительного высказывания с использованием оценочной лексики.
  • Показать неувядаемость образов Наташи Ростовой и княжны Марьи по стихотворению Н. Заболоцкого "Некрасивая девочка".

Словарная работа: альтруизм, эксцентричность, экспрессивность, полемичность.

Материал к уроку: Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, распечатка стихотворения Н.Заболоцкого "Некрасивая девочка", тексты романа "Война и мир".

Эпиграф:

Что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Н.Заболоцкий

Ход урока

I. Вступительное слово учителя:

Сегодня на уроке мы поразмышляем над вечным вопросом - "что есть красота"; над этим "проклятым" (по словам Л.Толстого) вопросом, над которым бьются герои романа "Война и мир". В чём же истинная красота человека? И почему рядом с этими словами стоят имена любимых героинь писателя?

Вам были даны групповые задания, ассистенты должны были распределить вопросы. Обязательно в своих ответах использовать отдельные отрывки из текста. На уроке вы введете в свой активный словарь следующие понятия: альтруизм, эксцентричность, экспрессивность, полемичность. Работать будем по следующему плану (план записан на доске):

  1. Наташа Ростова и княжна Марья. Полемичность образов. (1 гр.)
  2. Антитеза "Наташа - Элен" как столкновение противостоящих нравственно-эсте-тических позиций. (2 гр.)
  3. "Скрытая теплота патриотизма" – основа духовного мира любимых героинь Л.Толстого. (3 гр.)
  4. Неувядаемость образов Наташи Ростовой и княжны Марьи по стихотворению Н.Заболоцкого "Некрасивая девочка"

II. Исследование темы (работа в группах)

1. Выступления учащихся 1 группы. Ассистент делает вывод после выступлений учщихся.

Вопросы:

- Как прослеживается у Л.Толстого противопоставление княжны Марьи к Наташе Ростовой? Много ли общего у этих героинь?

- Что поразило вас в том, как писатель изображает Наташу и княжну Марью?

(Подчёркнутая "некрасивость" любимых героинь. Толстой особенно" жесток" к ним). Работа с текстом (том 2, ч.5, гл.8,9,10).

- Что вас больше всего удивило в Наташе и княжне Марье? (В Наташе: искренность, непосредственность, жизнелюбие, удивительно тонкое чувство природы, музыки, поэтичность натуры. По словам Толстого, "сущность её жизни- любовь". Наташа – это воплощение любви. В княжне Марье: одухотворённость, самоотречение, любовь ко всем людям, нравственная чистота, альтруизм).

- Ваше отношение к Наташе и княжне Марье. Кто вам ближе и почему?

Слово учителя: Все девушки, читающие "Войну и мир", всегда влюблены в Наташу, всем хочется быть как она, все льстят себе надеждой, что хоть частица Наташи есть в них, - и это правда, конечно, есть; в каждой молодой, жаждущей жизни, любви и счастья девушке живёт Наташа Ростова. Никто не хочет быть как княжна Марья, с её некрасивостью и тяжёлой поступью, с её смирением и жалостью к людям. Но в каждой девушке непременно должна быть и княжна Марья, с её неуверенностью в себе, с её тайным убеждением, что любовь придёт к кому угодно, только не к ней, с глубоко скрытой мечтой о любви,о нём; без этого она превратится в Элен.

Несмотря на то, что обе героини имеют высокое духовное начало, Наташа ещё далека от нравственной безупречности княжны Марьи. Это сближение произойдёт позднее, в 1812 году, когда читатель поймет, что основа их духовного мира – "скрытая теплота патриотизма".

2. - А сейчас проследим антитезу "Наташа – Элен" как столкновение противостоящих нравственно-эстетических позиций.

Выступления учащихся 2 группы. Работа с текстом.

- Почему рядом с Наташей то и дело появляется Элен? (С целью сопоставления Толстой часто использует приём контрастности).

- В чём тайна очарования некрасивой девочки Наташи, и почему рядом с ней блекнет красота Элен?

Слово учителя: Что мы видим, исследуя эту антитезу? Развенчание Толстым расхожих представлений о красоте и утверждение своего идеала подлинно прекрасного.

3. – Переходя к 3 вопросу, нужно обязательно вспомнить выражение Толстого "скрытая теплота патриотизма", т.е. народное чувство. Это и есть основа духовного мира Наташи и княжны Марьи. "Мысль народная " – это сила, которая управляет их поступками и судьбами. Вспомним эпизоды " В гостях у дядюшки", "Пляска Наташи", где Толстой особенно отчетливо выявляет свою любимую мысль в образе своей любимой героини: "В человеке ценно и прекрасно неосознанное, органическое единение с людьми, потребность любить и быть любимым"

Выступление учащихся 3 группы. Работа с текстом.

- Как мы прослеживаем это единение у княжны Марьи?

- А как проявляется это у Наташи?

(Чтение наизусть и анализ отрывка "Пляска Наташи")

- Теперь обратимся к 1812 году. Разве не испытывает она то же народное чувство? (Сцена чтения манифеста, сцена в церкви, подводы для раненых и т.д.).

Чтение и анализ эпизода "Последняя встреча Наташи с князем Андреем".

Слово учителя: Так ещё раз Толстой решает вопрос "что есть красота?" Плачущая, некрасивая Наташа прекраснее, чем она была на балу во всём блеске своего счастья. Эту сцену невозможно ни пересказать, ни объяснить. Сколько её ни перечитываешь, она всё равно остаётся в памяти как одно из самых грустных и сильных впечатлений.

4. Выступление учащихся 4 группы.

Послушаем стихотворение Н.Заболоцкого "Некрасивая девочка" (ст-е читает подготовленный ученик)

- Что воспевается в этом стихотворении?

(Душевная щедрость, бескорыстие некрасивой девочки).

- Как отозвались героини Толстого в стихотворении Н. Заболоцкого?

Слово учителя: Прошло около 200 лет после событий, описанных в романе, а этот вопрос по-прежнему мучает нас. Маленькая девочка из стихотворения – это продолжение Наташи и княжны Марьи.

"Что есть красота, если Элен умерла и её не жалко. По мнению Толстого, человека делает прекрасным не природа, а он сам, его внутренняя духовная работа, которой не знали ни князь Василий, ни Анна Павловна, ни Элен. Ни разу на протяжении всего романа Элен не проявила нормальных человеческих чувств: не испугалась, не обрадовалась за кого-то, никого не пожалела, не горевала, не мучилась… Толстой подчёркивает её "мраморные плечи", её постоянную одинаковую улыбку; она проходит через всю книгу не как живая женщина, а как красивая статуя, потому что она духовно мертва. И ведь, в конце-то концов, Элен - со всей своей красотой – несчастлива! Это главная мысль Толстого – счастье не даётся от природы, его нужно заслужить той духовной работой, которую он ценит в людях. Поэтому счастье заслужила после стольких испытаний Наташа, оно пришло к некрасивой княжне Марье, и никогда не узнала его великолепная красавица Элен." [1]

Последняя строфа стихотворения отличается особенной поэтической выразительностью. Эти слова возвращают нас к извечному вопросу, над которым бьются герои романа, над которым, я надеюсь, уже мучились и вы. "Стихотворение Заболоцкого по иронии судьбы сегодня следует признать наиболее востребованным из всего ,что написал поэт. Его декламируют на уроках литературы, на вступительных экзаменах в театральных училищах, поют под гитару. Новую жизнь оно обрело в Рунете, где текст стихотворения практически ежедневно воспроизводят и пристрастно обсуждают на страницах сетевых дневников, принадлежащих "пользователям" (юзерам) старшего школьного возраста.[2]

III. Подведение итогов урока

IV. Домашнее задание:

написать сочинение-миниатюру "Что есть красота?"

Список использованной литературы

  1. Н.Г.Долинина "По страницам "Войны и мира" - Изд. 3-е. – Л.: Дет. лит., 1989. C.208-209
  2. И.Е. Лощилов "Некрасивая девочка" Н.А.Заболоцкого: функция лексической цитаты" (РЯШ 2008 - №3. С.46)