Программа интегрированного курса "Азбука общения" (для учащихся коррекционного класса с обучением по программе VIII вида)

Разделы: Школьная психологическая служба


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа является планированием интегрированного курса, которая включает в себя "Азбуку общения" курса человековедения для обучения детей младшего школьного возраста (Санкт-Петербург, Российский педагогический университет) и курс "Мир вокруг нас" для начальной общеобразовательной школы и адаптирован для детей с особыми образовательными потребностями, обучающимися по программе 8-го вида. Данная категория детей нуждается в дополнительных формах социализации личности, воспитании коммуникативности и толерантности.

Навыки общения умственно отсталых детей весьма ограничены. Без специально организованного обучения навыки цивилизованного поведения таких детей осваиваются крайне трудно или не осваиваются совсем.

Социализация относится к тем процессам, посредством которых люди научаются жить совместно и эффективно взаимодействовать друг с другом.

Процесс социализации осложняется неадекватным восприятием других людей, гипертрофированным эгоцентризмом, склонностью к социальному иждивенчеству. Эти дети не имеют широких контактов со сверстниками.

Предложенные занятия и виды работ реализуют вышеперечисленные потребности учащихся коррекционного класса.

Одной из важнейших идей курса является идея мира и ненасилия в общении. В связи с этим в процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формирование личностных качеств детей, их чувствам, эмоциям, т.е. духовному слою, что чрезвычайно актуально на современном этапе развития общества. Содержание курса направлено на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимости к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в нужной ситуации:

Цель: Социализация детей, формирование гармоничного образа "Я".

Задачи:

1. Формирование социального доверия, адекватного восприятия окружающего мира.

2. Развитие коммуникативных навыков, развитие социальной активности детей, формирование навыков культуры поведения.

3. Развитие социальных эмоций.

4. Формирование адекватной самооценки у детей, обучение детей пониманию себя и умению "быть в мире с собой".

5. Формирование навыков культуры общения, выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения, овладение детьми речевыми средствами общения.

Раздел 1. Развитие навыков общения и взаимодействия (9ч).

Важную роль в процессе общения играет умение выражать свои эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей между собой и со взрослыми.

Принципом успешного усвоения задач формирования социальных навыков является принцип сопереживания. Во время проведения занятий создаются ситуации, стимулирующие активность детей и побуждающие их к общению друг с другом и с окружающими детьми.

Языки общения (5ч)

Знания: Отличие человека от других живых существ, общность людей с животными.

Роль органов чувств человека (глаз, ушей, носа, рта, кожи).

Взаимозависимость человека и природы. Связь между растениями и животными. Жесты, пантомимика, мимика - наши первые помощники в общении (определенный наклон или поворот головы, выразительная поза, характерные движения рук, ног и туловища, походка). Эмоциональные состояния людей.

Умения и навыки: навыки общения, развитие умения использовать при выражении собственного эмоционального состояния

все доступные средства выражения.

Культура общения (4ч).

Знания: Взаимодействие с окружающими. Понимание эмоционального состояния и поступков других людей. Моделирование поведения ребенка в различных ситуациях в процессе общения с людьми. Способы общения с людьми. Правила хорошего тона. Культура речи при обращении ("волшебные слова"). Правила общения по телефону.

Разговор с собеседником. Усвоение знаний о том, что существует граница между тем, что хочется, и тем, что можно.

Умения и навыки: уметь начать, поддержать и вести разговор.

Уметь участвовать в беседе; уметь слушать говорящего, не перебивая.

Уметь взять на себя роль своего партнера. Навыки культуры общения.

Привитие чувства симпатии, уважения и сопереживания.

Примерные задания

Игры и упражнения на распознавание различных жестов и мимических средств выражения определенных состояний ("Магазин зеркал"), на развитие эмоциональной сферы ("Вкусные конфеты", "Ласка", "Соленый чай", "Грязь", "Два сердитых мальчика", "Зайчик испугался", "Зоопарк", "Рисунок радости", "Выполни правильно", "Закончи предложение", "Ожившее чувство", "Рисунок чувств", "Море волнуется", "Шурум - бурум", "Попугай", "Я не знаю", "Возьми и передай!"). Работа с пиктограммами (задание: дорисовать к каждой пиктограмме туловище, раскрасить одежду человечка карандашами, цвет которых, по мнению ребят, подходит к эмоциональному состоянию данной пиктограммы).

Игры - драматизации по сказкам "Теремок", "Колобок", "Кот, петух и лиса", "Телефон". Конкурс чтецов, сказочников и т.д. Инсценировка "Звонит телефон". Игры "Подарки друг другу", "Будь всегда вежливый".

Обсуждение прочитанной книги "Умей обождать" К.Ушинского, "Синие листья" В.Осеевой.

Раздел 2. Познание себя - "Какой Я?" 11ч

Образ собственного "Я" - это то, как каждый ребенок относится к себе, его мысли, чувства. Позитивные мысли и чувства создают чувство самоуважения собственного достоинства, необходимого для успешной реализации процесса общения.

Ребенок должен узнать о наличии своего собственного "Я" и научиться оценивать его.

Чувство самоуважения и уверенности в себе и своих силах позволит детям активнее включаться в любой вид деятельности, охотно делиться в общении друг с другом своими мыслями и чувствами.

Самооценка является результатом сложного процесса социализации, при этом существенной частью осознанной самооценки становится самопознание, т.е. процесс познания самого себя формирует самооценку.

1.Тайна моего "Я" - 4ч.

Знания: Принятие себя, своих достоинств и недостатков, осознание собственной ценности и уникальности, своих способностей и возможностей.

Позитивное отношение к своему "Я". Осознание эмоциональной жизни, концентрация на себя, чувственное восприятие.

Способствовать самодиагностике и самораскрытию детей с ограниченными возможностями. Научить видеть себя со стороны: свой внешний облик, особенности и манеры поведения, отдельные черты характера.

Умения и навыки: уметь правильно оценивать и охарактеризовать особенности своей внешности; уметь быть уверенными в себе.

Уметь оценивать себя, правильно принимать похвалы.

Примерные задания:

Игры, упражнения с использованием языка жестов, движений и эмоций ("Кто я?", "Маленький скульптор", "Удивление", "Круглые глаза", "Свет мой, зеркальце, скажи!".

Игры "Мой автопортрет", "Что такое "Я", "Отражение в озере".

Чтение и обсуждение книг, кинофильмов и совместная с детьми оценка человеческих поступков и отношений. Игра "Цыганка".

Психологическая загадка. Упражнение "Скульптура", "Заполни таблицу", "Закончи предложение", "Что я слышу?", "Дружеское интервью".

2.Фантазия характеров 3ч.

Знания: Формирование чувства собственного "Я". Познание самого себя.

Формирование нравственных качеств. Изучение наиболее знакомых черт характера: доброта, справедливость, честность, зло, эгоизм, жадность, ябедничество и т.п. Оценка человеческих поступков и отношений. Хорошие и дурные привычки.

Умения и навыки: умение видеть и передавать эмоциональное состояние партнеров по общению;

умение отличать хорошие привычки от дурных;

умение определить личностные черты своего партнера по общению;

умение выделять любимых положительных героев сказок, рассказов, мультфильмов, кинофильмов.

Примерные задания:

Игры на сопоставление различных черт характера "Два друга", "Мальчик - наоборот"; моделирование положительных черт характера (упражнения и игры: "Часовой", "Добрый мальчик"); нежелательного поведения (упражнения и игры "Ябедник", "Кривляка", "Злюка", "Жалко").

Беседы по прочитанным сказкам, просмотренным мультфильмам "Мой любимый герой".

Чтение и обсуждение стихотворения "Что такое хорошо и что такое плохо" В. Маяковского.

3.Умение владеть собой 4ч.

Знания: Коррекция основных свойств внимания. Развитие произвольного внимания. Полезные и вредные привычки и поступки. Осознание телесных ощущений, связанных с напряжением и расслаблением.

Умения и навыки:

Умение управлять своим поведением, контролировать свою речь и поступки; умение сосредоточиваться на высказывании собеседника.

Привитие навыков и полезных привычек, первоначальные умения для снятия напряжения и вхождения в состояние расслабленности с помощью релаксационных упражнений и деятельности, соответствующей интересам и потребностям ребенка, погружение в чувство спокойствия в игровых ситуациях.

Примерные задания: комплекс релаксационных упражнений и игр на снятие напряженности, уменьшения тревожности ("Шалтай - Болтай", "Тряпичная кукла и солдат", "На берегу моря", "Бумажные мячики", "Танцующие руки",

"Насос и мяч", "Пузырь"). Подвижные игры игры с правилами "Воробушки и автомобиль", "Совушка", "У медведя во бору", "Скучно, скучно так сидеть", "Лисонька, где ты?".

Упражнения и игры на развитие внимания "Четыре стихии", "Слушай звук", "Чем отличаются", "Скажи, что не нарисовано", "Найди одинаковые", "Слушай хлопки!", "Буквы алфавита".

Игры на преодоление застенчивости "Лохматый пес", "Дедушка и внуки".

Психологическая загадка (по описанию детям необходимо догадаться, какое качество загадал ведущий).

Упражнения на развитие умения управлять и контролировать свое поведение и поступки ("Темные и светлые мешочки", "Светофорики", "Флажок", "Стой!", "Игра в мяч", "Волшебное слово". "Поссорились два петушка"). Использование художественного слова.

Раздел 3. Познание других - "Какие мы?" 9ч.

Социальная запущенность, социальное неблагополучие семей, в которых чаще всего воспитываются умственно отсталые дети, приводят к деформированному восприятию полов и семейных отношений.

Формирование нормальных взаимоотношений мальчиков и девочек - одна из важнейших задач воспитания культуры общения, будущего счастья наших детей, их возможности полноценно "найти себя" в жизни и способности создать крепкую семью.

В совместных играх и занятиях, в общем труде, выполняя "мужские" и "женские" роли, наблюдая друг за другом, мальчики и девочки учатся быть собой, общаться между собой.

В совместной деятельности мальчики и девочки должны учиться быть собой "от противоположного", т.е. мальчику, например, стыдно плакать при девочке, быть грубым рядом с девочкой и т.д. Это важное обстоятельство необходимо учитывать для полноценного развития личности как мальчика, так и девочки.

Умение видеть и понимать окружающих ребенка взрослых формируется, в первую очередь, в семье, где закладываются основы уважения к старшим, любви к родителям.

Правила поведения и общения со взрослыми усваиваются ребенком в различных ситуациях на улице, в транспорте, в магазине и других общественных местах.

Важно показать ребенку взрослый мир, его доброту, милосердие, гуманное отношение друг к другу; научить понимать хорошие и плохие поступки и самому активно вступать в контакты с окружающими людьми.

1.Мальчик и девочка 2ч.

Знания: представления о гендерных различиях, о внешних различиях мальчиков и девочек.

В мальчике должно быть развито чувство долга перед родителями, взрослыми, перед самим собой. Необходимость воспитания в мальчике уважения к женщине.

Девочек учить быть отзывчивой, понимать состояние других людей и действовать в соответствии с этим. Девочек учат уважать мужчин в целом как другую половину человеческого рода и конкретно - именно этого мальчика, этого взрослого за его достоинства и поступки.

Умения и навыки: Умение начать и поддержать дружеские, доброжелательные, уважительные отношения с противоположным полом.

Примерные задания: игровые ситуации на развитие умения познакомиться, умение держать себя, правильно вести себя в различных ситуациях, используя мимику, жесты, позы.

Игры на развитие основных эмоциональных состояний (внимания, интереса, радости, сосредоточенности и др.). Упражнения "Неоконченные предложения", "Представление себя"; игры "Какого цвета твои глаза", "Топните те, кто".

Беседы о внешнем облике мальчика и девочки, об уважительном отношении к женщине, женственности и мужественности.

2. Как мы вид им друг друга 4ч.

Знания: Принятие других людей, осознание ценности и уникальности каждого человека. Познакомить с понятиями "милосердие", "сочувствие", "терпимость", "юмор".

Умения и навыки: Умение обмениваться информацией.

Умение концентрировать внимание на себе, а также на партнере в процессе

Умение адекватно реагировать на шутки товарищей: развитие у умственно отсталых детей чувство юмора.

Развитие чувства сопереживания, терпимости к чужим недостаткам.

Воспитывать дружеское отношение к товарищам.

Примерные задания:

Беседы о дружбе, чтение художественной литературы "Вместе тесно, а врозь скучно" К.Ушинского.

Выставка портретов друзей "Словесный портрет друга".

Создание игровых ситуаций "Почему ты так поступил?".

Упражнения "Что это?", "Доверие", "Пантомима", "Похвальная грамота", "Похвальное слово", "Кричалки", "Собираем добрые слова", "Скажи мишке добрые слова".

3. Этот странный взрослый мир 3ч.

Знания: Знание своих близких и дальних родственников (дедушек и бабушек, их жизни, тети, дядя и т.д.)

Познакомить со взрослым миром, его добротой, милосердия, гуманным отношением друг к другу.

Научить понимать хорошие и плохие поступки.

Правила поведения в общественных местах.

Умения и навыки: Умение видеть и понимать окружающих ребенка взрослых. Формирование коммуникативных навыков.

Умение активно вступать в контакты с окружающими людьми.

Вырабатывать навыки адекватного поведения в общественных местах.

Примерные задания:

Сюжетно-ролевые игры "Семья", "Магазин", "Путешествие", "День рождения".

Конкурсы рисунков "Моя семья", "Как я провел выходной день", "День рождения".

Подвижные игры "Ловишки", "Дедушка и внуки".

Раздел 4. Общение с природой 5ч.

В старшем дошкольном возрасте и младшем школьном возрасте умственно отсталые дети передают свое настроение, эмоции, ощущения с помощью кистей и красок. В этом огромную помощь оказывает изобразительное искусство, особенно, один из самых его эмоциональных жанров - пейзажная живопись. Дети могут многое сказать в рисунке, не обладая в полной мере возможностью выразить свои ощущения и чувства словами.

Природа является источником эмоционального воздействия на человека, вызывая различные настроения.

Лето. Дождь. Радуга. 1ч. 2. Осенняя карусель 1ч.

В гости к зиме 1ч. 4. Весенний перезвон 1ч.

Прогулка по временам года 1ч.

Знания: Научить изображать различные состояния погоды с помощью кистей и красок. Закреплять и расширять знания умственно отсталых детей о временах года, о сезонных изменениях в природе.

Умения и навыки: Умение видеть средства выразительности для передачи чувств и настроений. Совершенствование коммуникативных навыков.

Использование интегрированных развивающих занятий.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., "Сфера" 2002г.
  2. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания.М., "Сфера" 2002г.
  3. Плешаков А.А. Мир вокруг нас (учебное пособие). М., "Просвещение" 2003г.
  4. Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании (психотехнические упражнения и коррекционные программы). М., 1992г.
  5. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе. Санкт - Петербург, "Образование - культура", 2002г.
  6. Колмогорова Л.С., Гуляева Е.Н. От самопознания - к саморазвитию. Барнаул, 1997г.