Урок по теме "Музыка в портретах"

Разделы: Музыка


Задача урока:

  • Образовательные: Формировать понятие «эпоха Возрождения». Познакомить с биографией и творчеством Рафаэля Санти – представителя этой эпохи.
  • Развивающие: Развивать интерес к произведениям изобразительного искусства. На основе чувственных ощущений научить отличать картины разных эпох. Развивать внутренний слух и умение чувствовать музыку в портретах.
  • Воспитательная: Воспитывать чувство прекрасного средствами изобразительного искусства и музыки.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Место урока в учебном плане: 2 урок по теме «Можем ли мы услышать музыку?»

Методы: Частично – поисковые, объяснительно-иллюстративные.

Формы организации: групповая, индивидуальная.

Оборудование: проектор, компьютер, магнитофон, ф-но.

План урока:

  1. Организационный момент – 3 мин.
  2. Подготовка обучающихся к усвоению новых знаний – 14 мин.
  3. Усвоение новых знаний – 25 мин.
  4. Подведение итогов урока – 3 мин.

Ход урока

1. Организационный момент – 2 мин.

  1. Вход под песню « С чего начинается Родина?» М. Блантера.
  2. Музыкальное приветствие.

2. Подготовка к усвоению новых знаний – 13 мин.

– О чём поётся в этой песне?

– Какой вопрос вы слышите в ней?

– А как вы думаете, с чего же она начинается?

– Сегодня на уроке мы рассмотрим портреты мам, которые жили в разные эпохи, а главное постараемся услышать в них музыку.

Приложение

На экране проектора слайд 1.

– Послушайте музыку и скажите в каком портрете она живёт?

По щелчку появляется слайд 2, с тремя портретами.

(исполняю на ф-но мелодию песни «Мама» Ю. Чичкова).

– Почему так решили?

– Какой жанр музыки вы слышите в ней?

– Как и при помощи чего художник показывает в картине средства музыкальной выразительности (темп, ритм, динамика, лад, жанр, мелодия), из которых складывается характер музыки колыбельной?

– Как бы вы назвали картину?

– Она называется «Утро» художника Шилова.

(Дети исполняют песню).

3. Усвоение новых знаний – 25 мин.

По щелчку со слайда исчезает картина иконы «Богоматерь Владимирская».

На слайде остаются «Утро» Шилова и «Сикстинская мадонна» Рафаэля.

– Сравним эти картины. Кто эти женщины?

– Почему так решили?

– Какая разница между мамами?

По щелчку на экране проектора появляется слайд № 3. «Сикстинская мадонна» Рафаэля.

– Эта одна из самых прекрасных картин на земле. В центре как бы парит, едва касаясь облаков, прекрасная женщина с младенцем на руках. Как зовут её и младенца?

– Перед ними склонилась Святая Варвара и Святой Сикст, Картина называется «Сикстинская мадонна». Эту картину написал один из величайших художников – Рафаэль Санти.

По щелчку на экране проектора появляется слайд 4. Портрет молодого Рафаэля.

– Он жил в эпоху Возрождения. Родиной Возрождения была Италия. Это было время, когда и науки, и искусства сбрасывали с себя путы средневековых представлений о мире, борясь с церковным натиском, начинают стремительно и бурно развиваться. Именно на смену церковному искусству впервые приходит искусство светское, стремящее отразить реальную действительность, поэтому Мадонну он изобразил как простую земную женщину. Рафаэль прожил короткую, но счастливую жизнь. Он родился 6 апреля 1483 года и умер 6 апреля 1520 года,

По щелчку на слайде 4 появляются даты жизни Рафаэля Санти.

проболев несколько дней лихорадкой. Умер он в самом расцвете своего таланта.

По щелчку на слайде 4 появляется второй портрет Рафаэля Санти.

– Он был красив, умён, талантлив и доброжелателен к окружающим. Он был олицетворением идеального человека. В памяти потомков он остался художником, воплотившим в картинах представление о свободном, духовно и физически современном человеке. Картину «Сикстинская мадонна» он написал в 1513-1514 годах. Давайте ещё раз посмотрим на неё и вглядимся в лица Марии и Иисуса.

По щелчку появляется слайд 5.

– Что вы видите в глазах Марии и младенца?

– В глазах матери печаль, спокойствие сочетаются с тревогой и волнением. У младенца – недетское лицо, очень серьёзный и в тоже время испуганный взгляд, обращённый к людям. Она несёт своего сына, чтобы принести в жертву людям во имя их грядущего счастья.

– А сейчас послушаем музыку, которая живёт в этой картине.

(Звучит «Ave, Maria!» Франца Шуберта).

– Какой голос исполнял эту песню?

– Это пел итальянский мальчик – Робертино Лоретти. Он прославился своим необычным тембром голоса, который похож на ангельское пение.

– Что происходило с картиной во время пения?

– Послушайте стих Наташи Катасоновой о музыке и о картине Рафаэля.

Висит на стене Рафаэля картина:
Мадонна с младенцем в тревоге за сына.
Внимательно смотрят, думают дети.
В классе ни звука. Слушают дети
«Аве Марию». Голос Лоретти,
Самый прекрасный голос на свете!
Что происходит с каждым из нас?
Что же случилось в классе сейчас?
Ты оживил нам мадонну с картины!
Вот, что ты сделал для нас, Робертино!

– Легко ступая по облакам, Мария спускается к людям, неся им самое дорогое – своё дитя. Она знает о грядущих страданиях, ожидающих её сына. В ней чистота и сила, удивительная простота. Эта самая человечная женщина – мать.

– Все латинские молитвы, обращённые к матери Христа, начинаются словами «Аве, Мария!». Есть неизменный латинский текст молитвы, который много веков вдохновлял и вдохновляет композиторов.

По щелчку на слайде 5 появляется портрет композитора Ф. Шуберта.

– Франц Шуберт написал свою « Аве, Марию!» на текст, сочинённый Вальтером Скоттом.

– Что объединяет картину и музыку?

– В русской православной церкви есть подобная молитва, обращённая у матери Христа – «Богородице Дево». Послушайте её.

«Богородице Дево, радуйся, Балгодатная Марие, Господь с Тобою: благославенна Ты в жёнах, и благославенна Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.»

– О чём говориться в молитве?

– Есть разные иконографические типы Богородицы. Мы рассмотрим икону «Богоматерь Владимирская».

По щелчку на проекторе появляется слайд 6 с изображением иконы.

– Название своё икона получила потому, что находилась долгое время в городе Владимире. Писана она, по преданию, святым евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовали Господь Иисус Христос с Пречистой Своею Матерью и Иосифом. Вначале образ оставался в Иерусалиме, затем находился в Царьграде, а в ХII веке был в женском монастыре в предместье Киева, откуда в 1155 году по чудесному повелению самой Богородицы и был перенесён во Владимир. Икона эта прославилась дарованием многих побед над врагами, успокоением мятежей и усобиц и спасением Москвы от Тамерлана, куда она была перенесена в 1395 году.

– Многие русские композиторы писали музыку к этой молитве. Это и П.И. Чайковский, и А. Архангельский, С.В. Рахманинов. Сейчас мы послушаем молитву, музыку к которой написал С.В. Рахманинов.

По щелчку на слайде 6 появляется портрет С.В. Рахманинова.

4. Подведение итогов урока – 3 мин.

– Мы посмотрели 3 портрета, которым можно дать одно название – мать. Образ матери художники изображали во все времена. Что же объединяет эти картины?

– В портретах жила разная музыка, начиная с колыбельной и до молитвы. Что же объединяло музыку в портретах?

– Спасибо за урок.

Выход из класса под музыку «Аве, Мария!» Ф. Шуберта.