Внеклассное занятие по теме: "Цветок - подарок городу"

Разделы: Внеклассная работа


Задачи:

1. Познакомить и научить учащихся со способами размножения комнатных растений.

2. Познакомить с комнатными растениями: фуксия и бальзамин.

3. Прививать бережное отношение и любовь к окружающему миру.

4. Продолжить развивать произвольное внимание, наблюдательность, монологическую и диалогическую речь.

Оборудование: земля, горшок, баночки с водой, ножницы, комнатные растения, фотографии растений, слова-таблички с комнатными растениями.

Подготовительная работа

Составление сообщений “Интересное о растениях” по плану (о растениях, с которыми будет работать класс на практической части занятия).

1. Из какой страны привезен цветок.

2. Почему его так назвали (если есть можно легенду о цветке).

3. Уход за растением.

2. Беседа “Путешествие комнатных растений”.

3. Поставить отростки (по количеству учащихся в классе) в воду за две недели, чтобы появились корни.

4. Организовать дежурство и уход за растениями.

5. Организовать группу исследователей (5 чел.) для работы с анкетами.

6. Провести анкетирование среди учащихся школы.

Анкета

  1. Нравится ли Вам наша школа? (Детский сад)
  2. Какую роль, по вашему мнению, занимают комнатные растения в нашей школе? (Детский сад)
  3. Как вы думаете, достаточное ли количество растений в нашей школе? (Детском саду). (Если нет, то в каких помещениях?) Правильно ли за ними ухаживают?
  4. Что бы вы хотели изменить или добавить в озеленении нашей школы. (Детского сада)
  5. Поместить в уголок класса, в рубрику “ Это интересно”, вопросКакую пользу приносят комнатные растения человеку?”.
  6. Разбить класс на три группы. (По количеству цветов для размножения)

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Введение в тему.

- Сегодняшнее наше занятие мне хотелось начать со стихотворения ученицы 3 “Б” класса Ивановой Валерии “Город”. (Читает учитель)

Город

Мой город красивый и очень зеленый.
Мой город прекрасный и всем он знакомый.
Люблю его парки,
Где много веселья -
Там смех детворы и много качелей.
Фонтаны люблю,
Люблю магазины –
Там много игрушек и разных изделий.
Я школу люблю, она в городе нашем –
В березовой роще – нет ее краше!

- Какой событие, связанное с нашим городом, мы будем отмечать летом? (День рождения - 90 лет)

- Какой подарок к этому дню мы можем сделать городу? (Вырастить цветы и украсить ими школу, подарить их людям; вырастить рассаду, а потом высадить на клумбу, чтобы город был цветущим)

- Выращиванием рассады и высаживанием их на клумбы школы, будут заниматься учащиеся 3-х классов. У них сейчас проходит операция “Семечко”. А мы давайте подарим городу- школе и детскому саду - выращенные нами комнатные цветы.

Наше занятие так и называется “Цветок – подарок городу”

2. Вводная беседа.

- Посмотрите, какие растения у нас в классе. Кто знает их названия? (Дети называют растения)

- Каким одним словом мы можем их все назвать? (Комнатные растения)

- На всем нравиться созерцать цветы на подоконниках в классе. Какую пользу приносят комнатные растения человеку? Этот вопрос вы изучали в течение недели. (Учеными доказано, что цветы кроме радости и уюта, приносят человеку пользу. Они очищают воздух от углекислого газа днем, выделяют фитонциды, губительные для болезнетворных микробов. Цвет зелени успокаивает, поднимает настроение и работоспособность. Такое влияние могут оказать только здоровые и ухоженные растения. В одной из английских книг XIX века по садоводству было написано: “Каждый дом, в котором живут растения, будет для нас более чистым и здоровым, чем, если растений в нем не было”.)

3. Подведение итого исследовательской деятельности.

Исследователь 1: Наша группа исследователей провела анкетирование среди учащихся школы и воспитателей подшефного детского сада. И вот какие результаты получились: (учащиеся называют конкретные числа и ответы анкетируемых).

Исследователь 2: Учащимся нравится наша школа, особенно классные кабинеты, где много комнатных растений. Они желали, чтобы и вдоль лестничного пролета и даже в туалетных комнатах стояли на подоконниках горшки с комнатными цветами. Так думают и воспитатели детского сада.

Исследователь 3: Воспитатели и учителя школы предложили нам узнать, какие растения можно разводить в школе, а какие нельзя.

Исследователь 4: Мы познакомились с литературой и узнали, что в помещениях, где находятся дети, нельзя разводить высокие комнатные растение, с шипами на стеблях и иголками, нельзя держать ядовитые цветы на подоконниках: диффенбахию, пуасетию, олеандр, омела, плющ и др. (Дети показывают фотографии этих растений). Вдоль лестницы можно поставить в горшках вьющиеся комнатные цветы – традесканцию. А на подоконниках между этажами - фуксию, в туалетных комнатах– фиалки. (Название цветов на доске и показ растении в живом виде)

Исследователи 5: Я хочу рассказать о комнатном цветке – традесканция. (Рассказ по плану)

Рассказ о традесканции (для справки): Произрастает в болотистых местах Северной Америки. Название “традесканция” появилось в XVIII в. и произошло от имени английского садовода Джона Традесканта. В народе традесканция известна как “бабьи сплетни”. Если внимательно посмотреть на растение, то можно заметить, что длинные свисающие стебли, густо покрытые листиками, так переплетаются между собой, что их трудно отделить друг от друга, трудно найти начало или конец ветки. Хорошо растет как в теплом, так и в прохладном помещении. Содержать можно на светлом и тенистом месте. Растение влаголюбиво, требует поливов и опрыскивания. Традесканция растение Близнецов.

Исследователь 1: Я хочу рассказать о комнатном цветке – фуксия. (Рассказ по плану)

Рассказ о фуксии (для справки): Родина фуксии Центральная и Южная Америка, Новая Зеландия. Это вечно зеленые кустарники, которых в природе насчитывается около 100 видов.

Фуксия - кустарник с красноватыми стеблями. Листья 4-5 см длиной, заостренные на конце и слегка зубчатые по краю. Цветки, поникающие на длинных цветоножках. Плоды - черные ягоды. Цветение начинается весной, причем цветки фуксии недолговечны, но довольно многочисленны и цветение при благоприятных условиях обильное.

Фуксия очень требовательна к температурным условиям и по окончании цветения начинает сбрасывать листья. Растение желательно выращивать в прохладном помещении и в комнате должно быть хорошее освещение. Хорошо фуксия будет расти на восточных окнах. Почва в горшках должна быть все время слегка влажноватой. При недостаточном поливе фуксия сбрасывает бутоны и цветки

Исследователь 2: Я хочу рассказать о комнатном цветке – фиалка. (Рассказ по плану)

Рассказ о фиалке (для справки):

Родина фиалок горы Африки. Это растение является любимцем многих цветоводов.

Одна из легенд рассказывает: когда однажды бог солнца Аполлон преследовал своими жгучими лучами одну из прекрасных дочерей Атласа, бедная девушка обратилась к Зевсу с мольбой укрыть и защитить ее. И вот великий громовержец, вняв ее мольбам, превратил ее в чудную фиалку и укрыл ее в тени своих кущ, где она с тех пор каждую весну цвела и наполняла своим благоуханием небесные леса. Там, может быть, этот прелестный цветок остался бы и навсегда и никогда не попал к нам на землю, не случись, что Прозерпина, дочь Зевса и Цереры, отправившись в лес за цветами, была похищена внезапно появившимся Плутоном как раз в то время, когда рвала фиалки. В испуге она выронила из рук цветы на землю... и вот эти-то фиалки и послужили прародительницами тех фиалок, которые растут у нас и поныне.

Фиалку считают французы символом скромности и невинности, а греки цветком печали и смерти.

Фиалки отличаются разнообразием окраски и форм цветков и листьев. (Показ фиалок). Это растение теневыносливое, не переносит сквозняков. Желательно температуру воздуха в комнате поддерживать 16-22 градуса. Поливают фиалки по мере подсыхания земляного кома, т.е. земля должна всегда быть влажноватой, но не залитой. Вода для полива должна быть теплой, мягкой, отстоянной не менее 12 часов. При поливе вода не должна попадать на листья. Размножается фиалка листовыми черенками, частью листа, семенами.

- Действительно, растения из разных стран требует разного ухода. Лучшим временем для размножения является весна. Знаете, ли вы как можно размножить эти растения? Чтобы таких растений было много (семенами).

- Да можно, но этот способ требует много времени и сил, есть гораздо простые способы:

1. Способ – черенкованием. Обратимся к толковому словарю. (Учащийся читает значение слова). Черенкование - это размножение растений небольшими отрезками побегов с почками или листьями.

2. Способ – деление корневища. (Учащийся читает значение слова). Деление корневища - размножение растений путем деления разросшегося растения на делянки с частью корня и листьями.

- Ребята, фуксию, традесканцию, фиалку можно размножать черенкованием. Вы сидите группами, и будете вместе размножать цветы черенкованием. (На столе у каждого ребенка баночка с водой, ножницы; каждой группе выдается один цветок для размножения)

4. Практическая работа

А) показ способа черенкования.

- Как это сделать? Послушайте и смотрите.

Черенок срезают под листом примерно 5-10 см от начало стебля (верхушки). На черенке нужно оставить 2-4 листочка, удалив листья внизу, чтобы не допустить загнивания, когда черенок будет укореняться. Поставим в воду, в которую положим немного древесного угля, чтобы растение легко могло пустить корни. Потом прикроем черенок пластиковой бутылкой, срезав у неё верхнюю часть. (Рассказ учителя сопровождается показом)

Б) черенкование растений. (Под руководством учителя дети черенкуют фуксию, традесканцию)

- Эти черенки в баночках мы поставим на подоконник, и будем наблюдать, ждать, когда появятся корни.

Посмотрите, как будут выглядеть уже укоренившиеся черенки.

Когда у растения появятся корни, его аккуратно пересаживают в горшочек с землей. При этом необходимо соблюдать осторожность, потому что развившиеся в воде корни очень нежные и ломкие.

В) посадка проросших черенков в землю. (Учитель детям раздает проросшие черенки и цветочные горшочки с землей)

Ребята, перед вами уже проросшие черенки. Сейчас их посадим в горшки. Посмотрите, как это будем делать:

  1. В горшке с землей сделай углубление.
  2. Полей землю.
  3. Опусти в углубление черенок с корнями.
  4. Присыпай углубление землей, слегка потряхивая черенок, чтобы земля оказалась между корешками.
  5. Уплотни землю сверху.
  6. Полей растение.

5. Выработка правил по уходу за посаженными растениями.

- Как нужно ухаживать за посаженными растениями. (ответы детей записываются на доску и в дневник “С любовью к городу”)

Правила

  1. Поливать растения по мере высыхания земли.
  2. Рыхлить землю - 1 раз в неделю.
  3. Опрыскивать водой - 2 раза в неделю.

6. Итоги.

- Теперь вы знаете, как можно размножить комнатные растения, которые мы подарим для озеленения школе и подшефному детскому саду.

Посмотрите на вопросы и ответьте на них:

Что мы делали?

Чему научились?

Для кого?

Кому скажем спасибо?

7. Задание в дневниках./

- Ребята, вы желаете узнать, отчего болеют растения? Тогда дома вы можете выполнить задание в дневниках “С любовью к городу”

Задание: Соедините стрелочками причину заболевания растения с признаком заболевания растений

Причины заболеваний растений Признаки заболеваний растений
Недостаток света Коричневые кончики или края листьев
Переувлажнение почвы Гниение стеблей и листьев
Недостаточный полив Сухие коричневые пятна на листьях
Сухой воздух Пестроокрашенные листья становятся одноцветно зелеными.