"Читая Пушкина" (урок повторения по теме "Лексика. Культура речи" в 5-м классе)

Разделы: Русский язык


Цели:

  • повторить изученное по теме "Лексика. Культура речи";
  • совершенствовать умение пользоваться справочной литературой;
  • расширять кругозор учащихся и обогащать их словарный запас;
  • развивать читательский интерес, мыслительную деятельность учащихся;
  • воспитывать любовь к чтению.

Оборудование:

  • портрет А.С. Пушкина;
  • словари;
  • презентация.

I. Вступительное слово учителя:

Ребята, в нашем кабинете русского языка есть заветная полочка. Она верой и правдой служит и ученикам, и учителям. На ней стоят разные словари русского языка. Один учит не ошибаться при письме, другой объясняет значение слов, третий - их происхождение. Сегодня мы воспользуемся этими мудрыми книгами. Вначале обратимся к эпиграфу: "Поэзия Пушкина мудра. Каждое слово в его стихах требует раздумий" (Д.С. Лихачёв). Почему именно эти слова на доске? (Дети выскажут свою точку зрения. Верной будет та, в которой прозвучит мысль, что на уроке будет работа с произведением А. С. Пушкина).

II. Работа с текстом

1. Послушайте отрывок из первой главы романа "Евгений Онегин" А.С.Пушнина:

А Петербург неугомонный
Уж барабаном пробуждён.
Встаёт купец, идёт разносчик,
На биржу тянется извозчик,
С кувшином охтенка спешит,
Под ней снег утренний хрустит.
Проснулся утра шум приятный.
Открыты ставни; трубный дым
Столбом восходит голубым:

Всё ли нам понятно? Какие вопросы могут возникнуть у читателей?

(Как пишутся слова из отрывка? Что обозначают? Откуда они взялись? Можно ли для большей ясности употребить другие слова для обозначения того же смысла?)

Для ответов на возникающие вопросы нам потребуются словари русского языка, которые перед нами.

Вначале проведём орфографическую разминку, разберёмся с правописанием.

Задание 1

Найдите в отрывке слова с орфограммами. Все ли орфограммы мы можем объяснить? Как поступить, если нет? (Обращаемся к орфографическому словарю)

Из слов, которые входят в стихотворные строки, составьте "Орфографический словарик".

Что нужно помнить при составлении словарика?

(Нужно поставить слова по алфавиту, с ударением, в начальной форме).

Объясните написание проверяемых орфограмм.

(Приложение 1)

2. - Что же означают слова в отрывке из романа? Например, купец, биржа, неугомонный? А с чем ходит разносчик? Кто такая охтенка?

Здесь нам помогут толковые словари. И не только они!

Задание 2

Пользуясь словарями, дайте толкование слов купец, биржа, охтенка.

(Купец -

1. Владелец торгового частного предприятия.

2. Покупатель (устар. и спец.)

Биржа - учреждение, где совершаются, заключаются торговые и финансовые сделки)

3. - Можно было бы подумать, что у А.С.Пушкина извозчик едет к зданию биржи. Но не будем спешить. Прочитаем статью о значении слова "биржа" не в современном толковом словаре, а в самом старом и авторитетном. Это "Толковый

словарь живого великорусского языка", созданный Владимиром Ивановичем Далем.

Ученик 1: По Далю биржа не только здание или место, где собирается купечество по торговым делам и "самое собрание это". У слова есть другие значения: сборное место чернорабочих, подёнщиков или ясли извозчиков на улицах и площадях. В словарной статье приводится пример словосочетания: биржевой извозчик, стоящий на месте, у биржи, у своей колоды; противоп. ванька, шатущий (не имевший пристанища).

4. - Словарь помог нам понять, куда "поутру тянется извозчик". Он направляется к определённому месту, говоря современным языком, "стоянке".

В имеющихся толковых словарях нет слова охтенка. Что же делать? Послушаем сообщение ещё об одном очень полезном словаре, для этого вашему однокласснику пришлось побывать в библиотеке.

Ученик 2 (Приложение 2)

5. - Итак, мы познакомились с энциклопедическим словарём. Сделайте записи в ваши личные словарики. (Энциклопедия - научное справочное пособие по всем отраслям знания в форме словаря).

Этот словарь подсказал нам, что охтенка - это жительница Петербурга. А что общего между существительными, купец, разносчик, извозчик, стоящими в стихотворных строках рядом?

(Они обозначают профессию, род занятий людей, на это указывают суффиксы).

Почему же рядом с ними охтенка? Это новая загадка.

Сегодня я представлю вам книгу, которая окончательно разъяснит нам всё. Её автор Юрий Михайлович Лотман - известный пушкинист. Она называется "Роман А.С.Пушкина "Евгений Онегин". Комментарий". В предисловии к этому справочному изданию сказано: "Независимо от того, для какой читательской категории комментарий предназначен, он должен помочь читателю понять текст". Необходима ещё одна запись в личные словарики.

(Комментарий - разъяснение текста художественного произведения путём примечаний, толкований, сообщения сведений об исторической эпохе, лицах.)

На странице 165 читаем: " Охтенка - жительница Охты, окраинного района Петербурга, заселённого финнами, снабжавшими жителей столицы молочными продуктами. Охтенка - это молочница".

Слова охтенка и молочница близки по значению. Как мы называем такие слова? (Синонимы.)

Подбор синонимов - один из способов толкования слова. Особенно богаты на синонимы прилагательные.

Задание 3

Пользуясь словарём синонимов, подберите синонимы к слову неугомонный. (Неспокойный, подвижный, живой, суматошный, кипучий, шустрый, прыткий, юркий, активный, непоседливый).

А теперь найдите слова - синонимы в тексте. (Идёт, тянется, спешит).

6. - Мы читаем строки Пушкина, обращаясь к разным словарям, и повторяем знания по лексике. Что такое фразеологизмы? (Это устойчивые выражения).

Но при чём же здесь эти стихи? Разве здесь есть хоть одно фразеологическое выражение? Есть. И как раз одно. Правда, оно хорошо спряталось, потому что употреблено не в переносном смысле, как положено фразеологизмам, а в прямом.

Задание. Найдите словосочетание, которое может быть фразеологизмом.

(Дым столбом)

Что оно значит? Заглянем во фразеологический словарь. Помните его особенность: надо искать фразеологизм на одно из входящих в него слов.

(Дым столбом (коромыслом) - шум, гам, беспорядок, переполох, суматоха. Из крестьянского быта. В старину избы топили по-чёрному, т.е. дым из устья печи выходил через "волоковое окно", либо в дверь. Когда избе было спокойно, дым выплывал медленно, ровным потоком. Когда же начиналась суета, суматоха, то и дым в середине избы поднимался столбом (коромыслом)

III. Обобщение.

- Вот и подошел к концу наш урок. Очень подробно мы рассмотрели всего девять строк А.С. Пушкина об утреннем Петербурге.

Продолжите начало фразы: "Стихотворные строки позволили нам :

(повторить знания по лексике, применить их, узнать много нового, познакомиться с новыми типами справочной литературы)

В заключение процитирую слова Н.А.Некрасова: "Читайте сочинения Пушкина : и поучайтесь из них".

IV. Домашнее задание.

Составьте орфографический словарик из 15 -20 слов, используя фрагмент своего любимого произведение А.С.Пушкина.

Использованная литература:

  1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М.: "Просвещение",1975.
  2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 2004.
  3. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. М.: "Просвещение", 1989.
  4. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка./Под редакцией Филина Ф.П. М.: "Просвещение",, 1981.
  5. Лотман Ю.М.Роман А.С.Пушкина "Евгений Онегин".- Л.: "Просвещение",1983.
  6. Ожегов С.И.Словарь русского языка. М.: "Русское слово", 1986.
  7. Одинцов В.В. и др. Школьный словарь иностранных слов / Под редакцией В.В.Иванова. М.: "Просвещение",1990.
  8. Смирнов А. Неугомонный Петербург. "Мурзилка" 1998. № 7-12