Открытый урок по ИЗО и художественному труду в классе по программе "Прекрасное рядом с тобой"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели и задачи: знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах, знакомство с понятием «образ» и «прообраз» в жизни и искусстве, закрепление понятия «замысел», гармония материала и образа, знакомство с пластическим материалом – «соленое тесто», использование ранее приобретенных знаний и умений для реализации замысла.

Оборудование: для учащихся: учебник, рабочая тетрадь, досточка, соленое тесто, стеки, клеенка, тряпка, вода, краски, кисти, карандаш, ластик.

Зрительный ряд: репродукции картин с изделиями прославленных народных промыслов (дымковская игрушка, хохломские изделия, резьба по дереву, вышивка), готовые изделия народных мастеров, образцы работ из слоеного теста.

Литературный ряд: стихи об изделиях народных мастеров.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

- Сегодня на уроке мы поговорим о том, как отражается наша жизнь в произведениях искусства, и выполним работу из слоеного теста.

Тема: «Отражение жизни в образах»

III. Беседа

- Вы рассматриваете картины, слушаете музыку, читаете книги. Все это время вы общаетесь с искусством.

У художника, композитора, поэта или писателя возникает замысел своего будущего произведения.

  • Скажите, что такое замысел? (Мысли автора)
  • Замысел появился, о чем дальше думает автор? (Форма, материал, содержание)
  • Откуда берет автор (художник, музыкант) свой замысел?

- Да, из окружающей нас жизни художники, композиторы берут какое-то событие или явление природы и используют его для создания художественного образа.

- Перед вами произведения народных мастеров прославленных народных промыслов (Выставка).

- Народные мастера тоже берут свой замысел из окружающей нас жизни, берут события или явления природы.

- Давайте вспомним центры народных промыслов.

Вопросы.

  1. Как называется эта барышня?
  2. Какой материал используется для ее создания?
  3. Кто служил прообразом для создания образа?

(Читаю стихотворение)

Дымковская игрушка.

Веселая, белая глина
Кружочки, полоски на ней
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары, и рыбы
А ну, назови-ка меня.

Вопросы.

  1. Как называется эта роспись?
  2. Назовите материал, из которого ее изготовили?
  3. По каким признакам вы узнали хохлому?

- Народные мастера создают такую красоту, а поэт В. Дубровский написал такое стихотворение.

Удивляя, прорастая
Как-то празднично жива
Молодая, непростая,
Черно-красная трава.
Листья рдеют, не редея,
От дыхания зимы.
Входим в царство Берендея -
В мир волшебной хохломы.

- А вот резьба по дереву.

- Что явилось прообразом для создания образов? (Животные)

IV. Работа по учебнику, с. 19

- Зачитайте текст.

- Рассмотрите две верхние картинки.

  • как называется изделие и кто его автор?
  • Что явилось прообразом для автора?
  • Точно такую же птичку нарисовали народные мастера или изменили ее?

- Как называется другое произведение?

- Что явилось прообразом для создания произведения?

- Можно ли сказать, что дерево является прообразом? (Волгородские кружева)

- Из какого материала они изготавливаются? (Нитки)

- Определите замысел? (Занавески)

- Что явилось прообразом? (Люди и птицы)

- Что явилось прообразом для создания нижнего изделия? (Люди)

-Можно это назвать хороводом? (Да) В старину люди любили водить хороводы.

Хороводы бывают линейные и круговые, когда водят хоровод по солнцу.

- Как назовем этот хоровод? Да, линейный. Игрушки стоят в одну линию.

- Можно ли на вологодском кружеве представить, что девушки тоже танцуют хоровод? (Да)

- А еще как можно, используя разный материал, отобразить хоровод? (Вышить, нарисовать)

V. Физкультминутка

Едет, едет солнце
В золотой карете. (Марш, руками делают круговые движения)
Видит, видит солнце
Сверху все на свете. (Поднимаются на носки, рука «под козырек»)
И щенков, и петушков (Гав, гав, кукареку)
И козу с рогами. (Пальцы показывают рога)
И как дети на ИЗО
Машут нам руками. (Руки вверх и движения)

VI. Практическая работа

- Мы уже сказали, что образ можно вышить, вылепить, нарисовать, вырезать.

- Сегодня мы, используя соленое тесто вылепим его. (Рассматриваем готовые работы, изготовленные на кружке 5-7 кл.)

- На досточке вы рисуете свой образ, т.е. то, что желаете вылепить. Используя разные цвета теста, вы вылепливаете и приклеиваете его по частям.

(Показываю, как изготовить голову).

- Это комочек теста, катаю шар, сдавливаю между ладонями и приклеиваю.

- Туловище – овал, катаю овал, сдавливаю, наклеиваю. Перья птицы – жгутик, сдавливаю в пальцах, наклеиваю, а затем стеком нарезаю полоски.

(Кто желает, может подкрасить краской).

VII. Итог урока. Выставка работ. Обобщение.

- Что явилось прообразом для вашей работы?

- Что шире по значению: замысел или прообраз?

Приложение