Австралия. Органический мир. Природные зоны

Разделы: География


Цель:

  • продолжить знакомство учащихся с особенностями природы материка, познакомить с растениями и животными Австралии;
  • развивать речевую деятельность, навыки самостоятельной работы и самоконтроля;
  • воспитывать любознательность, внимание, экологическую культуру.

Оборудование:

  • физическая карта Австралии,
  • атласы для 7 класса,
  • компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • презентация Microsoft Power Point,
  • видеофрагменты,
  • карточки с новыми словами,
  • растения из гербария.

На доске запись: «…путешествие – это проникновение в область значительного и прекрасного». (К.П. Паустовский)

Подготовительная работа: ученики получают задание подготовить сообщение о деревьях Австралии.

Ход урока

Орг. момент: Слайд 1. (музыка) «…Этот край – самый любопытный на земном шаре! Его возникновение, растения, климат – все это удивляло, удивляет и еще удивит… Самая причудливая, самая нелогичная страна из всех, когда – либо существовавших!» так описал Австралию один из героев Жюля Верна в романе «Дети капитана Гранта». И сегодня мы с вами продолжим изучение компонентов природы этого удивительного материка, познакомимся с природными зонами, растениями и животными. Вам также необходимо обратить ваше внимание на слова и их правописание и правильно, без ошибок записать их в тетради они сегодня исполняют роль походных дневников.

Слайд 2. Запишите дату и тему сегодняшней нашей экспедиции.

Повторение. Мы устремились к берегам Австралии. По пути вспомним и повторим изученные темы. Знатоки карты, кто покажет свои знания? (индивидуальное задание, тренажер). Тем временем мы с вами проведем блиц-опрос. Ответы на вопросы должны быть краткими и точными, и постарайтесь цепочку не прерывать.

  1. Какая условная линия пересекает Австралию посередине?
  2. Значит Австралия – материк самый…
  3. В какой части Австралии расположены горы?
  4. Какие климатические пояса встречаются в Австралии?
  5. Много ли на материке рек?
  6. Временно пересыхающие реки Австралии называются …
  7. Какие еще прилагательные к слову самый вы можете назвать?

Обратите внимание на карту. Оцените, правильно ли выполнено задание? Все ли объекты подписаны правильно?

3. Изучение нового материала. Любая экспедиция, путешествие начинается с изучения карты. Откройте атласы на странице 17, карта природных зон (1 мин.). Покажите, какие природные зоны встречаются в Австралии.

Слайд 3.Знакомы ли вам эти природные зоны? На каком материке встречались? С каким регионом Африки можно сравнить Австралию?

Слайд 4 – 6. Мы находимся на территории саванн и редколесий Австралии.

Какому климатическому поясу он соответствует? Преобладают здесь красные ферраллитные и коричнево – красные почвы. Среди травы растут эвкалипты, акации, бутылочные и другие деревья.

Слайд 7- 9. Южнее распространены пустыни. Вспомните и сравните пустыни Австралии и Африки? Что вы можете сказать? В австралийских пустынях растут низкие колючие эвкалипты и другие кустарники, их заросли называют скрэбом (запишите). Такие пустыни являются хорошими пастбищами для овец. Есть здесь и песчаные пустыни, например Большая песчаная пустыня. В пустынях Австралии нет оазисов.

Слайд 10 - 13. Где в Австралии встречаются леса? Почему? Зелень лесов нарушает акация, разные виды цветут круглый год. Во влажных тропических лесах встречаются фикусы, древовидные папоротники, эвкалипты, баньян, мангровые деревья; в более засушливых районах – эвкалипты и акации. На о. Тасмания распространены леса умеренного пояса.

75 % видов растений встречаются только в Австралии и на близлежащих островах. Познакомимся поближе с некоторыми видами. Не забывайте вести записи в дневниках нашей экспедиции.

Сообщения учащихся.

Слайды 14 -17.

Уникален и животный мир материка. Внимательно посмотрите видеофрагменты и постарайтесь ответить, в чем их особенность. Запишите названия животных, о которых пойдет речь. Видеофрагменты.

В чем же заключается уникальность животных? А почему эти животные встречаются только на этом материке?

Пауза. Посмотрим, как вы внимательно смотрели и слушали меня? Я читаю предложение и вы, если согласны со мной, хлопаете в ладоши 2 раза. Если не согласны – не хлопаете. Проверим?!

Коала питается только листьями эвкалиптов.

В Австралии встречаются кенгуру, бегемот, страус эму.

Природные зоны Австралии и Африки очень похожи.

Утконос и ехидна – яйцекладущие млекопитающие.

Эвкалиптовые леса светлые, так как листья повернуты к солнцу ребром.

Оцените, на все ли вопросы вы ответили?

Самый уникальный материк! Но с освоением материка особенно сильно пострадала природа. Многие животные находятся на грани вымирания. Значительные площади, очищенные от леса, заняты полями и виноградниками. Быстро расселились и заняли место в пищевой цепи кролики и овцы, размножаются тополь, дуб и другие растения. Слайд 18. На стр. 149 учебника есть экологическая карта материка. Какие проблемы характерны? Можно ли их решить? Существуют природоохранные законы, создаются национальные парки, но, несмотря на эти мероприятия, многое еще предстоит сделать.

Слайд 19. Сравните долю охраняемых территорий Австралии с другими регионами и государствами. Слайд 20. Австралийцы стремятся сохранить уникальный органический мир. На гербе Австралии изображены страус и кенгуру, на монетах – ехидна, утконос и птица лирохвост.

4. Закрепление. Творческая работа. Напишите призыв, просьбу или воззвание на тему: «Сохраним природу материка», например, Она – Природа – всегда была и будет сильнее человека. А потому - не вреди!

Работа в парах, время – 3 мин.

Учащиеся зачитывают свои работы.

Что вы узнали на уроке? Как вы поработали на уроке? Оцените себя.

5.Домашнее задание: прочитать § 23.

Оценки за урок.

Очередное путешествие по Австралии подошло к концу. «путешествие – это проникновение в область значительного и прекрасного». писал К.П. Паустовский. В память об этой экспедиции я хочу вам вручить сертификаты. Приятно было с вами путешествовать.