Экологическое равновесие (окружающий мир)

Разделы: Начальная школа, Экология


Цель:

  • сформировать целое представление об экологическом равновесии, основанном на взаимосвязях живой и неживой природы, ее живых существ;
  • развивать умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы; устанавливать причинно- следственные связи;
  • убедить учащихся в том, что взаимоотношения с природой необходимо строить на основе экологических знаний;
  • воспитывать бережное отношение и заботу к родной природе.

Тип урока:

  • комбинированный,
  • личностно-развивающий.

Методы:

  • наглядный,
  • поисковый,
  • словесный,
  • метод сотрудничества,
  • творческий.

Оборудование:

  • Электронное приложение к уроку (17 слайдов) - таблица: "Причины нарушения экологического равновесия",
  • фотографии животных (дрофа, сайгак, журавль-красавка), растения (ковыль, типчак, тюльпан, горицвет),
  • схемы цепей питания (по степной зоне),
  • видеофильм "Природа степи",
  • карточки с заданиями для групповой и индивидуальной работы, учебник.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сообщение темы и целей урока.

Презентация.

- Здравствуйте, юные исследователи! Очень рада, что мы сегодня снова вместе и будем решать серьезные проблемы. Мы сегодня будем наблюдать, анализировать и рассуждать.

На какой же вопрос нам предстоит найти ответ?: <слайд 1>

"Экологическое равновесие - это важно или нет?"

Ответы учащихся: Я считаю, что живая и неживая природа взаимосвязана. Одно зависит от другого. Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников, срывать и ловить бабочек, стрекоз и других насекомых, уничтожать лягушек и жаб. Каждая попусту сломанная веточка, каждый сорванный цветок - это маленькая рана, нанесенная природе. И если одну такую рану нанесешь ты, другую твой товарищ и т.д - что станет с природой? А ведь природе очень трудно залечивать даже маленькие раны.

С давних пор люди занимаются на земле хозяйством. Строят города и села, шоссейные и железные дороги, возделывают поля. Все это необходимо. И часто, чтобы все это создать приходиться уничтожать леса. Вырубаются леса ради древесины, загрязняется вода, воздух. Многие растения и животные занесены в Красную книгу.

- Сегодня на уроке мы узнаем, в чем конкретно проявляется природное равновесия и обобщим наши знания, какое влияние оказывает человек на природу. К концу урока вы будите <Слайд 2, 3>

Знать, что лежит в основе природного равновесия и какое влияние оказывает человек на окружающую природу;

Уметь находить противоречия между деятельностью человека и природой и предлагать способы их устранения.

2. Актуализация знаний учащихся:

а) вам предстоит вспомнит, какие связи существуют между компонентами природы?

Групповая работа: задания на <слайдах 4, 5, 6>

1 группа - животные и растения

Взаимосвязь растений и животных.

2 группа - растения и человек

Роль растений в жизни человека.

3 группа - животные и человек

Роль животных в жизни человека.

По окончании работы каждая группа делится своими ответами и на экране выстраивается зрительный ряд.

- Все связи были определены верно. А вот существуют ли связи между живой и неживой природой? Докажите примерами. <Слайд 7>

Учитель:

Все в природе взаимосвязано - животные и растения, растения и человек, человек и животные, живая и неживая природа. Ничто не существует обособленно, отдельно, все компоненты природы тесно взаимосвязаны между собой, влияют и зависят друг от друга. Поэтому и говорят, что в природе существует "равновесие"

Что такое "равновесие"? Найдите толкование этого слова в словаре С. И. Ожегова.

Равновесие - устойчивое соотношение между чем либо.

- Давайте рассмотрим на конкретном примере. В степной зоне или зоне степей.

А как вы думаете, существует ли природное равновесие между растениями и степными животными? Докажите. Так как растения и животные между собой тесно взаимосвязаны, например, растения служат пищей некоторым животным, то можно сказать, что между растениями степей и степными животными существует равновесие.

Схема цепи питания: <слайд 8>, в рисунках)

Злаковые - травоядные зверьки хомяк) - хищная птица - микроорганизмы - растения - насекомые - насекомоядная птица - хищная птица - микроорганизмы.

3. Постановка проблемы.

Мы доказали, что в природе степей существует равновесие. Но почему же в настоящие время так много и так часто говорят о том, что природное равновесие нарушается? Кто стал виновником этого? Сейчас мы с вами попробуем разобраться.

Работа со схемами цепей питания.

- К чему может привести уничтожение браконьерами хищных птиц?

Уничтожение хищных птиц приведет к тому, что увеличится количество грызунов. А если увеличится численность грызунов, то пострадают растения. Истребление хищников из числа птиц приведет к увеличению численности насекомоядных птиц.

Это значить, что между ними нарушается связь или экологическое равновесие.

Посмотрите, как все просто и как сложно. Просто, когда мы не задумываемся над своими действиями. И сложно, когда мы начинаем взвешивать свои поступки.

ВЫВОД: Человеку необходимо знать природные связи и благодаря этому предвидеть последствия своих поступков, чтобы не допускать нежелательных последствий.

Учитель:

Есть у русского народа пословица "Как аукнется так и откликнется".

Она очень подходит к нашему сегодняшнему уроку. Если по вине людей нарушается экологическое равновесие, это оборачивается против самих людей. Ведь природа и люди неразрывно связаны между собой. Сейчас известно много примеров нарушения экологического равновесия. Это случается в разных странах.

Например, история с комарами и кошками.

На острове Малайзии ведется борьба с малярийными комарами, переносчиками различных опасных болезней. Окрестности одной из деревень были обработаны специальным порошком против комаров. Комары были уничтожены, но в этой местности водились тараканы, которые не погибли как комары. А ядовитый порошок стал накапливаться в их организмах. Тараканы шли в пищу ящерицам, которые стали теперь тоже напичканы ядом. Ящерицы слабели и стали легкой добычей кошек. В итоге перевелись и кошки и ящерицы. Но в результате в округе развелось огромное количество крыс. В результате островитянам пришлось завозить естественных врагов крыс - кошек.

- О других случаях нарушения экологического нарушения вы узнаете, прочитав статью в учебнике.

- Скажите, могло бы этого не случиться? Что сказали бы о происшествии в Австралии ученые-экологи?

- Так какой ответ вы дадите на вопрос об экологическом равновесии?

Экологическое равновесие в окружающем нас мире - это очень важно, так как в природе все взаимосвязано. Не могут жить сами по себе ни растения, ни животные, ни человек.

4. Физкультминутка.

Мы немного отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в сторону, вперед,
На опушке зайка ждет.

(Дети выполняют движения.)

Зайка прыгал под кустом,
Приглашая нас в свой дом.

(Прыгают на одной ножке потом на другой и на двух сразу).

Руки, вниз, на пояс, вверх,
Убегаем мы от всех.

(Бег на месте).

Побежим скорее в класс.
Там работа заждалась.

(Садятся за парты).

5. Первичное закрепление. Групповая работа учащихся.

Для закрепления всего сказанного мы попытаемся найти пути восстановления экологического равновесия. Вам будут предложены на рассмотрение причины экологического равновесия. Вы должны будете определить, каковы были последствия деятельности человека и какие меры необходимо предпринять для восстановления экологического равновесия.

Причины нарушения равновесия: <слайд 9>

- Вырубка лесов.

- Распашка земель.

- Загрязнение воздуха и воды.

- Браконьерство.

Результативность работы групп.

1 группа

Деятельность человека Последствия Меры по восстановлению природного равновесия
     

Беречь нужно не только редких и исчезающие виды растений и животных, но и те, которые еще встречаются в природе.

<Слайд 10> - видеофильм природа степи.

2 группа.

Деятельность человека Последствия Меры по восстановлению природного равновесия
     

В степи в большом количестве водились степные страусы - дрофы. Горделиво и неторопливо ходила дрофа по степи в поисках корма, а во время опасности быстро убегала. К сожалению, дрофа практически исчезла в степи.

<cлайд 11, 12> фото сайгака, дрофы

Наряду с дрофой "визитной карточкой" степей были и сайгаки. Эти степные антилопы одни из самых быстроходных животных: скорость их бега достигает свыше 80 км\ч. В нашей стране сайгаки встречались вплоть до 60-х годов ХХ века. В настоящее время основное место их обитания - заповедники Калмыкии и Астраханской области.

<cлайд 13> ковыльная степь.

<cлайд 14> фото растений, встречающихся на территории заповедника: пион тонколистый, тюльпан, горицвет.

Сообщение интересных сведений об этих растениях.

3 группа.

Экологическая задача <слайд 15>

Одно большое дерево выделяет в сутки столько кислорода, сколько его необходимо на одного человека. В городе из-за поступления выхлопных газов в атмосферу выделение кислорода снижается в 10 раз. Сколько деревьев должно быть, чтобы обеспечить город кислородом в 900 000 человек?

6. Этап самоконтроля.

Адекватно оцените свои силы и выберите тот вариант самостоятельной работы, с которым вы можете справиться на данном этапе наилучшим образом. (Каждому ученику раздается текст, дается время для знакомства с каждым уровнем, указывается время выполнения работы).

1 уровень.

Если запретить охоту на хищных птиц, но вырубить все крупные деревья, сохранятся ли в данной местности хищные птицы?

2 уровень.

Пример пищевой цепи:

Слива- тля - божья коровка - насекомоядная птица - хищная птица - микроорганизмы.

- Что произойдет при уничтожении хищных птиц?

3 уровень.

Лягушки нередко погибают от рук человека. Подчеркни, к каким последствиям могло привести полное исчезновение лягушек?

а) станет больше комаров и мошек;

б) станет меньше комаров и мошек;

в) станет больше цапель и аистов;

г) станет меньше цапель и аистов.

Самопроверка на экране <слайд 16>.

7. Итог урока.

Домашнее задание.

Молодцы! Все на уроке хорошо потрудились.

И все же, чтобы успех пришел к каждому из вас, необходимо еще потрудиться дома.

Выберите один из вопросов и подготовьте развернутое сообщение.

  • Какое отношение людей к лесу ты наблюдал? Оцени эти отношения.
  • Какое отношение людей к использованию земель зоны степей можно было наблюдать? Оцени эти отношения.
  • Почему в природе многие растения и животные, насекомые и рыбы становятся редкими.

8. Рефлексивный этап урока.

Цель: осознание нового опыта.

- Дорогие ребята, мне хочется поблагодарить вас за активность и инициативность, творчество! Наша совместная работа заканчивается, но сотрудничество продолжается.

-Что показалось для вас новым, необычным?

- Что получилось легко?

- В какие моменты урока вы испытывали трудности?

- О чем необходимо помнить людям, чтобы невзначай не нарушилось природное равновесие?

<cлайд 17>

Закончим наш урок словами ученого, путешественника Тура Хейердала: "Мы настолько изменили все вокруг себя, что теперь, для того чтобы существовать, мы должны изменить себя".