Практическое занятие по спортивно-познавательному туризму в 8-м классе

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Раздел программы «Основы туристской подготовки».

Тема: «Организация бивака в экстремальных зимних условиях».

Количество часов на тему – 3.

Место проведения: лесной массив на окраине села.

Оборудование и инвентарь: личное и групповое туристское снаряжение учащихся, топор, верёвки, подручный природных материал, полиэтилен, дрова, продукты питания для приготовления пищи на костре.

Цель: научить учащихся действовать в экстремальных условиях.

Задачи:

  • Научить оборудовать укрытие из подручных средств
  • Научить выбирать место для костра
  • Учить соблюдать правила техники безопасности при организации бивачных
  • Учить соблюдению санитарно-гигиенических норм при приготовлении  пищи в природных условиях.
  • Развивать психологическую устойчивость детей в усложнённых условиях.
  • Воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи в экстремальных условиях. 
  • Развитие экологического мышления.

В нашей школе третий год ведется курс «Спортивно-познавательный туризм».
Первое занятие по теме проводится в классе. Учащиеся теоретически знакомятся с видами укрытий, видами костров. Второе и третье занятия имеют практическую направленность и проводятся в природных условиях.
Предлагаем вашему вниманию разработку практического занятия на тему «Организация бивака в экстремальных зимних условиях».

Технологическая карта занятия

Этапы, время Содержание учебного материала
Организационно-методическая деятельность
Примечания
Подготовительная часть: 20 минут (15 на дорогу до места занятия, 5 мин оргмомент). На сегодняшнем занятии мы на  практике выполним то, чему научились на предыдущем теоретическом занятии. Ставить палатку может каждый из вас. Не составляет трудности разбить бивак в природных условиях. Сегодня же мы научимся обеспечивать себе выживание в зимней экстремальной ситуации, при  условии отсутствия палатки и наличия минимального количества инструментов. Мы построим укрытие, разведем  костер, приготовим пищу. Во время пути выбирается адекватный зимнему периоду ритм и скорость движения.
Практическая (основная) часть: 45 минут. 1. Очень часто трудности в экстремальных ситуациях связаны с тем, что в группе не определился лидер. Поэтому сегодня вы должны выбрать лидера группы, которому будете подчиняться все беспрекословно. Это одно из условий выживания группы. При выборе вы должны учитывать организаторские способности будущего лидера. Необходимо чтобы большинство членов группы его уважали, так как вы будете обязаны выполнять  все его требования. (Выбор лидера голосованием )

2. Лидер распределяет обязанности.

3. Одновременно выполняется несколько действий: выбор места для постройки укрытия (с учетом наличия поблизости водоемов, материалов); выбор места для костра; построение укрытия; разведение костра; приготовление пищи.

 

 

4. Приём пищи.

5. Уборка территории.

6. Самоанализ деятельности каждого учащегося.

 

7. Анализ педагога деятельности каждого учащегося и группы в целом.

 

 

 

 

Учитель обращает внимание детей на направление ветра, напоминает правила ТБ при работе с топором и огнем. Следит за занятостью каждого учащегося.
Укрытие строится из подручных средств, а это ветки, лапник, жерди, веревка. (Приложение 1)
При выборе вида костра демонстрируется наглядный материал, используемый на теоретическом занятии. (Приложение 2)

Учитель обращает внимание детей на выполнение санитарно гигиенических норм при приеме и приготовлении пищи.
Повторение правил утилизации отходов.

При необходимости учитель помогает ребятам в анализе своих действий наводящими вопросами.
Анализ учителя включает в себя не только оценку правильности выполнения действий, но и анализ поведения учащегося в группе с точки зрения взаимоотношения с товарищами и его влияния на сплоченность группы.

Заключительная часть: 25 минут (из них 15 мин на дорогу до школы) Подведение итогов.
(Чему научились, над чем будем еще работать.)
Объявление  и комментирование оценок.
Выход с места занятия.
Необходим диалог учителя и группы. Отслеживается, все ли задачи были выполнены, достигнута ли цель. Выставление оценок с учетом анализа и самоанализа деятельности.