Локальные войны. День памяти бойцов сергиево-посадского ОМОНА

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


Цели урока: рассказать учащимся о соотечественниках, непосредственных участников военных действий, которые геройски выполнили свой воинский долг, познакомить учеников с событиями, связанными с периодами военных действий в Афганистане и Чечне, воспитать чувство патриотизма и ответственности за судьбу своей Родины.

Оборудование: политическая карта, фотографии, стенд погибших земляков, плакаты и рисунки, кадры из хроники и песни военного цикла, проектор.

Выход участников на сцену:

1 ряд – учащиеся 6 класса – 5 чел. в парадной форме

2 ряд – учащиеся 10–11-х классов – 11 чел., из них трое юношей в форме бойцов ОМОН.

Рисунок 1

Вступительное слово ведущего учителя:

XX век был одним из самых воинственных в истории человечества и одним из самых кровопролитных, сотни боевых столкновений, две мировые войны и десятки локальных конфликтов.

В декабре в России две печальные даты – начало двух войн – Афганской и Чеченской. Если первая велась на территории иностранного государства, то вторая – на собственной территории РФ.

Локальная война – это вооруженное противостояние между государствами, политическими силами или группировками различной направленности, ведущейся на ограниченной территории без широкомасштабных боевых действий.

1 ученица:

Зачастили косые дожди по утрам и тепла своего будет лето стыдится
На веселой пластинке заигранный шрам, а, казалось, что песне все длиться и длиться.
Но с разбега в лицо мне бросается дождь, и по лужам шальными исходит огнями
И я знаю, что ты до утра не придешь, что за тою чертой невозможно быть с нами.

2 ученица:

Там чужие просторы, палящие горы кругом, из-за каждого гребня смертельная вспышка,
И твой взвод все еще то ползком, то бегом... но вся правда доходит до нас понаслышке.
Только мама твоя поседела за ночь, а по радио мирный пророчат ей атом.
Ах, как жаль, что на свет появилась не дочь в том богатом надеждами шестидесятом.

1 ведущий:

Любая война - это катастрофа для человечества, потому что она пренебрегает наибольшей ценность на земле - человеческой жизнью. В апреле 1978 года в Афганистане произошла Апрельская революция. В нашей стране не каждый обратил внимание на это событие, но в скором времени Афганистан стал реальным фактом биографии миллионов советских граждан.

(На экране кадры войны в Афганистане без звука)

2 ведущий:

В конце декабря 1979 года советские воздушно-десантные войска по распоряжению Москвы взяли под контроль важнейшие стратегические пункты в Афганистане.

Учащиеся 6-го класса:

1 чтец:

До Кабула уже километров пятнадцать, стало ясно - колонна спокойно дойдет.
Молчаливый комбат начал вдруг улыбаться и сказал в шлемофон “Нам сегодня везет”

2 чтец:

Нам везет: мы дошли без потерь и все целы, солнце яркое с неба бросает лучи.
Отрываю глаза я от сетки прицела. Целый день пулемет мой сегодня молчит.

3 чтец:

Нас встречают не так, как читали мы в книжке, злобный взгляд из-под сомкнутых черных бровей...
Нас встречают огнем, и так хочется крикнуть - ведь везем-то мы хлеб для голодных людей.

4 чтец:

Мы везем вам лекарства, одежду, машины, мы везем вам игрушки для ваших детей.
Ну, а вы под колеса нам ставите мины, и стреляете с гор в наших юных парней!

5 чтец:

Под Баграмом колонну сегодня встречают снаряды.
Пулеметы стучат и с камней метко бьют снайпера,
И уходят они, старшине оставляя награды,
Положив их на письма, что не дописали вчера...

(Стоп кадрам, черный экран)

1 ведущий:

Генерал-полковник Борис Громов, который командовал 40-й армией, утверждал “Афганская война - это ужасный военно-политический просчет тогдашних хозяев Кремля. И все-таки никто не умалит героизма наших воинов там, в афганском аду. Все, кто служил там, свято верили, что помогают афганцам... И никто, и ничто не может быть предано забвению”

(Музыка из к/ф “Семнадцать мгновений весны” фоном)

3 ученица:

Порой бывают истины смешны, но истину оспаривать не надо
Награды мертвым, может, не нужны, людская память - лучшая награда.

(Продолжается музыка. На экране - имена погибших в Афганистане. Присутствующие, стоя, чтят память погибших войнов-земляков)

Рисунок 2

(Музыка прекращается, имена исчезают, черный экран. Учащиеся 6 класса расходятся по сторонам, строятся каре)

2 ведущий:

Прошло всего 16 лет с начала трагедии в Афганистане, а для России вновь настали нелегкие времена. Очень сложной и тяжелой оказалась проблема целостности многонациональной Российской Федерации. Первые глотки свободы оживили прежние межэтнические обиды и старые счеты между народами. Обострилась национальная рознь на Северном Кавказе, в Закавказье и Средней Азии, где она порой переходила в кровавые столкновения.

(На экране – обращение президента Ельцина Б.Н. к жителям Чечни, без звука)

Рисунок 3

1 ведущий:

В результате долгих переговоров центральному правительству удалось уладить спорные вопросы. Исключением стала Чечня - ее лидеры наотрез отказались от каких-либо компромиссов и в одностороннем порядке провозгласили полную государственную независимость, что не было предусмотрено в Конституции Российской Федерации. Этот факт дал центральным властям повод применить силу. В декабре 1994 года в Чечню были введены войска.

4 ученик:

К стеклам бинокля плотнее прижмись, чтоб впереди разглядеть
Линию ту, где кончается жизнь и начинается смерть.
Смерть позабыв, ты ползешь в кустах медленно, но вперед,
К линии, где кончается страх и подвиг начало берет.

(На экране –фото ОМОНовцев г. Сергиев Посад, без звука)

Рисунок 4. Фото из фонда школьного музея

2 ведущий:

В октябре 1996 г. 60 сотрудников ОМОН направляются в служебную командировку в Чеченскую республику, г. Грозный, где в течение двух месяцев осуществляют охрану Представительства МВД России в Чеченской республике и Центральной комендатуры г. Грозный.

Федеральные войска столкнулись с жестоким сопротивлением. К исходу лета 1996 года в Чечне погибло около 100 тысяч военнослужащих, вооруженных сепаратистов и мирных жителей, свыше 240 тысяч человек получили ранения и контузии.

(Изображение исчезает, черный экран. По-нарастающей звучит “Серенада” Шуберта и приближается видео-изображение горящей свечи. )

Рисунок 5

(Трое юноши в форме бойцов ОМОН, выходят поочередно вперед, взяв за руку девушку-стареклассницу, и читают на фоне музыки и видеоролика)

1 юноша, обращаясь к девушке:

Ты поставь мне свечу и взгрустни обо мне, если я пропаду на чужой стороне
Если я пропаду на ненужной войне, ты поставь мне свечу и взгрустни обо мне.
Пусть в былом не сбылось, не сложилось у нас, я вернусь! Если снайпер подарит мне шанс
Если ночь захлестнет его мертвой петлей, если нет - значит, гнить мне в могиле сырой.

2 юноша, обращаясь к девушке:

Дан приказ. Полыхает кровавый рассвет. И неважно, что мне сорока еще нет.
И неважно, что я не хочу убивать. Я - солдат. Чтобы выжить, я должен стрелять.
И неважно, что я не хочу умирать. Я солдат, значит, должен приказ выполнять.
Косит смерти коса и врагов и друзей, каждый час здесь за два в бесконечности дней.

3 юноша, обращаясь к девушке:

Сквозь прицел я смотрю на цветы на лугу. * Жаль, что их я тебе подарить не могу.
Ты поставь мне свечу и взгрустни обо мне, если я пропаду на чужой стороне.
Если я пропаду на ненужной войне, как о друге хорошем взгрустни обо мне.

* (На экране цветы появляются и исчезают, появляются кадры чеченской войны без звука)

1 ведущий:

В июле – августе 1999 года 100 сотрудников отряда находятся в служебной командировке в Карачаево-Черкессии, где несут службу в г. Черкесске по обеспечению общественной безопасности в период осложнения общественно-политической обстановки.

В октябре – декабре 1999 года 100 сотрудников отряда выполняют служебные задачи в Чеченской республике.

(На экране – бой под г.Грозный 2 марта 2000 года, без звука)

2 ведущий:

Следующая командировка в Чеченскую республику, начавшаяся 2 марта 2000 года, навсегда останется образцом мужества и героизма Сергиево-Посадских ОМОНовцев, проявленных при исполнении служебного долга.

Ранним утром 2 марта колонна из 11 машин выдвинулась из г. Моздок в г. Грозный. Не доезжая до блок-поста в Старопромысловском районе г. Грозного, колонна попала в засаду и была обстреляна боевиками. В ходе боя, который продолжался 40 минут погибли 17 сотрудников ОМОН.

5 ученица:

Из земли, изувеченной язвами мин, изможденные, злые, как черти,
Ветераны боев возвращаются в мир на правах победителей смерти.

6 ученица:

И не скажут нам метрики сколько вам лет. Так случилось - на высях сожженных
Прикоснулись вы к вечному миру, где нет победителей и побежденных.

7 ученица:

И, преследуя солнце, вы рветесь домой к вашим семьям, по вам тосковавшим,
А над выжженной солнцем чеченской землей ваши души вселяются в павших.

(В конце кадров – несколько строчек из песни о бойцах Сергиево-Посадского ОМОНа. Песня резко обрывается. Черный экран)

8 ученица:

Война в Чечне стала крупнейшим военным столкновением на территории нашей страны со времен Великой Отечественной войны.

(Учащиеся 6 класса возвращаются в 1 ряд. По-нарастающей звучит композиция “Аве Мария” Баха. На экране медленно плывут титры с именами воинов-земляков. Учащиеся по-очередно произносят имена погибших бойцов ОМОН.)

Королев Дмитрий Сергеевич.
Михайлов Владимир Викторович.
Черных Владимир Викторович.
Ипатов Александр Владимирович.
Винаков Роман Александрович.
Лавренов Эдуард Васильевич.
Волков Олег Николаевич.
Варламов Сергей Викторович.
Морозов Денис Николаевич.
Ваганов Александр Владимирович.
Шилихин Алексей Николаевич.
Федин Дмитрий Вячеславович.
Лазарев Александр Владимирович.
Тихомиров Григорий Владимирович.
Клишин Сергей Митрофанович.
Терентьев Михаил Алексеевич.
Маркелов Дмитрий Афанасьевич.

(Музыка заканчивается. Ведущий учитель объявляет минуту молчания. Учащиеся покидают сцену. Далее предоставляет слово присутствующим на Вечере Памяти представителям администрации, ветеранам и гостям. После выступлений сборный хор учащихся школы исполняет песню “Офицеры”. Ведущий учитель приглашает присутствующих в школьный музей, посвященный бойцам Сергиево-Посадского ОМОНа)