Песня на уроках иностранного языка

Разделы: Иностранные языки, Внеклассная работа


Развитие деловых и личных контактов, расширение и укрепление экономических и культурных связей между народами выдвигают перед учителями иностранных языков на первый план задачу – воспитание человека, главным достоянием которого является общечеловеческая культура и общечеловеческие ценности. Эта задача непосредственно связана с проблемой взаимопонимания людей, их духовного родства и поиска общих путей осуществления процесса.

Одним из путей решения данной проблемы является гуманизация образования через приобщение к культурному наследию и духовным ценностям своего народа и народа страны изучаемого языка.

Особая роль принадлежит в этом иностранному языку, с помощью которого и осуществляется диалог культур – иностранной и родной. В этой статье я затрону вопрос о роли песенного материала, который является одним из примеров осуществления диалога культур.

На занятиях достаточно внимания уделяю музыкальной культуре детей. Ребята с удовольствием слушают шедевры музыкального искусства великих композиторов Франции (Ж. Бизе, Г.Берлиоза, М.Равеля, Ш. Гуно). Знакомятся с творчеством популярных французских певцов, композиторов и поэтов (Эдит Пиаф, Ш. Азнавур, С. Адамо, Д. Дассен, Брассенс и др.), заучивают тексты песен, которые разнообразны по тематике и отвечают разным вкусам и интересам. Дети, владеющие музыкальными инструментами, совместно с учителем пения разучивают любимые произведения. Работа с аудиозаписями облегчает работу с текстами песен, совершенствует умения аудирования. Рифма и музыка способствуют усвоению интонации, помогают запомнить фразу, которая может служить речевой моделью.

Песенный жанр благодаря наличию вербального текста способен точно и образно отразить различные стороны социальной жизни народа страны изучаемого языка.

Песне, как и любому произведению искусства, присуща коммуникативная функция, то есть передача заложенного его автором содержания адресату. Песня оказывает воздействие на эмоции ученика и его образно-художественную память. Таким образом, песня не только образец иноязычной речи, поскольку отражает особенности жизни, культуры и быта народа страны изучаемого языка, но она также носитель культурологической информации, может формировать духовную культуру учащихся и соединять в единое целое его разум и душу. С точки зрения коммуникативно-когнитивного подхода песня является образцом музыкальной иноязычной культуры, вот почему она становится средством удовлетворения познавательно - коммуникативных потребностей и интересов учащихся. Через песни раскрывается душа народа, его культура, учитель выступает как посредник в процессе познания учащимися этой культуры, как комментатор, как стимулятор их познавательной активности.

Таким образом, песенный материал:

а) способствует реализации культурологического компонента обучения;

б) воздействует на эмоциональную и мотивационную сферу личности;

в) помогает формированию и совершенствованию слухо-произносительных, интонационных и лексико-грамматических навыков и умений.

При отборе песенного материала обязательно надо учитывать возрастные особенности и интересы детей.

Исходя из этого, выделяем принципы отбора песен:

  • принцип аутентичности, который проявляется в наличии сокращений, характерных для разговорного стиля, инвертированный порядок слов
  • принцип воздействия на эмоциональную и мотивационную сферу с учетом возрастных особенностей и интересов учащихся
  • принцип методической ценности для формирования речевых навыков и умений.

В зависимости от задач песенный материал служит:

  1. Фонетической зарядкой
  2. Способом введения и закрепления лексико-грамматического материала
  3. Стимулом для развития речевых навыков и умений
  4. Релаксацией в середине урока, необходимой зарядкой, служащей для снятия напряжения, восстанавливающей работоспособность учащихся.

Примерная последовательность работы с песней:

  1. Краткое вступительное слово о песне (её характер, стиль, основное содержание), установка на первичное восприятие песни:
  2. Первое музыкальное восприятие песни: знакомство с музыкальной стороной песни, особенностями мелодии, ритма, деления на музыкальные фразы;
  3. Проверка понимания содержания песни (дословный перевод текста общими усилиями учеников);
  4. Фонетическая отработка текста песни.
  5. Повторное прослушивание песни (с опорой на текст);
  6. Чтение песни с дальнейшей отработкой звуков и интонации (с опорой на текст);
  7. Разучивание мелодии в процессе совместного исполнения песни с использованием караоке, фонограммы…

На последующих уроках повторить песню, чтобы её слова запомнились прочно и надолго. В памяти учащихся закрепляются необходимые для речи словосочетания и грамматические структуры.

Таким образом, песня способствует:

  • расширению и углублению знаний, умений и навыков в овладении иностранным языком;
  • стимулированию интереса учащихся к изучению предмета «Иностранный язык»;
  • усилению их мотивации и возможности практически применять язык;
  • приобщению к иноязычной культуре, расширению кругозора учащихся.

Иностранный язык как учебный предмет оказывает большое воспитательное воздействие, как в процессе обучения, так и во внеклассной  работе. (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3)