Исследовательская работа по статистике "Среднестатистическая семья. Какая она?"

Разделы: Математика


Есть три вида лжи:
маленькая ложь,
большая ложь
и статистика.

О.Бисмарк

Цели работы:

  1. Сформировать представление о статистических исследованиях, обработки данных и интерпретации результатов.
  2. Сбор статистической информации о семьях школы, обработка и анализ результатов с точки зрения, что семьи отдельно взятой школы – это частица населения России.

Задачи работы:

  1. Составить наглядную картину среднестатистической семьи.
  2. Сформировать представление о возможности описания и обработки данных с помощью различных средних.
  3. Управление и прогнозирование дальнейшего развития школьного обучения.

Гипотеза. Если мы будем знать, какая среднестатистическая семья нашей школы, то можно прогнозировать результаты работы с семьей.

Актуальность: тесная связь семьи и школы.

План:

I. Введение:

  1. История развития статистики.
  2. Статистические характеристики.
  3. Основные понятия переписи населения: Что это?

II. Исследовательская работа:

  1. Анкета.
  2. Таблица всех данных.
  3. Диаграммы и выводы (размахи, моды, частоты, полигоны частот, среднее арифметическое).
  4. Общий вывод: какая она – семья МОУ СОШ № 33.

Ход работы

I. Введение.

1. История развития статистики.

Статистика – от немецкого слова stalistik, от итальянского слова stato, позднелатинского status – государство.

Вид общественной деятельности направленной на получение, обработку и анализ информации, характеризующей коллектив, закономерности жизни, общества во всем её многообразии в неразрывной связи с её качественным содержанием.

Учет населения возник в глубокой древности в связи с налоговой и военной деятельностью государств и задачами их административного устройства.

Ещё в древнеиндийских законах Ману правителями предписывалось учитывать жителей, чтобы узнать свои силы и определить налоги.

В Египте учеты населения проводились, начиная с эпохи Древнего Царства (2800 – 2250 лет до н.э).

Имеются сведения о том, что учет населения велся в Древнем Китае и Древней Японии. На это время приходятся сведения о проведенных учетах населения в Месопотамии.

Известны учёты населения в Древней Греции, в Аттике, где еще в конце 4 века до н.э был проведен учет всех взрослых мужчин, и в Древнем Риме, где с 435 г. до н.э регулярно проводились цензы.

Первая публикация по статистике – это «Книга Чисел» в Библии, в Ветхом Завете, в которой рассказано о переписи военнообязанных, , проведенной под руководством Моисея и Аарона.

Впервые термин «статистика» мы находим в художественной литературе – в «Гамлете» Шекспира (1602 г., акт 5, сцена 2). Смысл этого слова у Шекспира – знать, придворные.

Вначале под статистикой понимали описания экономического и политического состояния государства или его части. Например, к 1792 г. относится определение: «статистика описывая состояния государства в настоящее время или в некоторый известный момент в прошлом». В настоящее время деятельность государственных статистических служб вполне укладывается в это определение.

Однако постепенно термин «статистика» стал использоваться более широко. По Наполеону Бонапарту, «статистика – это бюджет вещей». Согласно формулировке 1833 г. «Цель статистики заключается в представлении фактов в наиболее сжатой форме».

Приведем еще два высказывания.

Статистика состоит в наблюдении явлений, которые смогут быть, подчинены или выражены посредством чисел (1895 г.).

Статистика – это численное представление фактов из любой области исследования в их взаимосвязи.

Статистические операции на Руси, как и в других странах, зародились в глубокой древности и были вызваны жизненными потребностями, прежде всего необходимостью сбора податей с населения. Однако история свидетельствует, что вплоть до 18 века. учетно – статистические операции на Руси носили бессистемный характер.

На Руси первая перепись населения с фискальными целями была проведена в 1245 г.

В период царствования Петра I в России произвели изменения в развитии производительных сил, что привело к расширению учетно-статистических операций. При Петре I в России был введен текущий учет населения: регистрация церковных браков, рождений, смертей, а также ведение по приходам списков прихожан (православных), в которых содержались сведения о поле, возрасте, сословии граждан. Проводился также учёт городов, и городского населения; организован учет урожайности, цен на хлеб, налажен учет внешней торговли.

В 1741 г. были проведены специальные переписи рабочих, где учитывались происхождение, возраст, семейное положение, выполняемая работа, форма и размер заработной платы.

Проведение различных учетно-статистических операций способствовало приобретению опыта статистической работы, формированию кадров, разработке программ и организации наблюдения и т.д. К концу 18 века собираемые факты использовались для широкого обобщения, для характеристики отдельных сторон социально-экономической жизни.

В начале 19 века в России создаются министерства, на которые возлагалась обязанность собирать данные по различным отраслям.

В 1811 году было создано статистическое отделение при Министерстве полиции как центральный орган правительственной статистики.

В 1870 прошел Первый статистический съезд в России.

Работа по проведению статистических исследований продолжалась:

  • 1851 – 1940 гг. - были проведены две первые переписи промышленности;
  • 1903 – 1910 гг. - переписи сельскохозяйственных машин и орудий;
  • 1904 – 1915 гг. - ежегодно учитывалась численность скота;
  • 1916 г.г – первая общегосударственная перепись сельхоз предприятий и т.д.

После 1917 г. начала функционировать единая централизованная система государственной статистики в России.

Однако современный этап развития статистических методов можно отсчитывать с 1900 г., когда англичанин К. Пирсон основал журнал «Biometrika».

В ХХ в. статистику часто рассматривают, прежде всего, как самостоятельную научную дисциплину.

В 1954 г. академик АН УССР Б.В Гнеденко дал следующее определение :

«Статистика состоит из трех разделов: сбор статистических сведений, статистическое исследование полученных данных, разработка приемов статистического наблюдения и анализа статистических данных»

Внутренняя структура статистики как науки была выявлена и обоснована при создании в 1990 г. Всесоюзной статистической ассоциации

После распада СССР и образованием самостоятельного Российского государства главным статистическим органом страны становится Государственный Комитет Российской Федерации по статистике.

Статистические методы управления качеством и сертификации продукции сейчас весьма актуальны.

Результаты обработки статистических данных стали представлять виде таблиц и диаграмм, как это и делает Федеральная служба государственной статистики России (Росстат.) РФ.

В настоящее время статистическая обработка данных проводится, как правило, с помощью соответствующих программных продуктов.

Во многих странах мира — Японии и США, Франции и Швейцарии, Перу и Ботсване и др. — статистическим методам обучают в средней школе, ЮНЕСКО постоянно проводят конференции по вопросам такого обучения В СССР и СЭВ игнорировали этот предмет в средней школе и лишь слегка затрагивали его в высшей. Результат на рынке труда был очевиден — снижение конкурентоспособности специалистов.

В современной школе России введено изучение статистики и её элементов, начиная с 5 класса.

2. Статистические характеристики.

Виды и способы статистического наблюдения.

Статистическое наблюдение различается по видам и по источникам сведений.

Виды статистического наблюдения.

  • Систематическое наблюдение - текущее: наблюдение проводится на основе первичных документов, содержащих информацию, необходимую для достаточно полной характеристики изучаемого явления.
  • Статистическое наблюдение - периодическое. Примером может служить перепись населения.
  • Наблюдение, проводимое время от времени - единовременным.

Виды статистического наблюдения могут быть сплошными и не сплошными.

Сплошным называется наблюдение, учитывающее все без единицы изучаемой совокупности.

Не сплошное наблюдение ориентируется на учет некоторой достаточно массовой части единиц наблюдения.

В статистической практике применяются различные виды не сплошного наблюдения:

  • выборочное;
  • способ основного массива;
  • анкетное;
  • монографическое.

Качество не сплошного наблюдения уступает результатам сплошного.

Для получения представительной характеристики всей статистической совокупности по некоторой части ее единиц применяют выборочное наблюдение, основанное на научных принципах формирования выборочной совокупности. Случайный характер отбора единиц совокупности гарантирует беспристрастность результатов выборки.

Способы статистического наблюдения.

В зависимости от источников собираемых сведений различают наблюдение:

  • непосредственное,
  • документальное
  • опрос.

Непосредственным называют наблюдение, осуществляемое путем подсчета, измерения значений признаков, снятия показаний приборов специальными лицами, осуществляющими наблюдениями, иначе говоря - регистраторами.

Документальное наблюдение – это такое наблюдение, когда запись ответа на вопросы формуляра наблюдения производится на основании соответствующих документов.

Опрос – это наблюдение, при котором ответы на вопросы формуляра наблюдения записываются со слов опрашиваемого.

Сбор и группировка статистических данных.

Для изучения различных общественных и социально-экономических явлений, а также некоторых процессов, происходящих в природе, проводятся специальные статистические исследования. Всякое статистическое исследование начинается с целенаправленного сбора информации об изучаемом явлении или процессе. Этот этап называется этапом статистического наблюдения.

Для обобщения систематизации данных, полученных в ходе статистического наблюдения, их по какому-либо признаку разбивают на группы, и результаты группировки сводят в таблицы.

Наглядное представление статистической информации.

Для наглядного представления данных, полученных в результате статистического исследования, широко используются различные способы их изображения.

Одним из хорошо известных вам способов наглядного представления ряда данных является построение столбчатой диаграммы.

Столбчатые диаграммы используют тогда, когда хотят проиллюстрировать динамику изменения данных во времени или распределение данных, полученных в результате статистического исследования.

Для наглядного изображения соотношения между частями исследуемой совокупности удобно использовать круговые диаграммы.

Для построения круговой диаграммы круг разбивается на секторы, центральные углы которых пропорциональны относительным частотам, определенным для каждой группы данных.

Динамику изменения статистических данных во времени часто иллюстрируют с помощью полигона. Для построения полигона отмечают в координатной плоскости точки, абсциссами которых служат моменты времени, а ординатами – соответствующие им статистические данные. Соединив последовательно эти точки отрезками, получают ломанную, которую называют полигоном.

Основные статистические характеристики.

  • Средним арифметическим ряда чисел называется частное от деления суммы этих чисел на их количество.
  • Модой обычно называется число ряда, которое встречается в этом ряду наиболее часто.
  • Размах – это разность наибольшего и наименьшего значений ряда данных.
  • Медианой – ряда, состоящего из нечётного количества чисел, называется число данного ряда, которое окажется посередине, если этот ряд упорядочить.
  • Дисперсия.
  • Частота.
  • Полигон частот.

3. Основные понятия переписи населения: Что это?

Перепись населения – единый процесс сбора, обобщения, анализа и публикации демографических, экономических и социальных данных, относящихся по состоянию на определённое время ко всем лицам в стране или чётко ограниченной её части. В понятие переписи населения иногда включают также процессы сводки, обработки и публикации данных. Содержание [показать].

Программа переписи населения – перечень характеристик людей, семей, домохозяйств или сведений о них, собираемых при переписи, микропереписи или обследовании населения. В соответствии с программой переписи в переписной лист (бланк обследования или вопросник) включается ряд вопросов или признаков, позволяющих получить нужные сведения: адресные сведения, вопросы, связанные с учётом категорий населения, демографические признаки (пол, возраст, состояние в браке), гражданство, этнические характеристики (к какому народу или этнической группе себя относит, язык), вероисповедание, образование и обучение, социально-экономические характеристики (род деятельности, занятие, положение в занятии), характеристики брака и числа детей, сведения о миграциях и т. д. Признаки выбираются с таким расчетом, чтобы их сочетание позволяло получить при разработке материалов переписи всестороннюю характеристику состава населения и его социально-демографических групп.

Программа переписи населения – перечень характеристик людей, семей, домохозяйств или сведений о них, собираемых при переписи, микропереписи или обследовании населения. В соответствии с программой переписи в переписной лист (бланк обследования или вопросник) включается ряд вопросов или признаков, позволяющих получить нужные сведения: адресные сведения, вопросы, связанные с учётом категорий населения, демографические признаки (пол, возраст, состояние в браке), гражданство, этнические характеристики (к какому народу или этнической группе себя относит, язык), вероисповедание, образование и обучение, социально-экономические характеристики (род деятельности, занятие, положение в занятии), характеристики брака и числа детей, сведения о миграциях и т. д. Признаки выбираются с таким расчетом, чтобы их сочетание позволяло получить при разработке материалов переписи всестороннюю характеристику состава населения и его социально-демографических групп.

Основные принципы проведения переписи населения:

  • всеобщность;
  • одномоментность;
  • поимённость;
  • самоопределение;
  • конфиденциальность;
  • централизация управления переписи.

Методы проведения переписи:

  • опрос регистратором;
  • анкетный.
  • Программа переписи населения:

    • адресная часть (имя и адрес переписываемого, его отношение к главе семейства/домохозяйства);
    • собственно программа переписи (личные демографические (пол, возраст, брачное состояние),
    • социально-экономические (уровень образования, профессия, занятия, источники дохода, социальное положение),
    • этнические (этническая принадлежность, родной язык, владение языками, вероисповедание/конфессиональная принадлежность) характеристики; вопросы, связанные с изучением воспроизводства населения; вопросы о миграции);
    • вопросы связанные с другими обследованиями (определяются задачами данной конкретной переписи).

    Главной задачей переписи населения является управление и планирование экономической жизни общества. При переписи населения выясняются множества разных сведений о всех сторонах общественной жизни людей.

    Это позволяет прогнозировать дальнейшее развитие общества.

    Зачем перепись населения проводить в школе?

    Школа – это маленькая страна со своими порядками , обязанностями, общественной жизнью, законами, которые отражают характеристики населения всей России в целом.

    Это мы хотим показать, сделав определенные выводы, в нашей работе, опираясь на те данные которые мы получили.

    Основной цель проекта является сбор статистической информации об учащихся и их семьях, обработка и анализ результатов с точки зрения географических, социологических и биологических процессов, происходящих в России и Сыктывкаре.

    В переписи приняли участие учащихся МОУ СОШ № 33 и члены их семей 1-11 классов.

    II. Исследовательская работа.

    Этапы выполнения исследовательской работы:

    I. Сбор данных.

    Включает в себя:

    1. Изучение поставленной задачи.
    2. Определение значимых понятий.
    3. Подбор источников информации.
    4. Сбор информации.

    II. Группировка данных.

    Включает в себя:

    1. Разделение данных в группы по признаку.
    2. Построение таблицы данных.

    III. Анализ данных.

    Включает в себя:

    1. Нахождение статистических характеристик.
    2. Обобщение полученных результатов.

    IV. Отчет.

    • Сбор данных: учащимся школы была предложена для заполнения анкета. /Приложение 1/
    • Группировка данных: по данным анкетирования была составлена таблица. /Приложение 2/
    • Анализ данных: результаты приведенные в таблице были представлены в виде диаграмм. /Приложение 3/

    И так, какая она – среднестатистическая семья МОУ СОШ № 33 г.Сыктывкара?

    1. Это полная семья, где есть мама , папа, бабушка, дедушка и 2 ребенка.
    2. Маме 42 года, папе – 43, детям 10 и 15 лет, коренные жители Лесозавода.
    3. Владеют коми языком: мамы - 250, папы – 220, дети - 150.
    4. Семья проживает в благоустроенной квартире, средняя заработная плата родителей 6387,9 рублей.
    5. Дома имеется компьютер – 450.
    6. Семья имеет личный автотранспорт - 260.
    7. Семья имеет домашнюю библиотеку – 180.
    8. Мама и папа имеют рабочие специальности.
    9. Мама шатенка с зелеными глазами невысокого роста – 1,59 , вес – 78 кг, коми национальности, со среднеспециальным образованием.
    10. Папа русоволосый с карими глазами, среднего роста -1,7 м, вес – 74 кг, коми национальности, со среднеспециальным образованием.
    11. Дети русоволосые с карими глазами, занимаются в кружках и секциях.
    12. Родители увлекаются спортом, музыкой, танцами, занимаются рукоделием, но у них не очень активная жизненная позиция.
    13. Отдыхают всей семьей - 220.
    14. В каждой семье есть различные животные: кошки, собаки, и другие.

    Обработанные данные можно использовать:

    • Для работы классных руководителей с семьей.
    • Для практического применения на уроках математики, географии, биологии, обществознания, истории и других.
    • Для руководителей школы.

    Литература:

    1. Экономическая статистика. «Учебник», 2-е издание дополненное. Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ. Москва. ИНФРА-М. 2006 г. Авторы: Ю. Н. Иванов; С. Е. Казаринова и др. Под редакцией Ю. Н. Иванова, Доктора экономических наук.
    2. Б.С.Э. Компьютерное издание 2006 г.
    3. Республика Коми в России. Госкомстат России. Госкомстат Р.К. 2007 г.
    4. Сыктывкар в цифрах. Госкомстат Р. К. 2007 г.
    5. Методичные рекомендации по изучению итогов Всероссийской переписи населения. 2006 г. (3) в общеобразовательных учреждениях. Москва. 2006 г. (3)
    6. Сыктывкару 225 лет – Статистический сборник. 2005 г.
    7. Орлов А. И. Как оценивать уровень жизни? Журнал «Обозреватель» №5, 1999 г.
    8. Никитина Е. П. «Коллекция определений термина «Статистика» - М. МГУ 1972 г.
    9. О концепции социально – экономического развития муниципального образования городского округа «Сыктывкар» на период до 2010 года (Нормативно-правовые акты Совета МОУ городского округа «Сыктывкар»). Сыктывкар 2006 г.
    10. http://.wikipedia.ru.