Личность учителя и его роль в жизни России

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Современная Россия, какая она? Какие граждане необходимы ей? Может ли рядовой учитель каким-то образом повлиять на процесс развития страны? Давайте попробуем ответить на эти и другие вопросы.

В настоящее время в России насчитывается около 147 миллионов жителей. Наша страна растёт, развивается, переживает тяжёлые испытания. Ей нужны личности, способные творчески мыслить, реализовывать приобретаемые ими знания, быть коммуникабельными, контактными, креативными, настойчивыми. Современная Россия нуждается в людях, которые самостоятельно могут трудиться над развитием собственного интеллекта, культурного уровня.

Темп жизни россиян ускоряется, из-за чего многие родители уделяют мало внимания своим детям. Ребята оказываются предоставленными самим себе, что негативно сказывается на их развитии. Некоторые школьники никогда не посещают концерты, выставки, спортивные соревнования, учреждения дополнительного образования. Причём такая тенденция является характерной для семей с различным достатком. Часто взрослые оказываются совершенно безразличными к развитию детей, а школа не становится для последних домом знаний о себе и жизни, местом, где радостно и спокойно. Отсюда – шквал антисоциальных поступков.

В современной науке появился новый термин – “дети-децелераты”, т.е. те, у которых налицо задержка умственного развития. А ведь такие ребята нуждаются в гораздо большем внимании со стороны взрослых.

Что же делать? Несёт ли современная школа ответственность за те неблагоприятные явления, которые имеют место в современном обществе? По моему мнению, в данном вопросе школе, а, следовательно, и нам, педагогам, нужно занять самую активную позицию.

Педагогика – это, прежде всего, наука о воспитании. Поэтому учителю всегда следует помнить, что в основе всех цивилизаций лежали такие человеческие качества, как нравственность, сострадание, порядочность, мудрость, доброта. Значит, задача педагога, помимо образовательной, состоит ещё и в том, чтобы помочь человеку научиться быть Человеком.

В решении этих задач мне очень помогает система дополнительного образования. Дело в том, что в своей школе я веду занятия театрального кружка. А где, как ни здесь в игровой, доступной для ребёнка, ненавязчивой форме можно анализировать те или иные ситуации, прививать ребятам самое лучшее и доброе. В это же самое время я могу работать и над развитием речи учеников, расширять детский кругозор, делать их более раскованными, а при изготовлении декораций и кукол для спектаклей работать над развитием моторики и воображения. Хочу отметить, что дети с огромным удовольствием посещают эти занятия, участвуют в постановках и конкурсах различного уровня, в том числе и городского.

Другим, не менее важным, аспектом моей педагогической деятельности я определяю следующий: педагоги в состоянии переломить нарастающие негативные тенденции в духовной сфере современного общества за счёт стремления к сохранению связи времён и поколений. И начинать здесь следует с самого простого – истории имени, фамилии, семьи ребёнка и дальше двигаться по нарастающей. Дело в том, что на какой-то миг время и история для ребёнка должны стать осязаемы. Так мои ребята провели в классе выставку работ на тему: “Моя семья”. Детям необходимо было ответить на следующие вопросы:

  • Что означает моё имя?
  • Почему меня так назвали?
  • Корни моей фамилии?
  • Кем были мои предки?

Ребята с огромным интересом проводили эти исследования и с не меньшим энтузиазмом делились своими знаниями и впечатлениями с одноклассниками. Через такого рода задания ребёнок устанавливает более тесный контакт с родителями, узнаёт о них интересные подробности, испытывает чувство гордости. А ведь, скорее всего, взрослые никогда бы не рассказали детям о многом.

Также детям следует прививать любовь к родному краю, родному языку. В данном аспекте я организую встречи с интересными людьми нашего города. Так в октябре этого года был проведён классный час на тему:”Поэты нашего времени”, на котором дети читали произведения Кольцова, Никитина, Маршака, чьи имена тесно связаны с Воронежем. А ещё познакомились с ныне живущей и пишущей великолепные стихи для детей Аллой Сергеевной Милкиной. И каково же было удивление моих ребят, когда в поэтессе они узнали свою соседку, ведь она проживает в микрорайоне нашей школы и когда-то закончила её, а героями произведений этого автора становятся дети из школы №20 г. Воронежа. На этом же мероприятии ученики моего класса читали стихотворения собственного сочинения. А итогом упомянутой встречи явился проект по созданию сборника стихотворений учащихся, который с успехом воплощается в жизнь.

Ещё мне хочется остановиться на проблеме взаимодействия православной церкви и школы. В настоящее время по этому поводу ведутся жаркие дискуссии, мнения далеко не однозначны. Но, я думаю, споры здесь излишни. Ведь все согласятся со мной в том, что человеку, следующему известным десяти заповедям гораздо легче жить на белом свете, а чем больше таких людей, тем чище и добрее общество. И для этого совершенно не обязательно фанатично верить в Бога. Да ещё религия – это огромный культурный пласт, соприкосновение с которым совершенно необходимо любому образованному человеку. Поэтому я, с согласия родителей учеников, организую поездки последних по святым местам. А ещё мне удалось наладить тесный контакт с Воронежским Алексиево – Акатовым женским монастырём.

И, конечно же, любое начинание педагога должно находить отклик со стороны родителей учеников. Мне в этом плане очень повезло. Я и родители – коллектив единомышленников. Мы видим перед собой одну цель – воспитать здоровое в различных отношениях поколение.

В заключении хочу сказать, что каждый учитель может и должен повлиять на то, в каком обществе всем нам предстоит жить, какое будущее нас ждёт. Ведь в наши руки попадают совершенно чистые души, готовые следовать за нами в любом направлении. Здесь необходимо лишь мудрое сотрудничество.