Открытый урок по русскому языку в 1-м классе по теме "Произношение и обозначение на письме парных согласных в конце слов и перед гласными" (второй урок в системе уроков по данной теме)

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • продолжить закрепление знаний учащихся о парных и непарных согласных, написании слов с парными согласными на конце слова; формировать навыки проверки написания слов с парными согласными на конце путём подбора проверочных слов;
  • способствовать развитию орфографической зоркости, мышления, общеучебных умений и навыков, познавательных интересов и коммуникативных умений учащихся;
  • воспитывать культуру речи, ответственное отношение к учебному труду, содействовать усвоению учащимися этических норм поведения.

Оборудование: "буквенные" веера, сигнальные карточки, карточки - "цветы" с заданиями, "домино" с буквами, "орфографические фонарики", карточки для работы с деформированными предложениями, "звёздочки" для домашнего задания, мяч.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановка цели и определение плана урока.

- Ребята, сегодня нас приглашают в гости жители города "Согласненска", который мы построили на предыдущих уроках. Но, чтобы добраться до города, нужно проехать по необычной дороге. На ней вместо дорожных знаков находятся знаки - картинки (автобус, завод, утюг, будильник), которые помогут вам узнать тему урока.

-Догадайтесь, что объединяет слова - названия предметов, изображённых на знаках? (оканчиваются на парные согласные звуки)

- А всегда ли можно сразу безошибочно написать слова с парными согласными в конце? (ответы учащихся)

- Кто же догадался, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (ответы учащихся)

- Сегодня мы продолжим учиться писать слова с парными согласными на конце.

- Жители города - согласные буквы просят нас помочь им украсить, благоустроить город. Вы согласны помочь буквам? (ответы учащихся).

- Согласные буквы "подготовили" для нас план города, на котором обозначены места, требующие нашей помощи. ( Составление совместно с учащимися плана работы на уроке).

Ш. Проверка домашнего задания.

- Ребята, приезжая в гости принято оказывать хозяевам знаки внимания. Мы привезли в подарок жителям города выполненные вами домашние задания (упражнение №119).

- Что вы заметили при сравнении произношения и обозначения на письме парных согласных в конце слов? Докажите.

- Какие слова - названия животных выписали?

- Назовите парные согласные, выделенные вами в конце слов.

- Докажите правильность написания данных согласных.

(при проверке учащиеся пользуются сигнальными карточками)

- А какие ещё правила поведения в гостях вы знаете? (ответы учащихся)

IV. Актуализация опорных знаний и умений.

1.Словарно - орфографическая работа.

Чистописание: выполнение упражнения № 121 "Пишите красиво!" из учебника.

- Назовите слова с парными согласными в конце. Докажите правильность написания.

- Прочитайте девиз жителей города Согласненска (на доске):

"Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи"

- Кто догадался, что является девизом? (пословица)

- Объясните, как вы понимаете смысл этой пословицы? (ответы учащихся)

Игра "Орфографические фонарики".

(В ходе игры проводится звуко-буквенный разбор слов, наблюдение над расхождением произношения и написания, объяснение написания известных орфограмм)

После игры учащимся предлагается каллиграфически правильно списать пословицу.

Составление (устно) мини - рассказа на тему " Труд школьника - учение"

Подвижная игра с дидактической направленностью "Пройди по дорожке"

- Ребята, жители города приглашают нас посетить зоологический сад, но дойти до него можно, проложив "буквенные дорожки". Для этого нужно вспомнить все парные согласные.

Игра организуется по принципу "домино". Учащиеся каждого ряда, соревнуясь, выкладывают на доске карточки (каждый ряд имеет одинаковый набор) с парными согласными. Побеждает команда того ряда, учащиеся которого верно и быстрее других найдут парные согласные и сложат соответствующие карточки.

Работа со словами с непроверяемыми написаниями.

- Ребята, для того, чтобы расселить животных в зоологическом саду, нужно выполнить следующее задание.

Картинный диктант: учитель показывает изображения животных, которых необходимо "расселить в зоологическом саду". Учащиеся записывают слова - названия животных, руководствуясь следующим заданием:

  • записать в первый столбик слова - названия животных, начинающиеся парными согласными;
  • во второй столбик - слова, которые начинаются непарным звонким согласным,
  • в третий столбик - слова, оканчивающиеся непарным глухим согласным.

В тетрадях учащиеся записывают слова с непроверяемыми написаниями в следующем порядке:

собака медведь заяц
воробей лисица петух

Организуется самопроверка (по словарику)

- Какие слова записали в 1 столбик? Докажите.

- Вспомните и назовите известные вам словарные слова - названия животных, также начинающиеся с парных согласных? (ворона, сорока)

- Какие слова записали во 2 столбик? Докажите.

- Какие ещё непарные звонкие согласные вы знаете? (р, н, й)

- Какие слова записали в 3 столбик? Докажите.

- Какие ещё непарные глухие согласные вы знаете? (щ, ч)

Самостоятельная работа по вариантам.

- Подчеркните одной чертой непарные согласные, двумя - парные согласные (I вариант - в первой строчке, II вариант - во второй)

Учащиеся выполняют задание:

I вариант собака медведь заяц
II вариант воробей лисица петух

Организуется взаимопроверка качества выполнения задания.

-На какие группы можно разделить этих животных? (петух, собака - животные, которые живут рядом с человеком, а остальные животные - дикие и могут жить в природе самостоятельно)

Беседа о бережном отношении к животным.

Физкультминутка

- Ребята, а сейчас мы отправимся на стадион города Согласненска и сделаем необычную "словарную" зарядку.

Дети:

Мы работали отлично, (шаг на месте)
Отдохнуть не прочь сейчас, (руки на пояс, в стороны, на плечи, вверх)
И зарядка к нам привычно (руки на пояс, наклоны туловища в стороны)
На урок приходит в класс. (наклоны туловища вперед-назад)

Учитель:

Вы трудились на уроке,
Время не теряли
Вспоминайте без подсказки
Всё, что повторяли!

Учитель называет слова: зайка, сойка, Веня, Феня, трава, дрова, жить, шить, тень, день, дверь, зверь, пеньки, деньки. Если слово начинается на парный звонкий согласный, дети разводят руки в стороны, поднимают руки вверх и хлопают над головой в ладоши, а если на глухой парный согласный - руки опускают вниз.

Дети: Потянулись (руки вверх, вдох) и вздохнули (руки вниз, выдох)

Учитель: Отдохнули?

Дети: Отдохнули.

V. Закрепление изученного материала.

-А сейчас мы отправимся на главную площадь города "Согласненска" - площадь "Дружбы". На ней встречаются гласные и согласные буквы для того, чтобы складывать слова. Если вы правильно выполните задание, то узнаете название птиц - помощниц, которые помогают буквам безошибочно составлять слова.

1. Выборочный диктант

- Предлагаю вам отгадать загадки, а вы запишите в тетрадь (в столбик) отгадки, которые оканчиваются на парный согласный.

За спиной огромный дом,
И пенал, и книжки в нём,
И тетради, и альбом.
Ходит в школу этот дом. (Ранец)

Я под шапкою цветной
На ноге стою одной,
У меня свои повадки. (Гриб)

Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно. (Лёд)

Через поле и лесок
Подаётся голосок.
Он бежит по проводам -
Скажешь здесь,
А слышно там. (Телефон)

По крутой морской волне
Плыл корабль к родной земле,
И матросы твёрдо верят,
Что увидят милый:(Берег)

Коллективная проверка выполнения задания с использованием сигнальных карточек.

2. Звуко - буквенный анализ слов - отгадок.

- Что объединяет слова - отгадки? (в конце этих слов согласные, которые нужно проверять)

- Вставьте первые согласные буквы отгадок так, чтобы получилось слово.

Получается слово: голубь.

- Ребята, составьте из букв, которые принесли голуби - помощники слово и узнайте, что они принесли. (Правило)

- Верно, голуби нам принесли правило, которое нам нужно повторить, чтобы безошибочно писать слова с парными согласными на конце.

3. Повторение правила проверки написания слов с парными согласными на конце:

Чтобы поменьше было случаев неясных
И, чтоб ответов не было плохих,
Прислушайтесь к звучанию согласных,
Чтобы не путать звонких и глухих.
В конце слова, без сомнения,
Происходит оглушение.
Говорим мы - плод,
Проверяем - плоды,
Говорим мы - плот,
Проверяем - плоты.

4. Комментированное письмо с выделением орфограмм.

Проводится подбор проверочных слов к словам - отгадкам и их запись во второй столбик:

Гриб - грибы

Лёд - льды

Берег - берега

5. Объяснительно - предупредительный диктант с графическим выделением орфограмм.

(в ходе выполнения задания учащиеся не только закрепляют правило написания слов с парными согласными на конце, но и повторяют написание ранее изученных орфограмм: прописная буква в начале предложения, произношение и написание слов с сочетаниями "жи", "ща", знаки препинания в конце предложения)

Голубь

Наш город красив. Вот главная площадь. Над ней кружит белый голубь.

Задание: в 3 предложении выделить слова, отвечающие на вопросы: Кто? Что делает? Какой?

6. Упражнение в подборе слов с заданной орфограммой.

- Ребята, в городе согласных есть "Банк Слов". Жители просят нас пополнить банк новыми словами, оканчивающимися парными согласными. Для этого поиграем в игру "Живые буквы".

Подвижная игра с дидактической направленностью "Живые буквы".

Каждый учащийся имеет карточку с буквой. Дети подбирают слова с заданной орфограммой, учащиеся, имеющие карточки с соответствующими буквами, выходят и составляют слово. Затем к составленному слову подбирается проверочное слово.

7. Работа по учебнику

Выполнение упражнений № 123,124 (по вариантам)

По окончании выполнения организуется взаимопроверка (работа в парах)

VI. Промежуточный контроль степени усвоения новых знаний.

- Ребята, давайте поможем жителям и украсим город - посадим цветы на клумбах.

1. Индивидуальная дифференцированная работа (по карточкам).

Карточки оформлены в виде цветка, на обратной стороне которого написано задание. Учащимся даётся возможность выбрать самостоятельно задание разной степени сложности, осуществить переход от менее трудного содержания заданий к более сложным. По окончании выполнения учащийся выходит к доске и прикрепляет карточку - "цветок" на импровизированную "клумбу". Проверка осуществляется учителем, результаты объявляются на следующем уроке.

Карточка №1

К данным словам подобрать и записать проверочные слова.

Морж - :

Енот - :

Пруд - :

Мороз - :

Лев - :

Карточка №2

Вставьте в словах пропущенные буквы.

Подберите и запишите к данным словам проверочные слова.

Камы: - :

Утю: - :

Водопа: - :

Мос: - :

Велосипе: - :

Карточка №3

Из данных слов выпишите слова, которые требуют проверки и подберите проверочные слова.

Столб, дом, флаг, дельфин, кусты, поезд, груз.

Физкультминутка

- Ребята, сейчас мы отправляемся в бассейн города Согласненска. Какие игры на воде вы знаете? (ответы учащихся). Буквы предлагают нам поиграть в Словесное поло. Физминутка организуется в виде игры с мячом. Класс делится на две команды - команду "Звонкие согласные" и команду "Глухие согласные". Команды встают напротив друг друга. Игроки перебрасывают мяч от одной команды к другой. При получении мяча ребёнок должен назвать слово с парной согласной на конце (в сооствествие с названием команды), а члены его команды - назвать к нему проверочное. Игрок, не назвавший слово переходит в другую команду, что увеличивает количество игроков и, следовательно, шансы на победу в игре.

VII. Выработка умений применения знаний в различных ситуациях.

- Ребята, вы хорошо потрудились на уроке: проложили буквенные дорожки, посадили на клумбах цветы, поселили животных в зоологическом саду, пополнили "Банк Слов". А сейчас жители города приглашают нас отдохнуть и побывать в " Парке аттракционов".

1). Выборочное списывание.

а). Аттракцион "Весёлая карусель"

Прочитайте слова: мак, луг, суп, рак; чиж, сад, дуб, лук; пачка, точка, дочка, кочка. В каждой цепочке слов найдите одно лишнее. Ответ обоснуйте.

(Ответы: лук, луг, дочка)

Докажите правильность написания путём подбора проверочных слов.

б). Аттракцион "Зеркальная комната"

- Выпишите столбиком слова (виноград, дедушка, пиджак, зубр, финики, дневник, жук, тётя, грач, брюки, шмель, слон) которые начинаются на звонкий парный согласный.

- Подберите к ним слова, начинающиеся с глухого парного согласного, по смыслу. Выбор обоснуйте.

- К оставшимся без пары слов подберите слова самостоятельно, соблюдая названные условия.

Варианты ответов: виноград - финики (фрукты), дедушка - тётя (родственники), пиджак - брюки (одежда), жук - шмель (насекомые), зубр - слон (животные), дневник - тетрадь (школьные принадлежности), грач - клёст, кукушка:(птицы).

2). Работа с деформированным предложением

Организуется парная работа учащихся.

Аттракцион "Паровозик".

Учащиеся, сидящие за одной партой, имеют набор карточек - "вагончиков" (с частями предложений), из которых нужно составить предложение - "поезд".

Коллективная проверка составленных предложений.

3). Осложнённое списывание

Списать составленные предложения в тетрадь, вставить пропущенные буквы, перед словами с парными согласными в скобках записать проверочные слова.

Выполнение задания учащимися:

№ 1. Роет землю серый (кроты) крот, разоряет (огороды) огород.

№ 2. (Мёда) мёд в лесу (медведи) медведь нашёл, мало мёда, много пчёл.

№ 3 .(Флоты) флот плывёт к родной земле, (флаги) флаг на каждом корабле.

4). Комментированное письмо.

Аттракцион "Ракета"

- Ребята, для того, чтобы отправить ракету в "полёт", нужно в словах найти и подчеркнуть написания, вызывающие затруднения.

(Выполнение задания учащимися: нос, серп, трава, насос, зима, хлеб, слоны).

- Объясните выбор, подберите проверочные слова.

- Из выделенных букв составьте слово.

- Какое слово получилось? (спасибо)

-Когда мы употребляем данное слово в речи? (когда хотим выразить благодарность)

- Благодарим жителей города "Согласненска" за экскурсию по городу, мы обязательно побываем в нём ещё раз!

VIII. Подведение итогов урока.

1. Рефлексия.

-Ребята, горожане за нашу помощь в благоустройстве города подготовили для нас сюрприз. Угадайте, что это:

В тёмном небе, посмотри,
Распускаются цветы.
Жёлтый, красный, голубой
Не достать до них рукой!
(Салют)

(Появляются "звёздочки" с изображением слов).

- Ребята, составьте из данных слов предложение. (Труд украшает человека.)

- Найдите в этом предложении слово с парной согласной на конце (труд), подберите проверочное слово.

- Как вы понимаете смысл этого высказывания?

- Ребята, а кто из вас считает, что эти слова он может применить к себе и сказать, что сегодня на уроке хорошо потрудился? (ответы учащихся)

2. Качественная оценка учителем работы учащихся на уроке.

IX. Инструктаж о выполнении домашнего задания.

- Ребята, жители города передали для вас небольшие сувениры - звёздочки с праздничного салюта. Буквы просят вас на этих звездочках написать пословицы, поговорки, отрывки из литературных произведений, в которых встречаются слова с парными согласными в конце и подобрать к ним проверочные слова.