Элективный курс "Знакомство с природой родного края" (для учащихся 6-го класса)

Разделы: ОБЖ, Экология


Пояснительная записка

Экскурсии – это важное дидактическое звено в педагогическом процессе, позволяющее учащимся получить конкретные представления и понятия о природе, морфологии, биологии и экологии, помогающие осмыслить взаимосвязи организма со средой, глубже проникнуть в окружающий мир, лучше понять его. Обучая детей умению вести наблюдения, сравнивать объекты природы (устанавливать признаки сходства и отличия), я воспитываю и развиваю их мышление, ибо известно, что логика природы самая наглядная и доступная для детей.

Но в условиях учебного процесса не всегда можно позволить организацию экскурсий в течение всего учебного года, поэтому я постаралась смоделировать экскурсию, не выходя из кабинета, с учетом возможностей мультимедиа.

Цель курса: формирование навыков безопасного поведения в лесу.

Для того чтобы работа учащихся не ограничивалась только пассивным наблюдением, я разработала «рабочие тетради» и задания для закрепления материала.

Для учащихся 6 класса составлены экскурсии и методические рекомендации по их проведению по темам:

  • Знакомство с природой родного края (определение деревьев, грибов, растений по рисунку, описанию) (Приложение 1, Приложение 2);
  • Поход «Робинзонов» (подготовка к походу, правила поведения на природе, сооружение макета временного жилища);
  • Ботаническая экскурсия (лекарственные растения, съедобные и ядовитые растения и грибы).

Содержание курса

(25 часов, резерв – 2 часа) 

Тема 1. Знакомство с природой родного края (8 часов).

Правила юного натуралиста. Определение деревьев, грибов, растений по рисунку, описанию. Правила юного грибника. Ядовитые грибы. Первая медицинская помощь при отравлении грибами. Экстремальные ситуации, связанные с пребыванием в лесу.

Практические работы: Работа с гербариями, справочниками, определителями растений. Составление карт, защита рефератов «Растения нашего края».

Тема 2. Правила поведения на природе (7 часов).

Правила поведения в лесу. Подготовка к походу. Одежда и обувь, необходимые «мелочи». Сооружение временных укрытий. Азбука выживания в лесу.

Практические работы: Сбор рюкзака. Создание макетов временных укрытий. Составление «Азбуки выживания».

Тема 3. Ботаническая экскурсия (7 часов).

Лекарственные растения. Правила сбора и сушки. Группы лекарственных растений. Съедобные и ядовитые растения. Правила приготовления блюд в условиях автономного существования.

Практические работы: работа с гербариями и определителями. Работа со справочниками, составление «лесных меню».

Тема 4. Защита проектов и исследовательских работ (3 часа).

Список рекомендуемой литературы

  1. Архипова Н.П. Окрестности Свердловска. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1981.
  2. Иванова Р.Т. Дикорастущие съедобные растения. Казань, 1988.
  3. Иванова Т., Путинцева Л. Лесная кладовая. Тула: Приокское книжное издательство, 1993.
  4. Капорейко О.П. Справочник грибника и ягодника. Екатеринбург: У-Фактория, 2001.
  5. Сурина Л.Н. Травы целебные. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1991.