"Я - человек" (для детей старшей группы)

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание: формировать у старших дошкольников умения делать простейшие умозаключения; способствовать освоению действий по использованию содержательных признаков понятия для включения новых понятий к категории (рассказ о вигваме); действий самостоятельного построения модели в форме классического древа через прием "диктант"; воспитывать умения слушать друг друга, принимать чужую точку зрения, воспитание выдержки.

Материал: предметные картинки по теме "Дома", "Животные", листы бумаги, простые карандаши, "самодельная" книга (в виде папки-раскладушки).

Ход занятия

1. Вводная часть. Дети, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по книге, которую мы сами будем мастерить, во время путешествия и творчества нам предстоит решить несколько задач. А для того, чтобы успешно справиться с этим, нам нужно провести зарядку ума.

Итак, скажите, где "истинно", а где "ложно":

а) Некоторые мальчики любят мороженое.

б) Девочки иногда ходят в платьях.

в) Бабочки умеют летать.

г) Все зеленые - лягушки.

д) Все мальчики умеют играть в хоккей.

е) Все девочки любят играть в куклы.

А теперь проверим, умеете ли вы рассуждать:

а) Все растения питаются, растут, погибают, дерево - это растение, значит : (рассуждения детей)

(ответ: дерево питается, растет, погибает).

б) Все березы - деревья, все деревья - растения, значит :

(ответ: береза - дерево).

в) Деревянные предметы не тонут в воде, камень тонет в воде, значит :

(ответ: камень - не деревянный).

г) Все рыбы дышат жабрами, кит дышит легкими, значит :

(ответ: кит - не рыба).

2. Основная часть

- Отлично, теперь можно отправиться в путешествие по книге, которая все знает. Как называется такая книга?

- Ответы, рассуждения детей.

- Да, такая книга называется Энциклопедия. Вот эта книга (рассматриваем самодельную книгу в виде папки-раскладушки).

- Давайте рассмотрим ее. (Листаем, некоторые листы чистые, на других - картинки).

- Нравится ли вам такая книга? Можно ли что-нибудь узнать из такой книги?

- Я предлагаю вам смастерить свою энциклопедию, а потом подарить ее малышам.

- Ответы детей.

- С чего начинается любая книга?

- Ответы детей.

- Да, с названия. У нашей энциклопедии тоже оно есть, но только вы должны узнать, какое. Я прочитаю отрывок из сказки "Маугли", а потом вы выберите правильный ответ:

": В диких лесах Индии в одной из волчьих стай вырос человеческий детеныш. Его звали Маугли. Он очень любил своих братьев волков. Но у него было много недругов в лесу. Однажды его это ток расстроило, что он расплакался и спросил у своей учительницы - пантеры: "Почему меня не любят?" - Тебя не любят за то, что ты вытаскиваешь занозы из лап, за то, что ты - человек :"

Выберите правильный ответ:

а) "Я - человек";

б) "Я - ребенок";

в) "Я - взрослый".

Ответы детей, доказывают свой выбор.

После ответа показываю обложку, на которой название энциклопедии "Я - человек" и рисунок человека.

- Молодцы. С этим заданием справились. Я - человек. Ты - кто? А ты - кто? и т.д. А вместе мы - кто? А кого больше? Людей или детей? Взрослых или женщин? Людей или взрослых? Детей или мальчиков?

- Давайте откроем вторую страницу.

- Кто и что на ней нарисовано? Почему все это на одной странице?

- Ответы детей (Все - живое).

- Вот комнатное растение . Решите задачу про него: растение - живет, растет, питается, цветок - это растение, значит : (рассуждения детей).

(ответ: цветок - живет, растет, дышит, питается).

- А теперь, давайте, сравним животного с человеком.

- Ответы детей.

- Чем они похожи, чем отличаются? Можно ли сказать, что человек - это животное? Значит вывод - человек - это : (вывод делают дети. Вывод делается на основе сравнения признаков животных и человека: ведь животное, как и человек, растет, дышит, питается, двигается, размножается, играет, погибает, рождается. При рассуждении нужно подводить детей не только к сравнению внешних признаков).

- И с этим заданием справились. Отправляемся дальше в путешествие. Вот мы и на следующей странице. (Рассматриваем рисунок на ней).

- Где живет человек?

- Ответы детей.

- А вот древний человек жил в темных холодных пещерах. Ему нравилось так жить. Истинно это или ложно?

- Ответы детей.

- Конечно же, нет. Решил человек строить дома. Давайте же посмотрим, какие дома он строил. (Рассматриваем картинки - старые дома: деревянные, мазанки, шалаши, юрты, палатки, бараки).

- Как все эти картинки можно назвать одним словом? (Дома). Что общего между этими картинками? (Это - жилье).

- На какие группы можно разделить все эти картинки? Почему так? Объясните.

- Ответы детей. (По материалу, из которого они сделаны).

- А теперь попробуйте зарисовать то, о чем мы говорили - построим модель. (Модель строим под "прямой диктант". Я диктую, а дети обозначают слова точками).

Текст: все это дома, их можно разделить на две группы (по материалу, из которого они сделаны), деревянных два вида домов: бараки (Б) и одноэтажные дома (Д). Материя (М) - три вида: палатка (П), юрта (Ю), мазанка (М).

Рисую свою модель, "ошибаюсь", дети сравнивают модель воспитателя со своими, исправляют неточности.

- А вот древние индейцы жили в Северной Америке, занимались они сельским хозяйством, были у них вигвамы. (Дальше идет рассказ воспитателя о вигвам, из которого дети должны понять, что вигвам - это жилье, дом, но слов "жилье", "дом" в рассказе воспитателя быть не должно. Дети должны сами догадаться, что такое "вигвам", только потом показать картинку с изображением "вигвам").

- Так что такое вигвам?

- Ответы детей.

- Как узнали, что вигвам - это дом, в нем можно жить?

- Ответы детей.

- Раз это жилье, значит, ему можно найти место в нашей модели. Обозначьте вигвам (В). (Самостоятельная работа детей).

- Дети объясняют, почему так.

3. Вывод, который делают дети: какой бы дом ни был, из чего бы не был сделан, человек будет жить в нем, а не на улице.

- Вот и еще одну страницу заполнили. Давайте посмотрим, что мы уже сделали: мы составляли энциклопедию, говорили о том, кто такой человек, чем человек отличается от животного, заполнили страницу о жилище человека, и осталось у нас еще много чистых страничек в нашей энциклопедии, чем же можно их заполнить, о чем можно еще написать в книге под названием "Я - человек". Наверное, об еде, одежде, транспорте, профессиях, любимых занятиях, людях и т.д. Этим мы займемся в следующий раз. И я рада, что, заполняя энциклопедию, мы учились с вами рассуждать, делать выводы, простейшие умозаключения, решать логические задачи и быть писателями: мы начали писать свою энциклопедию "Я - человек".

Всем спасибо. Занятие окончено.