Биологическое действие радиации

Разделы: Физика, Информатика


Цель: сформировать у учащихся представление о биологическом действии радиации.

Задачи:

  • рассказать, что из себя представляет радиоактивное излучение, дать краткую характеристику видов излучения, ввести понятия поглощенной и эквивалентной дозах излучения, ознакомить учащихся с допустимыми дозами облучения;
  • выяснить пути проникновения радиоактивного излучения;
  • рассмотреть негативное и позитивное воздействие радиации;
  • рассмотреть возможные способы защиты от радиации;
  • развитие коммуникативной компетентности (публичное выступление);
  • развивать речь и мышление учащихся;
  • развивать умение анализировать, контролировать и корректировать собственную деятельность в рамках заданного времени;
  • развитие компетентности разрешения проблем (рефлексия).

Оборудование: компьютеры, доступ к Internet - ресурсам, дидактический материал (задания).

Ход занятия

I. Организационный момент (3/).

Запись на доске: "Скованные одной цепью, связанные одной целью..."

Приветствие, объявление темы и задач урока.

26 апреля 1986 года в 1 час 24 минуты на 4-ом энергоблоке Чернобыльской АЭС раздались последовательно два взрыва, которые возвестили всему миру о свершившейся трагедии уходящего века. Произошла мощная техногенная катастрофа на атомном объекте. Катастрофа произошла в связи с проводившимся экспериментом на 4-ом энергоблоке АЭС.

Мы шли на машинах навстречу стихии,
Ни влево, ни вправо нельзя нам свернуть.
Под атомным облаком стонет Россия,
Для нас на реактор - единственный путь.
В кромешном аду днем и ночью трудились,
Для детей, для любимых, для наших родных.
Перед иконами матери слезно молились
За своих сыновей: "Спаси, господи их".
Журавли пролетают над погостом у леса,
В чистом небе курлыча, и с собой нас зовут,
Оставляют они наши села и веси,
Мы не можем летать, мы останемся тут.

Виктор Погребенко г. Белгород.

Я видел их лица суровые.
Я знал, что их не вернуть,
Но верил - дяди здоровые
Меня от смерти спасут
Дети Чернобыля

Горько учиться на ошибках, цена которым жизнь, здоровье и благополучие людей. Но еще горше - не учится на таких ошибках. Сегодня вам предстоит выяснить, что собой представляет радиация, каковы ее последствия и можно ли от нее защититься.

II. Изучение нового материала (32/).

Класс разбиваю на 3 группы, каждой группе -свое задание, доступ к Internet-ресурсам.

1-я группа

Подготовьте выступление на 4-5 минут по теме "Элементарные сведения о радиации" для своих одноклассников.

В ходе выступления расскажите о том, что собой представляет радиоактивное излучение, дайте краткую характеристику видов излучения, также следует сказать о поглощенной и эквивалентной дозах излучения. Познакомьте учащихся с допустимыми дозами облучения.

Подготовьте план своего выступления. Выступите перед одноклассниками, будьте готовы ответить на вопросы.

Для подготовки выступления вам помогут следующие ресурсы:

Физика 9 /А.В. Перышкин, Е.М.Гутник.

2-я группа

Подготовьте выступление на 4-5 минут по теме "Биологическое действие радиации" для своих одноклассников.

В ходе выступления расскажите о путях проникновения радиоактивного излучения, рассмотрите негативное воздействие радиации. Расскажите о полезном воздействии (применении) радиации.

Подготовьте план своего выступления. Выступите перед одноклассниками, будьте готовы ответить на вопросы.

Для подготовки выступления вам помогут следующие ресурсы:

Физика 9 /А.В. Перышкин, Е.М.Гутник.

3-я группа

Подготовьте выступление на 4-5 минут по теме "Способы защиты от радиации" для своих одноклассников.

Подготовьте план своего выступления. Выступите перед одноклассниками, будьте готовы ответить на вопросы.

Для подготовки выступления вам помогут следующие ресурсы:

Физика 9 /А.В. Перышкин, Е.М.Гутник.

Медико-санитарная подготовка учащихся / В.Н. Завьялов и др. стр 54-55.

Для поиска информации и подготовки к выступлению вам отводится 12мин. Приступайте.

По истечении данного времени, заслушиваем выступления учащихся (20мин). Критерии оценивания - приложение 1.

III. Рефлексия (4/).

Каждая группа восстанавливает картину своей деятельности, определяет слабые и сильные стороны. Высказывается по поводу полученного результата.

Заключительное слово учителя.

IV. Домашнее задание (1/).

Параграф 70, для желающих параграф 71, подготовиться к проверочной.

Для подготовки данного занятия использовались интернет-ресурсы.