Преподавание физики с использованием информационных технологий

Разделы: Физика


В связи с модернизацией образования активно внедряются новые информационные технологии в современной школе. Информационные технологии способны поднять на более высокий уровень организацию учебного процесса на уроках физики, средствами мультимедиа значительно упрощается построение для каждого учащегося своей индивидуальной образовательной траектории в так называемом "кибернетическом режиме", т.е. в режиме оптимального удобства, корректности и успеха. Использование новых компьютерных технологий, как показывает практика, позволяет повысить эффективность занятий по физике на 30 %, поскольку формирование ключевых, базовых знаний неразрывно с информационной компетенцией.

Это

Обучающие программы.

Эти программы предназначены для ознакомления учащихся с изучаемым материалом, для обработки основных умений и навыков, а также для самоконтроля и контроля знаний. Компьютерные обучающие программы обычно предоставляют возможность обучения в двух режимах - информационно - справочном и контрольно - обучающем.

Первый режим (информационно - справочный) в сочетании с печатным материалом, аудио - и видеозаписями активно используется для расширения и упрощения доступа к учебному материалу, для удобной и наглядной структуризации учебного материала, легкости навигации по нему.

Контрольно-обучающий режим широко используется как для самотестирования, так и для предварительного или промежуточного тестирования в ходе дистанционного обучения.

Компьютерные программы на уроках физики способствуют развитию интереса учащихся к предмету, повышают эффективность их самостоятельной работы и учебного процесса в целом, позволяют решить задачи индивидуализации и дифференциации процесса обучения, что так важно в современной школе.

Компьютерные модели.

Модели являются эффективным средством развития познавательной деятельности учащихся, позволяет углублять понимание учащимися учебного материала, демонстрировать его новые стороны. Как показывает практика, наибольший интерес вызывают модели, предполагающие участие самих учащихся в процессе их построение и модификации.

Лабораторные работы.

Такие программы позволяют учащимся воспроизводить на экране компьютера эксперименты, отличающиеся высокой степенью наглядности.

Контролирующие программы.

Эти программы позволяют учителю проводить как текущий, так и итоговый контроль знаний и умений. Некоторые программы позволяют оперативно анализировать и оценивать работу учащихся, а также распечатывать результаты их деятельности.

Наиболее эффективно на уроках физики можно использовать серию электронных учебников фирмы "Физикон".

Живая Физика (Interactive Physica)

Компьютерная проектная среда, ориентированная на изучение движения в гравитационном, электростатическом, магнитном или в любых других полях, а также движения, вызванного всевозможными видами взаимодействия объектов.

Репетитор Физика

Мультимедийный электронный учебник для школьного курса физики, содержащий демонстрацию физических явлений методами компьютерной анимации, компьютерное моделирование физических закономерностей, видеоматериалы, демонстрирующие реальные физические опыты, набор тестов и задач для самоконтроля, справочные таблицы и формулы.

Открытая Физика I, Открытая Физика II и т.д.

Содержит сборник компьютерных экспериментов по всем разделам школьного курса физики. Для каждого эксперимента представлены компьютерная анимация, графики, численные результаты, пояснение физики наблюдаемого явления, видеозаписи лабораторных экспериментов, вопросы и задачи.

Описанные информационные технологии в процессе преподавания физики могут быть применены в рамках любой программы общей и средней школы, так, допустим, при построении сценария мультимедийного урока. Это может быть урок изучения нового материала, закрепления и повторения. В случае затруднения при подготовке урока можно воспользоваться газетой "Физика", а также журналом " Физика в школе", где почти в каждом номере рассказывается о практическом применении ИКТ, в том числе, компьютерного физического эксперимента на уроках физики. Ведь одним из критериев аттестации учителя на I и высшую квалификационную категории наряду со знанием педагогической науки, является умение применения компьютерных технологий на уроках.

Таким образом, использование новых информационных технологий в процессе преподавания физики позволяет:

  • заметно расширить перечень учебных задач, которые могут быть включены в обучение физике за счет использования вычислительных, моделирующих и других возможностей компьютера;
  • увеличить возможность и состав учебного эксперимента, благодаря использованию компьютерных моделей тех процессов и явлений, эксперименты с которыми в школьных условиях учебных лабораторий были бы невозможны;
  • изменить стиль работы преподавателей;
  • расширить возможности творчества, как учителя, так и учеников.