Разработка урока русского языка по теме "Бессоюзные сложные предложения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" (9-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Урок 48. Бессоюзные сложные предложения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Цель: изучить правила постановки двоеточия в сложных бессоюзных предложениях, формируя данный пунктуационный навык, наблюдать над интонацией и тренироваться в правильном чтении различных интонационных типов бессоюзных сложных предложениях.

Ход урока

I. Синтаксическая минутка. Готовимся к экзамену в новой форме.

Предлагается расставить и объяснить знаки препинания в предложении, написанном на доске, заменить словосочетание о мастерстве писателя, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование, записать его.

Говорить о мастерстве писателя – это прежде всего говорить о языке, которым написано произведение (К. Федин).

II. Проверка домашнего задания.

III. Изучение нового материала.

  1. Работа с материалом для наблюдений на с. 129 учебника по заданию. Обращается внимание обучающихся на интонацию предложений с двоеточием в бессоюзных сложных предложениях.
  2. Работа по таблице обобщающего характера, в которой представлены сведения о постановке двоеточия как в сложном бессоюзном предложении, так и в простом. Таблица воспроизводится на интерактивной доске. Сначала анализируется та часть таблицы, которая содержит сведения о постановке двоеточия в бессоюзных сложных предложениях, затем – другая, содержащая сведения о постановке двоеточия в простом предложении.

Обучающиеся последовательно анализируют все три предложения первой части, определяют их грамматические значения. Учитель сообщает о возможных вставках союзов (потому что, а именно, что). Необходимо при этом, чтобы обучающиеся читали предложения, правильно интонируя их.

Вторая часть таблицы используется для повторения употребления двоеточия в простом предложении с обобщающими словами при однородных членах и в предложении с прямой речью. Поскольку в ней даны только схемы, то обучающиеся самостоятельно иллюстрируют их устными примерами.

Таблица.

IV. Тренировочные упражнения

  1. Обучающимся предлагается списать предложения, объяснить постановку двоеточия. Наблюдение над интонацией. Предложения воспроизводятся на интерактивной доске.
    Посмотрю на юг: нивы зрелые, что камыш густой, тихо движутся. Февраль обманчив: солнце и пурга. Счастливы сосны и ели, вечно они зеленеют, гибели им не приносят метели, смертью морозы не веют.
    Дальнейшая работа строится дифференцированно.
  2. Самостоятельная работа обучающихся по упражнению 197 на с.132.
  3. Одновременно наиболее сильным обучающимся предлагается дидактический материал «В мастерской И. Бунина». Обучающиеся самостоятельно расставляют двоеточие в бессоюзных сложных предложениях, а также другие знаки препинания с последующей самопроверкой и самооцениванием.
    1. На вокзале не было обычной суматохи: наступила святая ночь. 2. Но впереди бала полная неизвестность: где эта Харцызская, и когда они приедут, и какая будет работа, да и будет ли еще? 3. То, что так долго всех волновало и тревожило, наконец разрешилось: Великий Перевоз сразу опустел наполовину. 4. Был он сын сельского дьякона, учился в семинарии, но курса не окончил: по бедности пришлось вернуться домой; дома он все выписывал программы, думая приготовиться то в юнкерскую, то в межевую школу. 5. Резкий скрип саней стоял над всем выгоном: из-под горы тянулся длинный обоз, весь завеянный ночной поземкой; морды лошадей были в кудрявом инее.
  4. Кроме того, возможна работа группы обучающихся с низкими познавательными возможностями на тренажере «Фраза», программа позволяет проверять и корректировать правильность постановки двоеточия в сложном бессоюзном предложении, что делает процесс обучения успешным для данной категории обучающихся.

V. Обобщение изученного на уроке материала.

- Когда ставится двоеточие в бессоюзном сложном предложении?

VI. Оценивание работы обучающихся.

VII. Домашнее задание:

упражнения 195 (устно, тренироваться в правильном чтении), 198 (письм.); выучить правило.

Источники:

Материал для наблюдений и тренировочные упражнения даны по учебнику русского языка для 9 классов общеобразовательных учреждений авторов Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской, А.Д. Дейкиной, О.М. Александровой.- М.: Просвещение, 2007.-206 с.