Программа развития образовательного учреждение на 2006–2009 гг.

Разделы: Социальная педагогика


В детском доме содержатся и воспитываются 60 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школьного возраста. Подавляющее большинство воспитанников - социальные сироты. К тому же часть детей, которых по формальным признакам можно отнести к сиротам, на самом деле являются социальными сиротами, т.к. их родители погибли вследствие алкоголизма или по другим причинам, связанным с их асоциальным поведением. Особенности социально-психологического развития таких детей заключается в отсутствии опыта нормальной человеческой жизни. Для части социальных сирот характерен и собственный опыт асоциального поведения. Следствие такого образа жизни - отсутствие нормальных ценностных ориентиров. Социальные сироты, не имеющие примера созидательной, конструктивной деятельности в своей семье, легко усваивают позицию потребителя, о нуждах которого заботится государство. Условия жизни в детском доме ограничивают установление коммуникативных связей с внешним миром. Ребенок-сирота, ограниченный в связях с внешним миром, испытывает трудности при выборе профессии. Отставание в физическом и интеллектуальном развитии, слабое здоровье становятся дополнительными, но весьма существенными факторами, осложняющими подготовку воспитанников к самостоятельной жизни.

Пытаясь преодолеть негативное влияние факторов социального сиротства на формирование личности воспитанников педагоги нашего учреждения выбрали основным направлением своей деятельности - развитие творческих начал.

Мы прекрасно понимаем, что далеко не все наши дети могут стать творческими личностями в полном понимании значения этих слов, но творческое отношение к любому делу, использование элементов творчества в работе под силу и необходимо каждому. Творчество - это потаенное совершенствование и прогресс в любой деятельности. Даже когда мы выполняем повседневную работу - готовим еду, моем одежду, мастерим что-то, оставляем и ремонтируем квартиру, выращиваем растение, составляем букеты, делаем прическу, макияж, пишем письма, общаемся с людьми, рисуем, играем, можно внести что-то новое, неповторимое. Творческий человек всегда чем-то увлечен. От творческих возможностей человека зависит его жизненный уровень. Для нас неважно, чем придется заниматься во взрослой жизни нашим воспитанникам: учить детей или строить дома. Главное - делать это творчески, т.е. с фантазией, любовью, выдумкой, вдохновенно. Творчески развитый человек обязательно будет работать лучше, с ним будет интереснее. Это значит, что творчески развитый выпускник детского дома найдет соратников и друзей, будет иметь свои симпатии. Его переход к самостоятельной жизни несомненно облегчится.

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕТСКОГО ДОМА

Основная цель - воспитание и развитие активной, талантливой, физически здоровой личности, способной к самостоятельному и свободному жизненному самоопределению, к созидательному труду и творческой самореализации, имеющей гражданскую позицию и опыт самоуправления.

Приоритетными задачами являются:

  1. Формирование социальной грамотности, то есть комплекса политических, экономических, правовых, психологических знаний и умений, обеспечивающих адекватное включение в систему социальных отношений и реализацию функций социальной самозащиты.
  2. Воспитание семьянина.. Формирование необходимых способностей для построения собственной семьи, в которой реализуется зрелое супружество, на основе осознанной материнской и отцовской позиции.
  3. Воспитание готовности к трудовой деятельности: развитие разнообразных способностей воспитанников, подготовка их к выбору профессии; экономическая подготовка, позволяющая им самостоятельно реализовывать свои жизненные планы.
  4. Формирование конкурентоспособной личности, то есть овладение определёнными способами поведения в реализации своих притязаний за право занять более значимое для себя место в обществе.
  5. Гражданское воспитание, формирующее у воспитанников осознание гражданской ответственности, патриотических чувств, готовности к участию в управлении обществом и государством.
  6. Формирование нравственных ценностей и гуманистической позиции во взаимодействии с людьми, готовности к оказанию помощи людям и другим нравственным поступкам.
  7. Воспитание готовности к здоровому образу жизни, предполагающему рациональное питание, регулярные занятия физической культурой и спортом, культуру семейных отношений, устойчивое отрицательное отношение к вредным привычкам.

Основой, позволяющей в новых условиях определить пути совершенствования организации работы с детьми, является гуманизация воспитательного процесса, которая предусматривает реализацию следующих идей.

Идея субъективности воспитания ребёнка, предполагающая учёт его интересов и потребностей, создание условий для определения каждым ребёнком своего способа самореализации, раскрытие его потенциалов, отказ от жёсткой регламентации в регулировании его времени и занятий; требующая сочетания педагогической заботы о ребенке с разумной требовательностью к нему, при этом последнее должно осознаваться ребенком как элемент той же заботы.

Идея расширения социальных связей и отношений с окружающим миром, которая предполагает обогащение сферы социального взаимодействия, развитие разнообразных социальных отношений, определение своей персональной роли в этой системе; требует создания поля для самоопределения детей, что означает возможность вступления, ребёнка в разнообразные отношения с окружающим миром и при этом сохранение ребёнком своего собственного "Я".

Идея социального закаливания, то есть формирование у детей готовности к преодолению жизненных трудностей, означает создание условий для собственного поиска путей преодоления неблагоприятных воздействий окружающей социальной среды.

Предложенные идеи основываются на реализации принципов организации воспитательной деятельности с детьми-сиротами.

1. Принцип педагогического стимулирования социальных проб предусматривает создание условий для самооценки учащимся своих возможностей на основе последовательного выбора способов поведения в процессе освоения различных социальных ролей. Социальные пробы охватывают все сферы жизни человека и большинство его общественных связей. В процессе включения в эти сферы у детей формируются определённая социальная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду.

2. Принцип вариативности организации работы с детьми требует учёта всего диапазона индивидуальных вкусов, предпочтений, создание условий для реализации существующих интересов, детей, их обогащения и возвышения, пробуждения новых интересов, создание условий для выбора учащимися форм участия в жизни детского дома.

3. Принцип организации личного пространства ребёнка требует создания таких условий, когда воспитанник может уединиться, оформить своё личное место; учёта индивидуального темпа и режима проживания, представления возможности самостоятельно регулировать ритм и частоту контактов со средой в соответствии с его потребностями сохранить границы собственного "Я", свою автономию в выборе и определении личного пространства, времени, личных контактов и социальных ролей.

4. Принцип сочетания взаимной заботы и требовательности требует создания такого стиля отношений в группах воспитанников, при которых каждый, ощущая себя достаточно защищенным, в то же время стремиться к сохранению гуманистических нравственных норм в коллективе учебно-воспитательного учреждения, определения общих целей педагогов и учащихся, организации их совместной деятельности на основе, взаимопонимания и взаимопомощи; исключения проявлений признаков презрения, оскорбительности, формирования толерантности, к непривычному поведению других людей, признания их права на такое поведение.

5. Принцип развития самодеятельности и инициативы детей требует активного участия воспитанников в решении вопросов жизнедеятельности коллектива учреждения, развития детского самоуправления; создания ситуаций для принятия детьми самостоятельных решений и ответственности за к их выполнение, для освоения воспитанниками организаторских ролей в различных видах деятельности; поддержки различных инициатив, направленных на достижение значимых целей. 6. Принцип нравственного обогащения социальной среды требует постоянного внесения в жизнедеятельность детей общечеловеческих ценностей, образцов культуры, обогащения нравственного опыта воспитанников, упрочнения и развития нравственных норм в окружении детей, формирования у них нравственных привычек, побуждения к нравственным поступкам, развития нравственных убеждений. При этом сами дети выступают в качестве субъекта формирования нравственно обогащенной среды.

Теоретико-методическими основами воспитательной системы для нас являются:

  • положения педагогики саморазвития о характеристиках, структуре, особенностях становления процессов саморазвития личности (Л.Н. Куликова), а также работы в этом направлении С.Д. Полякова, Н.Б. Крыловой, О.С. Газмана;
  • концепция гуманистических воспитательных систем (Л.Н. Новикова, Н.Л. Селиванова, Е.Е. Степанов и др.);
  • идеи "природосообразности воспитания... как гармонично воздейст вующего на ум, сердце и руку и вызывающего стремление к совершенству и совершенствованию человеческих сил" (Г. Песталоцци);
  • "свободного воспитания" как содействия саморазвитию и формированию творческой личности - индивидуальности" (К.Н. Вентцель);
  • "нравственного образования" как "отмены принуждения" (С.И. Гессен);
  • "педагогического процесса как усовершенствования личности" (П.Ф.Каптерев) и др.;
  • основные положения синергетического подхода, рассматриваемые в контексте проблематики педагогических явлений и позволяющие увидеть феномен воспитательной системы как неравновесной, нелинейной, имеющей "зоны неопределенности - неупорядоченности" с определенностью в параметрах порядка (А. Венгеров, И.А.Еаин, Е.Н. Князева, СП. Курдюмов, И.Пригожий, Г.Хакен и др.).

Основу системы воспитательной работы составляют следующие подходы:

  • Личностный подход: признание личности развивающегося человека, уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка, признание его прав и свобод;
  • Деятельностный подход: организация жизнедеятельности воспитанников, как основа воспитательного процесса;
  • Дифференциация воспитания: отбор содержания, форм и методов воспитания;
  • Комплексный подход: сочетание базового и дополнительного образования, единство воспитания и обучения;
  • Средовый подход: различные варианты взаимодействия учреждения со средой, общественностью;
  • Гуманизация межличностных отношений: уважительные отношения между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброта, внимание, создание психологически комфортной атмосферы;
  • Природосообразность воспитания: учёт половозрастных особенностей воспитанников;
  • Культуросообразность воспитания: воспитание осуществляется в контексте национальной культуры.

КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

Исходным положением для разработки Программы развития детского дома стал программно-ориентационный подход, в логике которого развитие понимается как выбор и освоение субъектом развития (т.е.воспитанником) тех или иных инноваций. Мы исходили из того, что каждая ситуация выбора порождает множественность вариантов решения, определенных ориентационным полем развития. В этой связи, ключевым становится положение "опора на внутренний потенциал развития субъекта", т.е. право субъекта самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность. Для осуществления права свободного выбора различных альтернатив развития необходимо научить ребенка выбирать, разбираться и анализировать ситуацию, уметь прогнозировать последствия и разрабатывать план решения, делать правые шаги. Другими словами, мы рассматриваем процесс социализации ребенка в контексте формирования механизмов продуктивного общения, осуществляемого в системе инновационного подхода, реализуемого в условиях детского дома.

В данной программе развития детского дома соблюдается преемственнотсь основных идей и концептуальных положений предыдущей программы.

Цели:

  • Создание модели воспитательной системы, обеспечивающей успешную социализацию творчески развитых воспитанников, их интеграцию в социум;
  • Повышение эффективности воспитательного процесса, его качества, как следствие, конкурентноспособности выпускника детского дома.

Задачи:

  • Создание системы мотивации педагогического коллектива на развитие творческого потенциала воспитанников;
  • Создание условий для максимального развития творческого потенциала каждого ребенка на основе его индивидуальности в процессе обучения и воспитания;
  • Разработка и апробация модели воспитательной системы через оптимальную организацию совместной работы педагогов детского дома и музыкальной школой, воспитательную деятельность на развитие умений, навыков, участия в различных видах творчества: ИЗО, музыка, театр, художественный труд и т.д.;
  • Совершенствование работы по профессиональному самоопределению воспитанников, развитие навыка творческого подхода в любом деле;
  • Совершенствование системы работы по социализации и дальнешей успешной интеграции воспитанников детского дома в общество;

Гипотеза: Если воспитательный процесс в детском доме будет построен на основе педагогической помощи и участия в развитии творческого потенциала воспитанников, привлечения каждого ребенка к занятиям различными видами творчества, соответствующими его личностным особенностям, это значительно повысит эффективность воспитательного процесса, поможет воспитанникам преодолеть комплекс неполноценности, приобрести уверенность в себе и, как следствие, увеличит успешность социализации и дальнейшей интеграции выпускников в общество.

Основные методы:

  • Наблюдения за воспитанниками в ходе воспитательного процесса, параллельного обучения в средней основной школе (состояние физического здоровья, психического комфорта, успеваемости в школе);
  • Тестирование, опрос;
  • Анкетирование;
  • Анализ полученных блоков информации педагогического и медицинского характера с целью коррекции и дальнейшей разработки педагогического сопровождения процесса развития творческого потенциала воспитанников.

Принципы совместной деятельности педагогов и воспитанников: доброе отношение к человеку, его уважение и защита;

- самоценность и уникальность каждого из нас;

- терпимость и взаимопомощь;

- старший - пример для младшего;

- каждый творит свою жизнь сам и имеет неотъемлемое право на собственный выбор. Но за свой выбор человек отвечает тоже сам.

Этапы осуществления проекта 2006 -2009 учебный год.

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПОВ РЕЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ

I. Подготовительный этап (2006-2007 уч. годы)

  1. Самоанализ педагогического процесса и условий деятельности.
  2. Поиск инновационных идей, которые смогли дать импульс в развитии системы образовательной и социализирующей деятельности детского дома.
  3. Самоопределение педагогического коллектива в целях и задачах деятельности по подготовке воспитанников к жизнедеятельности в современном социуме. Выбор основных направлений образовательной деятельности, мотивация коллективного выбора.
  4. Разработка концепции образовательной и социализирующей деятельности детского дома.
  5. Информационная, научно-методическая, кадрово-мотивационная и материально-техническая подготовка к образовательной деятельности.
  6. Совершенствование нормативно-правовой базы в связи с новыми целями и задачами.
  7. Корректировка содержания образования в детском доме. Разработка и коррекция образовательных и социально-педагогических программ.

II. Внедренческий этап (2007 - 2008 уч. год)

  1. Освоение педагогами гуманистических норм воспитательных отношений, новых (наиболее эффективных) способов и приемов социально-педагогической реабилитации воспитанников.
  2. Создание гуманной среды социализации детей и подростков в разновозрастных группах. Развитие в этих традиций самоуправления.
  3. Организация выполнения образовательных и социально-педагогических программ. Накопление опыта работы по основным направлениям деятельности.
  4. Совершенствование диагностического мониторинга основных параметров педагогического процесса.
  5. Развитие системы комплексного обеспечения педагогического процесса: информационного, социально-психологического, нормативно-правового, программно-методического, научного, ресурсного (кадрового, финансового, материально-технического).
  6. Создание системы центра медико-психолого и социально-педагогического сопровождения развития воспитанников.
  7. Расширение круга общения воспитанников и сферы их социального взаимодействия.
  8. Расширение социально-педагогических связей детского дома.
  9. Улучшение психолого-педагогической подготовки кадров:
    1. освоение диагностик, методик изучения способностей и сохранных свойств личности воспитанника;
    2. активизация творческого потенциала педагогических работников;
    3. изучение и освоение гуманистической технологии воспитания;
    4. поиск, освоение, применение активных форм воспитания и развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей с ЗПР.
  10. Организация воспитательного процесса, отвечающего поставленным целям и задачам: изучение личности ребенка (определение зоны ближайшего развития, сохранных свойств личности, изучение способностей и интересов воспитанников);
    1. составление авторских программ, календарно-тематического планирования, работ воспитателей и специалистов педагогов;
    2. обучение воспитанников в музыкальной школе, развитие умений индивидуальной и групповой самодеятельной работы;
    3. поиск и освоение форм организации продуктивной деятельности воспитанников, учитывающих поставленные цели;
    4. конструирование и внедрение рационального режима работы в детском доме; сочетание учебной деятельности в общеобразовательной школе, индивидуальной учебной деятельности в музыкальной школе, деятельности, ориентированной на интересы, потребности; апробация выбранных технологий, программ и форм работы.

III. Итогово-рефлексивный этап (2008-2009 уч. год)

  1. Осмысление результатов деятельности детского дома по развитию творческого потенциала и социальной адаптации воспитанников.
  2. Обобщение опыта деятельности и разработка методических рекомендаций по социальной адаптации и образованию воспитанников.
  3. Организация консультаций, семинаров по обмену опытом работы.
  4. Подготовка и издание научно-методических материалов по результатам обобщения опыта.
  5. Организация внешней экспертизы подготовленных научно-методических материалов.
  6. Проведение рефлексивно-обучающего обсуждения итогов деятельности

Ожидаемые результаты

Воспитательный процесс в результате реализации программы позволит воспитаннику:

  • чувствовать себя психологически защищенным;
  • раскрыть свои ресурсы и способности, получить возможность самоутверждения в значимых для него сферах жизнедеятельности;
  • приобрести навыки самообразования, навыки параллельного обучения в школе искусств;
  • повысить уровень воспитанности, навыки общения и культуры поведения;
  • многосторонняя творческая деятельность станет основной для самореализации личности воспитанника, развития ее способностей.

Воспитательный процесс позволит педагогу:

  • овладеть методами изучения личности ребенка, его способностей и интересов;
  • овладеть приемами организации творческой деятельности воспитанников исходя из их индивидуальных особенностей;
  • повысить профессиональное мастерство и педагогическую культуру.

Собственно результатом станет создание модели воспитательной системы детского дома, будет найден способ, как в условиях детского дома предоставить воспитанникам условия для развития на более высоком уровне творческих возможностей, а также возможностей для дальнейшего профессионального самоопределения и интеграции в обществе.

Критерии оценки ожидаемых результатов

Результаты будут оцениваться по следующим критериям:

  • вовлеченность детей в творческие дела детского дома (количество воспитанников занимающихся в музыкальной школе, кружках, ансамблях, массовых мероприятиях);
  • количество призовых мест, занимаемых творческими коллективами детского дома в районных, краевых соревнованиях, смотрах, выставках, фестивалях;
  • количество выпускников детского дома, поступивших в учебные заведения музыкального, художественного направления, в культурно-просветительное училище и т.д. и успешно окончивших их, нашедших достойное место в жизни.

Приложение 1