Экологическое равновесие. Обобщение по теме "Природные зоны России"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Сформировать у учащихся представление об экологическом равновесии.
  • Обобщить знания учащихся по разделу "Природа России", Выявить знатока природы.
  • Совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения.
  • Развивать познавательную активность и речь учащихся.

Оборудование: Рисунки учащихся, тест каждому ученику, экологическая пирамида, карточки названия станций, маршрутные листы.

1. Организационный момент. Сообщение темы урока.

-Здравствуйте, юные исследователи!
Серьезные проблемы сегодня мы будем решать-
Наблюдать, анализировать, рассуждать.
На такой вопрос нам предстоит найти ответ:
"Экологическое равновесие- Это важно или нет?"

2. Проверка знаний.

-Но сначала отправимся туда,
Где солнце, воздух, теплая вода.

О какой природной зоне говорится в этих строчках?

(О Черноморском побережье Кавказа)

- На доске мы видим работы художников. (Краткое комментирование)

- Так видят эту удивительную зону наши товарищи.

- Богат и разнообразен мир растений и животных субтропиков. Так ли это на самом деле? Докажите это на примерах. (Выступление детей)

- А сейчас обменяйтесь листочками с памятками в парах, оцените памятку.

(Памятки)

Тест "Черноморское побережье Кавказа"

Черноморское побережье Кавказа расположено:

а. в арктической зоне страны;

б. в лесной зоне страны;

в. в субтропической зоне страны;

г. в степной зоне страны.

Субтропики России- это:

а. небольшая зона на побережье северных морей;

б. небольшая зона на побережье Черного моря;

в. обширная зона в центре страны.

На склонах гор в субтропиках часто встречаются следующие деревья:

а. бук, каштан;

б. ель, сосна;

в. ольха, липа.

На Черноморском побережье обитают:

а. пчелы, комары, мошки;

б. цикады, богомолы, олеандровые бражники;

в. шмели, кобылки, жуки-чернотелки

В Черном море у побережья обитают:.

а. киты, морские черепахи, тюлени;

б. медузы, крабы, морские коньки;

в. крокодилы, анаконды, котики.

В парках и на улицах городов Черноморского побережья выращивают:

а. кипарисы, пальмы, магнолии;

б. липы, джузгун, маки;

в. полынь, типчак, ель.

Черное море относится к морям:

а. Индийского

б. Атлантического

в. Северного Ледовитого океана

г. Тихого

8. В субтропической зоне:

а. умеренно жаркое лето и теплая зима;

б. жаркое лето и умеренно холодная зима;

в. умеренно теплое лето и холодная зима.

3. Работа над новой темой:

- Сегодня нам предстоит найти ответ на вопрос: Экологическое равновесие-это очень важно или нет?

На доске: "Экологическое равновесие"

- Давайте сначала выясним, что обозначают слова "экологическое" и "равновесие". От какого слова образовано слово "экологическое" (от слова "экология")

- А что такое экология? (Экология-это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.)

- Что изучает экология? (Экология изучает, как растения и животные связаны с воздухом, водой, землей, с другими растениями и животными, с человеком, как человек зависит от природы и как влияет на нее своими действиями.)

- Что же такое "равновесие" (это значит равное по весу. В словаре Ожегова написано, что это устойчивое соотношение между чем-нибудь)

- Рассмотрим это на примерах. По берегам одной реки рос лес. Река была полноводной, деревья росли крепкими, здоровыми. Почему это было так?

+ Река отдавала влагу деревьям, а деревья тоже давали реке воду.

- Как деревья давали реке воду?

+ Лес притягивает к себе дождевые облака. В тени деревьев растут ручейки.

- То есть происходит обмен: река питала растения, а растения- реку. И вот пришли люди и вырубили деревья. Что произойдет с рекой?

+ Не получая питания, река обмелеет и может совсем высохнуть.

- Это значит, что между ними нарушится связь или, говоря другими словами, нарушится экологическое равновесие. Посмотрите, как все просто и как все сложно.

- То же самое происходит и в пищевых связях между животными и растениями, между животными и животными. Давайте вспомним экологическую пирамиду.

- Чтобы прокормить себя, сове нужно множество мышей. Одной мышке- множество желудей. Сова- это кто? (хищник)

- Значит хищников должно быть меньше, чем растениядных животных. А растениядных животных- меньше, чем растений, которыми они питаются.

Что может произойти, если нарушить хотя бы одно звено этой цепочки?

+ Нарушится экологическое равновесие. Если уничтожить сову, разведется много мышей.

- А что произойдет, если сов будет очень много?

+ Они съедят всех мышей, а желуди все прорастут, превратятся в деревья, и им будет мало места для роста.

Дома подумайте и подготовьте пример нарушения человеком экологического равновесия.

4. Повторение пройденного материала.

Мы с вами изучили все природные зоны России. Давайте вспомним свои знания и наблюдения и выявим знатока природы.

Капитаны команд выбирают маршрутные листы для своей группы.

В игре пять станций: Географическая, Ботаническая, Зоологическая, Экологическая, Игровая.

Маршрутные листы:

1 группа- Географическая, Зоологическая, Ботаническая, Игровая, Экологическая.

2 группа- Зоологическая, Ботаническая, Игровая, Экологическая, Географическая

3 группа- Ботаническая, Игровая, Экологическая, Географическая, Зоологическая

4 группа- Игровая, Экологическая, Географическая, Зоологическая, Ботаническая

5 группа - Экологическая, Географическая, Зоологическая, Ботаническая, Игровая

За столом сидят 5 консультантов. На каждой станции каждый член группы получает карточку- задание, и работает самостоятельно.

Станция "Географическая"

- Найди и исправь ошибки в тексте. Наша страна омывается морями трех океанов: Тихим, Атлантическим, Черным. Каменным поясом России называют Кавказские горы. Самая длинная река России- Волга, а самое глубокое озеро - Онежское. На территории страны восемь природных зон. Самая северная- субтропики, самая большая- зона степей, холодная пустыня и жаркая тундра.

Станция "Зоологическая"

- Рассели животных по природным зонам, соединив стрелкой животное и зону обитания:

Кит  
Косуля Арктика
Северный олень  
Рысь Субтропики
Суслик  
Дельфин Тундра
Корсак  
Глухарь Степи
Ушастый еж Зона лесов
Тюлень Пустыни

 Станция "Ботаническая"

-Узнай растения по описанию.

    1. Это растение похоже на накипь или корочку, растет на скалах.
    2. У этого растения могучий ствол, огромная крона, красивые резные листовые пластинки, а плодами любят лакомиться кабаны, белки, мыши.
    3. Это травянистое растение с корнем "метелочкой", узкими листьями и мягкими волосками.
    4. У этого растения твердый каменный ствол, его корни уходят глубоко в землю, ветви корявые, перекрученные, листья в виде тонких веточек, похожи на вязальные спицы.

Станция "Игровая"

  1. Мною питаются рыбы и большие морские звери.
  2. Я- птица, откладываю яйца прямо на скалы.
  3. Хозяин Арктики.
  4. В гору бегом, с горы кувырком.
  5. Что за дерево стоит?
    Ветра нет- оно дрожит.
  6. Трав копытами касаясь,
    Ходит по лесу красавец,
    Ходит смело и легко,
    Рога раскинув широко.

Станция "Экологическая"

  1. ..лесов по берегам рек приводит к тому, что реки мелеют и высыхают.
  2. Сточные воды и мусор, попадающие в моря, приводят к их :.
  3. Неумеренное : приводит к тому, что в почве накапливается большое количество соли.
  4. От вездеходов и тракторов в тундре нарушается :.

Вместо точек подставить подходящее слово: (орошение, загрязнение, вырубка, поверхность почвы )

Пока наши консультанты будут подсчитывать баллы, которые вы набрали, вы читаете текст на с.141.

5. Подведение итога.

Группа победитель- по 4 человека.

Знаток природы-

Каждый ученик тоже получит оценку в зависимости от количества набранных баллов.

6. Домашнее задание.

с.17-19 в тетради.

- Закончить наш урок мне хочется стихотворением Б. Заходера "Про всех на свете":

Все-все на свете- на свете все нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны:.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых,
И даже без хищников злых и свирепых!
Нужны все на свете! Нужны все подряд-
Кто делает мед, и кто делает яд.
Плохие дела у кошки и мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да, если мы с кем то не дружны-
Мы все таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.