Тема урока "Складывание двузначных чисел"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Формирование умения выполнять складывание двузначных чисел;
  • Развитие навыков устного счёта, умения решать простые и составные задачи;
  • Способствовать развитию внимания, мышления, наблюдательности путём вовлечения детей в ролевую игру.

Оборудование:

  • магнитофон,
  • кассета с записью музыки,
  • карточки с изображением игрушек,
  • карточки-ценники,
  • таблицы с заданиями,
  • ребусы,
  • тренинговые карточки "Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через десяток"

Ход урока

I. Организационный момент.

- Ребята, улыбнитесь друг другу, сегодня у нас наш любимый урок-математика.

II. Чистописание.

- Я заметила, что у вас не всегда получается красиво писать цифру 6 и 9. Давайте вспомним, как пишется цифра 6;

-Ставим ручку на верхнюю треть правой клетки, пропишем бугорок влево, по прямой наклонной опускаемся вниз, пропишем "качалочку" и по"рельсам" поднимемся вверх до середины клетки, пропишем бугорок, соединим в овал. Нравится? А теперь вспомним, как пишется 9. Ставим ручку на верхнюю треть правой стороны клетки, прописываем бугорок влево. по короткой прямой опускаемся вниз до середины клетки. Прописываем "качалочку", поднимаемся по коротким "рельсам" вверх, замыкая овал, затем по наклонной прямой опускаемся вниз и прописываем "качалочку".. Постарайтесь написать так же старательно, аккуратно и красиво.

(дети пишут)

III. Устный счёт.

- Ребята, вы (сидящие в 1 ряду) откройте тренинговые тетради на странице 10 и начинаете решать примеры. А вы (сидящие во 2 и 3 ряду), будете писать диктант, а потом мы вместе проверим и оценим работу 1 ряда.

- Кто хочет к доске? (выходит 1 ученик)

1. Диктант:

- 18 увеличить на 6. Первое слагаемое 12, второе слагаемое 9, напишите сумму. К 13 прибавить 9. Напишите сумму чисел 34 и 8. Из самого большого двузначного числа вычесть самое большое однозначное число. Напишите все чётные числа, находящиеся между числами 73 и 79 ( на доске появляются числа 24, 31,22, 90, 72, 74, 76,78).

- Проверим. У него всё правильно. Какую оценку поставим? (дети отвечают)

2. Работа на тренинговых карточках.

(на странице 10).

- А теперь проверим работу 1 ряда (дети по желанию отвечают, а остальные их оценивают).

IV. Работа над темой урока.

- Молодцы, вы прекрасно поработали. Как вы думаете, а чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (дети отвечают)

- Откройте учебник на странице 98, прочитайте тему урока (дети читают). И так, чем же будем заниматься на уроке? (дети отвечают).

-Да, мы с вами будем учиться складывать двузначные числа с переходом через десяток. Посмотрите, пожалуйста, на этот рисунок (зад. №1). Как вы думаете, что здесь изображено? (дети отвечают) Верно, это числовое выражение, выполненное в виде рисунка. Что означают полоски? Кружочки? (полоски-десятки, кружочки-единицы) А какое это число? (Дети отвечают).

- Давайте, запишем числа и найдём значение выражения. Кто желает к доске?

(на доске появляются записи: 27+26=53, 18+25=42, 44+17=61, которые решают "по-цепочке" с комментированием 3 ученика)

- Найдите зад. №2. Обратите внимание на цветные полоски на первых примерах. Как вы думаете, почему автор учебника решил выделить эти примеры? Что он хотел нам этим сказать? (Дети отвечают).

- Верно, мы можем воспользоваться этими примерами при решении последующих примеров. Объясните мне, пожалуйста, как можно это сделать. (Дети отвечают:

7+5=12, 17+5=10+12=22 7+15=12+10=22 27+35=50+12=62
5+9+14, 15+9=10+14=24 5+29=34 45+9=40+14=54
5+6=11, 25+6=20+11=31 15+26=30+11=41 25+46=60+11=71
8+5=13, 18+5=10+13=23 8+35=13+30=43 28+45=60+13=73

 - Вы так хорошо поработали! Молодцы! За работу вам я дарю медаль (вывешиваю на доске изображение медали).

 Похлопайте себе! (Дети хлопают)

- Давайте немного отдохнём, выполним упражнения для глаз.

Физкультминутка для глаз "Рисуем глазами" кружочек" (выполняется под музыку)

(слева направо 4 раза и справа налево 4 раза), "День и ночь" по 4 раза, массаж глаз, по 4 раза в каждую сторону, "Ленивая восьмёрка")

IV. Ролевая игра "Магазин".

(На доске карточки с рисунками игрушек и с ценниками).

- А теперь поиграем. Вы - покупатели, Я - продавец. Условия игры таковы: вы должны выбрать 2 игрушки и назвать стоимость. Если вы назовёте правильный ответ, то игрушки ваши, а если ваш ответ будет ошибочным, то игрушки останутся у меня.

(ценники подобраны так, чтобы найти стоимость 2 игрушек нужно сложить числа с переходом через десяток: 28 руб, 17 руб, 19 руб, 14 руб и т.д.)

- Не расстраивайтесь, что не все успели поиграть - у меня игрушек много, поиграем завтра, на следующем уроке. Те ребята, которые ещё не отвечали или не побывали у доски, смогут сейчас выйти к доске и решить примеры из задания №4. (По желанию дети вызываются к доске и решают по одному примеры "столбиком" и с комментированием 78+12, 45+33, 24+46, 17+56, 35+56, 43+47).

 

V. Решение задач.

- Ребята, про хитрого человека говорят, "Хитрый, как :"? (Лиса!)

- А про неуклюжего? ( неуклюжий, как медведь).

- Верно, как медведь. Он считается в наших краях самым неуклюжим и неповоротливым. Как вы думаете, в других краях, где не живут медведи, с каким животным сравнивают неловких людей? Например, в Индии? ( Дети отвечают).

- В Индии их сравнивают со слонами, говорят "Неповоротливый, как слон". Мы с вами на уроке литературного чтения говорили о слове "лавка". Что означает это слово? (ларёк, скамейка). Верно. Что может натворить слон в маленькой лавке? ( Дети отвечают).

- Прочитайте, пожалуйста, задачу про такого слона на странице 97 под №5 а)

- Подумайте, как вам удобнее оформить задачу. Кто хочет к доске? (вызывается ребёнок). Миша пойдёт к доске решит задачу с комментированием. Как хочешь оформить задачу? (С краткой записью). Хорошо, работай. Кто хочет оформить задачу графически? Овалом? (рисунком) (вызываются ещё 2 учеников к доске, которые решают задачу самостоятельно, оформив задачу по-другому)

- Миша, рассказывай, что нужно найти, как найдёшь. (Ученик отвечает:

Разбились -15 т.

Уцелело - 18 т.

15+18=33(ч.) - хранилось

Ответ: 33 чашки

- Молодец, садись. Какую оценку заслужил Миша? (Дети отвечают).

- Проверим работу Артура и Дамира. Они тоже справились.

(Дети отвечают).

б)

- Прочитайте 2 задачу. Чем она похожа и чем отличается от 1 задачи? (Дети отвечают).

- Верно, это составная задача, так как нам неизвестно, сколько тарелок уцелело. А найти нам что надо? (Дети отвечают). Кто к доске?

- Маша хочет решить у доски, а вы решайте сами, самостоятельно. Можете оформить задачу так, как вам удобнее. Маша, ты как хочешь решить? Работай вслух. (На доске появляется запись:

27-18=9 (т) - уцелело.

27+9=36 (т) - было.

Ответ: 33 тарелки.

- Молодец, Маша. Как ты думаешь, какую оценку ты заслужила?

- Верно, 5.

 Физкультминутка (выполняется под музыку)

"Ленивая восьмёрка", "Вижу пальчик"

VI. Итог урока.

- Ребята, на этом наш урок завершается. Понравился ли вам урок? (Дети отвечают). Чем мы на уроке занимались? Чему научились? ( Дети отвечают).

- Дома вы выполните задание №6 на странице 97. Оно интересное, вам понравится.

VII. Дополнительный материал.

- Решите примеры: