Урок-обобщение по теме "Причастие" (7-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Цели урока:

  1. Диагностика усвоения темы «Причастие».
  2. Орфографический и синтаксический повтор.

Задачи:

  • Образовательная: закрепление навыков правильного написания причастий, расстановки знаков препинания при причастном обороте, общей орфографической и пунктуационной грамотности, закрепление умения отличать причастия от других частей речи, пополнение словарного запаса школьников.
  • Воспитательная: воспитание интереса к изучению родного языка, выработка личных качеств: организованности, самостоятельности, самоконтроля.
  • Развивающая: развитие у детей творческого воображения, пространственного мышления, внимания, памяти.

Оборудование: экран, компьютер, диапроектор, интерактивная доска, презентация.

Ход урока

1. Оргмомент.

Начнем урок с загадки. Слайд №1.

– О чем эта загадка? (О причастии.)

На протяжении многих уроков мы с вами говорили о причастии. Пришло время, когда мы должны обобщить пройденный нами материал.

Запишите число, тему урока: «Обобщение по теме: «Причастие». Слайд №2

– Сформулируйте цель нашего урока.

Итак, цель нашего урока повторить теоретические сведения по изученной теме, орфограммы в причастиях, пунктуацию при причастном обороте.

2. В орфоэпическом диктанте мы обратимся к правильному произношению причастий, которые написаны на доске. Прочитайте данные слова и правильно произнесите их. Работа у нас устная.

Слайд №3.

– Что означает слово сервированный? От какого глагола образовалось это причастие? (Сервировать.) Думаю, что эти причастия вы запомните и будете правильно произносить.

– И все же, почему эти слова мы называем причастиями? Что такое причастие? (Это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое?) Слайд №4.

3. Веришь или не веришь?

Это упражнение поможет узнать. Как дети усвоили теоретические сведения о причастии.

Задача учеников – определить, верное или ложное суждение содержится в вопросе, и доказать свою точку зрения.

– Верите ли вы, что причастие изменяемая часть речи?

– Верите ли вы, что причастия своим внешним видом похожи на прилагательные?

– Верите ли вы, что причастия не связаны с глаголом?

– Верите ли вы, что у причастия нет будущего времени?

– Верите ли вы, что у причастий не может быть краткой формы?

– Верите ли вы, что у причастия нет зависимых слов?

– Верите ли вы, что правописание суффиксов причастий не зависит от спряжения глагола?

– Верите ли вы, что причастие в предложении выполняет роль определения?

– Верите ли вы, что причастия с НЕ всегда пишутся раздельно?

– Верите ли вы, что знаете, что такое причастие и сможете его определить в любом тексте?

4. Следующий вид – работа с текстом. На интерактивной доске записаны предложения. В каком порядке должны следовать причастия, чтобы получился текст. (Проговорить устно.)

Слайд №6.

- Запишите текст в тетради.

– Какова тема текста?

– Определите тип речи? (Описание.)

– Синтаксический разбор второго предложения.

– Выделите графически причастные обороты в предложениях.

– В каком предложении нужен знак препинания?

– Начертите схемы причастных оборотов.

– Похвалите себя и оцените свой труд.
 
5. Хлопнуть в ладоши.

Нужно хлопнуть в ладоши тогда, когда прозвучит словосочетание с причастием.

Свежий ветер, непримятая трава, заколдованный лес, утреннее солнце, веселые крики, великолепный день, приглушенные звуки, невыученное стихотворение, прозрачные кружева, мертвая тишина, спящий лес., заснеженные кусты, тающие сосульки, рыхлые сугробы, бегущие ручейки.

- А теперь оцените себя.

6. Работа с перфопапкой.

Задание: записать только суффиксы причастий, правильно выбрав гласную.

1) скачущий, 2) видимый, 3) чертящий, 4) стелющий, 5) подгоняемый, 6) лечащий, 7) клеящий, 8) освещаемый, 9) сеющий, 10) пишущий, 11) колющийся, 12) слышимый.

-ущ-

 

 

-им-

 

 

-ящ-

-ющ-

 

 

-ем-

 

 

-ащ-

-ящ-

 

 

-ем-

 

 

-ющ-

-ущ-

 

 

-ющ-

 

 

-им-

Взаимопроверка. (Учащиеся меняются перфопапками, проверяют).

Слайд №7.

7. А теперь – ОРФОГРАФИЯ ПРИЧАСТИЯ.

СЛЕПАЯ СХЕМА

Определите, какое правило зашифровано в схеме. Расскажите правило.

Слайд №8.

- Запишите предложения, раскрывая скобки.

8. ИГРА «УГАДАЙ ПРИЧАСТИЕ»

  1. Корень у этого слова такой же, как у слова выстилать.
  2. Приставка – как у слова улетевший.
  3. Суффиксов два: как у глагола награждать и как у слова бывший.
  4. Это причастие стоит в форме ед. числа, родит. Падежа, женского рода. (устилавшей).

Проверьте. Слайд №9.

9. Подведем итоги урока, создавая рассказ на лингвистическую тему.

ПРИЧАСТИЕ

Причастие – это ............................... форма ......................................., которая совмещает в себе признаки ..................... (время, вид) и признаки ............................ (изменяется по родам, числам и падежам).

Причастия образуются от .............................. с помощью специальных суффиксов: .................................................................. .

Причастия в предложении обычно бывают ................................................... и отвечают на вопросы: ................................................................................................

При них часто находятся зависимые слова и образуют ..................................................................., который может находиться как перед определяемым..........................., так и после него.

Если причастный оборот стоит перед.................................., то он .............................................. запятой, если же он стоит после ....................................... слова, то он всегда выделяется запятыми.

Причастия могут быть страдательными и ..........................................................

Действительные причастия имеют полную и .......................................формы.

Краткие причастия в предложении всегда выступают в роли.............................. и с НЕ пишутся РАЗДЕЛЬНО. В суффиксах кратких причастий пишется .......... буква Н.

Слайд №10.

10. Домашнее задание.

Упр. 156. Слайд №11.

11. Выставление оценок по оценочным листам.

(Приложение №1)

Слайд №12.