Развитие и коррекция эмоциональной сферы дошкольника средствами кукольного театра

Разделы: Работа с дошкольниками


Речевое общение и развитие речи тесно связаны с эмоциями и чувствами. Они определяются эмоциональной чувствительностью ребенка к воздействиям взрослого (тону общения, тембру, просодике высказываний). Эмоции, которые испытывает малыш, легко прочитать на его лице, в позе, в жестах, во всем его поведении.

Поведение ребенка, уровень развития его эмоциональной сферы являются важными показателями для понимания внутреннего мира дошкольника и свидетельствуют о его психологическом состоянии, о благополучии и возможных перспективах развития. Поэтому взрослые (педагоги и родители) должны стремиться к установлению тесного эмоционального контакта с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки являются важнейшим источником для формирования чувств дошкольника: радости, нежности, гнева и других переживаний.

В театре кукол “Веселый каламбур” провожу систему занятий по развитию и коррекции эмоциональной сферы у детей, основная цель которых – ввести ребенка в мир человеческих эмоций, помочь прожить определенные эмоциональные состояния, объяснить, что они обозначают, и дать им словесное и наглядное наименование.

Куклы разных систем помогают детям в коррекции и профилактике эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребенка, нарушению у него социальных контактов. Ребенок в театре кукол имеет возможность спрятаться за ширму, с помощью куклы выразить свое настроение, свое желание, выплеснуть свои негативные эмоции, поделиться с куклой своей радостью.

Умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями его чувств и переживаний. Маленькие дети часто находятся в плену эмоций, поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности, к осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Поэтому в работе, направленной на развитие и коррекцию эмоциональной сферы детей использую театрализованные игры и театральные (кукольные, драматические) постановки. Считаю, что не менее важно сделать речь детей эмоциональной, образной, красивой. И этому, как ничто другое, способствует работа над постановкой сказок. Драматизация сказки помогает и развитию просодической стороны речи. Здесь детей учу общаться с куклами, с партнером, учу строить диалог, играть по правилам, быть более внимательными к партнеру по игре, к родителям и к себе.

Ежедневно, ежеминутно мы взрослые должны выражать свое отношение к происходящему, вместе с детьми огорчаться и удивляться, сопереживать, радоваться.

Основными средствами воздействия на эмоциональную сферу дошкольника, которые использую в театре кукол, являются:

  • “картинки-кричалки”;
  • фото и пиктограммы с изображением различных настроений;
  • театральные куклы разных систем;
  • сюжетные картинки;
  • разноцветные перчатки с изображением на них эмоций;
  • “звучащие яблоки”;
  • “куб эмоций”.

Для успешного достижения поставленных целей способствую развитию самопознания ребенка, помогаю ему понять свои характерные особенности и предпочтения, развиваю навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе. С помощью таких занятий у ребенка вырабатываются положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения, происходит корректировка отрицательных черт его характера и поведения. В ходе этой работы ребенок проживает определенное эмоциональное состояние, может описать и объяснить его, а самое главное – в процессе игрового общения у него развиваются творческие способности и воображение.

На занятиях дети становятся персонажами игр, исполнителями ролей и, что очень важно, благодарными зрителями; они не только получают удовольствие от познания окружающего мира, но при этом учатся управлять собой. Участие детей в игре должно быть добровольным. Каждое упражнение активизирует фантазию (мысли и воображение), чувства (эмоции и переживания) и движения ребенка.

Основной задачей, которую решают дети в процессе театрализованной игры, является развитие образных представлений, познавательной и эмоциональной активности, а не механическое заучивание и воспроизведение текста. В таких играх создаю условия для раскрытия исполнительских и оценочных способностей детей, даю установку на успех.

При выполнении заданий каждый ребенок может проявить себя. Начинаю с простых театральных этюдов: “Вот я какой!”, “Это Я!”. Затем перехожу к этюдам: “Встреча с другом”, “Изобрази своего друга”. Постепенно осуществляю переход к массовым этюдам: “Возьми и передай” и другие. Все эти задания знакомят с элементами выразительных пантомимических движений.

Включаю в занятия и коммуникативные игры (“Путешествие на остров”, “Снежный ком” и т.д.), в ходе которых у детей формируется способность увидеть достоинства в других людях.

Использую игры, направленные на развитие воображения (“Угадай, что я делаю?”, “Одно и то же по-разному”, “Превращение предмета”). В ходе них у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, ребята начинают лучше понимать себя и других людей, у них чаще возникает эмпатия по отношению к окружающим.

Процесс проведения занятий предполагает вариативность. Задания можно менять местами, дополнять, повторять, усложнять или упрощать. Главное, чтобы они были разнообразными и доступными детям по содержанию. Таким образом, в ходе работы использую различные виды деятельности: телесно-ориентированные игры, игротерапия, оптимизация двигательной активности, сказкотерапия, куклотерапия, психогимнастика, совместная деятельность, дефиле-педагогика.

Так как мир ребенка – это мир действия и деятельности, театр кукол дает возможность войти в это мир. С подобранными соответствующими куклами разной системы (верховые куклы, планшетные куклы с “живой рукой”, “би-ба-бо”, марионетки,...), играми и упражнениями, мы облегчим ребенку выражение чувств и поможем в формировании эмоциональной сферы.

Литература

  1. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. – М., 2004.
  2. Ковалец И.В. Азбука эмоций. – М., 2004.