Психологическое здоровье учителя — важная составляющая всего учебно-воспитательного процесса

Разделы: Администрирование школы


В школе хороший учитель проводит большую часть жизни, зачастую забывая о себе и своих проблемах. Насколько комфортно он чувствует себя здесь? Находится ли в гармонии с миром и с самим собой? Что нужно изменить, чтобы это было так? Вот вопросы, которые необходимо решать, поэтому задачей первостепенной важности я полагаю создание у учителей мотивации к личностному творческому самосовершенствованию – духовному, профессиональному, физическому.

О проблеме здоровья учителей говорят очень мало. Для учащихся придумали и здоровьесберегающие программы, и «школы здоровья»… А про здоровье учителей до недавнего времени вообще мало кто заботился… Ну а как же ежегодная обязательная диспансеризация? – скажете вы. Диспансеризация призвана выявлять, а не лечить. Да и времени у учителя на полноценное лечение практически нет. Следовательно, необходимо уделять больше времени учительскому здоровью, особенно его психологической составляющей.

Чтобы приступить к решению поставленных задач, необходимо было изучить особенности и потребности каждого из учителей нашей школы, мотивацию к педагогической деятельности, удовлетворенность или неудовлетворенность работой в коллективе. Для этого было использовано ряд методов: анкетирование, тестирование, беседы, наблюдение и т.д. В результате появилась возможность составить социально-психологический портрет педагогического коллектива ОУ, что помогло выработать индивидуально-личностный подход к каждому учителю, а коллегам – убедиться в том, что ими всерьез интересуются, их проблемы небезразличны администрации образовательного учреждения. Кроме того, педагогические работники в ходе тестирования узнали о себе больше, и некоторые моменты стали для них своего рода открытием.

На следующем этапе были определены приоритетные направления работы с целью повышения эмоционального комфорта сотрудников ОУ и степени их удовлетворенности трудом в коллективе.

Одним из главных условий создания благоприятного климата в ОУ по праву считается сохранение личного достоинства педагога. Только уважение к личности, только поддержка и взаимопомощь, только доброжелательность и терпимость способствуют развитию самоуважения и самоприятия.

Для полноценного развития каждого учителя, повышения его заинтересованности в качественном труде, творческой самореализации необходима психологическая поддержка педагогической деятельности. Наш опыт работы показывает: наиболее эффективными методами повышения профессионального статуса являются делегирование полномочий, поддержка ярких лидеров и нестандартных решений, создание творческих и инициативных групп, взаимопосещения и взаимопросмотры, «Недели педагогического мастерства», свобода выбора демонстрации своего опыта. Эти формы работы делают управление педагогическим процессом более демократичным, а участие педагогов в управленческой деятельности позволяет снять психологическое напряжение, способствует их самосознанию и личностному росту.

В комплексе мероприятий, позволяющих научиться адекватно воспринимать себя и окружающих людей, ведущими являются социально-психологические тренинги, на которых в игровой форме решаются проблемы социализации, адаптации к обстоятельствам жизни, нейтрализации стресса.

К эффективным групповым формам работы с педагогами относятся и «деловые игры», повышающие уровень профессионального мастерства, поддерживающие положительный микроклимат.

Снижению эмоционального напряжения способствуют и приемы арттерапии: рисование, музыка, которые создают атмосферу заботы и поддержки, способствуют сплоченности участников арттерапевтического процесса, возникновению позитивных изменений в их эмоциональном и индивидуально-личностном развитии.

Большое значение придается индивидуальной работе с педагогами по их запросам и результатам анкетирования. Так, нами разработана серия консультаций и рекомендаций по разным проблемам: «Профилактика утомления», «Приемы мышечной релаксации», «Правила педагогической гигиены», «Саморегуляция эмоциональных состояний» и др.

Проведенная работа дала положительные результаты. У педагогов появилось чувство удовлетворенности трудом в коллективе, повысилась работоспособность и инициативность, появился творческий подход к педагогическому процессу. Следовательно, администрация любого образовательного учреждения должна учесть необходимость создания и поддержания благоприятного психологического климата посредством сохранения психологического здоровья учителей.