Читающий есть знающий

Разделы: Внеклассная работа


Актуальность проекта

Никогда и никто столько знаний не даст человеку о жизни, о мире, как художественная книга, созданная гением. Ни одно самое современное средство массовой информации не сравнится с нею. Книга универсальна и в этом смысле – незаменима.

Приобщить каждого школьника к чтению, сделать это чтение повседневной потребностью – задача не просто педагогическая, а остросоциальная.

2007 год был объявлен ЮНЕСКО годом чтения. Во всем мире взрослые озабочены тем, что дети читают все меньше и меньше. После уроков школьники предпочитают чтению игры, компьютер и телевизор. Телевидение дает нам готовый зрительный образ, который действует на чувства, а чтение заставляет думать, развивает мышление. Рождение читателя пытливого и зоркого открывает путь к образованию через самообразование.

По проведенным исследованиям выяснилось, что учащиеся 5-8-х классов читают художественные произведения только по программе. Причем, читают 5-7 человек из класса, о чем свидетельствует анализ анкет и читательских формуляров. Учащиеся 5-6-х классов читают в основном сказки, комиксы. Ребята постарше любят приключенческую литературу.

Воспитание читателя – процесс не только единый, но в основе неразрывный: нельзя увлечь книгой, если она не формирует духовной красоты.

Цель проекта: Воспитание активного читателя, думающего и любящего книгу.

Задачи проекта:

  • Через внеурочную деятельность (кружок) приобщить учащихся 5-8-х классов к чтению.
  • Приобщение ребят к искусству слова, развитие творческих способностей.
  • Развитие читательского кругозора.
  • Формирование коммуникативных способностей: умение общаться, высказывать свою точку зрения.
  • Формирование навыков самостоятельной исследовательской и коллективной деятельности учащихся.
  • Создание литературной гостиной.

На какие этапы делится проект? Что будет сделано? Кто будет участвовать в каждом из этапов?

Этап

Действия

Результат

Участники

Подготовительный

Формирование групп заинтересованных учащихся, привлечение к работе родителей

Создание литературной гостиной. Постановка целей, задач проекта.

Ученики 9-го класса и руководитель проекта

Основной

Одной из основных задач этого этапа будет изучение читательского интереса, приобщение к чтению, создание творческой мастерской, литературной гостиной. Для этого будет проведена анкета по вопросам для учащихся 5-8-х классов всей школы: Для чего читают и почему не читают? Нужна или нет современному школьнику книга? По какому принципу выбирают книгу? Какие книги вам больше всего нравятся? Перед проведением литературных вечеров, показов спектаклей будут даваться красочные объявления, раздаваться другим ученикам и их родителям информационные буклеты. После проведения мероприятий ученики напишут заметки в школьную, районную газеты.

Проведение литературных вечеров, спектаклей, праздников, выпусков литературных газет, посвященных писателям и поэтам. Представление презентаций. В литературной гостиной будут проходить встречи с местными поэтами, читательские конференции, диспуты по прочитанным книгам, литературные конкурсы, викторины, турниры. Будет проведена игра «Умники и умницы». Конкурсы на лучшего чтеца, лучшее сочинение, лучшую рецензию. Будут представляться литературные новинки. Предполагается тесное сотрудничество с поселковой библиотекой.

Ученики 9-го класса, родители, руководитель проекта, другие школьники.

Заключительный

Проведение заключительного праздника «Читающий есть знающий»

Литературный бал, инсценирование, выставка рисунков, посвященная любимым произведениям.

Все участники проекта

 

Сроки проведения

Деятельность учащихся

Деятельность руководителя проекта

Сентябрь

Знакомство с предлагаемым проектом

Создание рабочих групп. Распределение обязанностей Обсуждение плана работы, продумывание путей исследования: анкетирования, опросы. Цели и задачи творческой мастерской.

Познакомить учащихся с планом проекта, целями. Мотивировать на проектную деятельность. Задать направление поиска, оказать помощь в составлении вопросов по анкетированию. Рекомендовать источники информации.

Октябрь

Обработка собранных сведений. Оформление результатов исследования. Представление презентаций: «Моя домашняя библиотека», «Любимый писатель», «Любимая книга». Готовят ученики 7классов. Объявление конкурса «Самый читающий класс!» и «Самый читающий ученик!» Разработка положения о конкурсах.

Проводит консультации по созданию презентаций, обработке собранных сведений. Помощь в разработке положения о конкурсах «Самый читающий класс!», «Самый читающий ученик!».

Ноябрь

Создание литературной гостиной. Литературный вечер, посвященный 55-летию со дня рождения русского писателя и поэта Льва Григорьевича Яковлева. Выставка книг, рисунки к произведениям, викторина по произведениям писателя. Выпуск газеты.

Помощь в разработке сценария вечера, в изготовлении приглашений для родителей, школьников, учителей.

Декабрь

Работа в творческой мастерской - подготовка к первому заседанию литературной гостиной - игра «Умники и умницы» (составление вопросов, выбор тематики). Изготовление красочного объявления о проведение интеллектуальной игры «Умники и умницы» -учащиеся 8классов. Театрализованное представление для учащихся 4-5-х классов по пьесе С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» Изготовление информационных буклетов о спектакле.

Помощь в подготовке инсценировки, оформлении помещения для литературной гостиной. Корректировка вопросов для игры.

Январь

Проведение конкурса среди учащихся 5классов «Мама, папа и я - читающая семья». Работа в творческой мастерской - разработка сценария и проведение конкурса по теме «Сказка ложь, да в ней намек…» (сказки А.С.Пушкина)

Направляющая деятельность руководителя кружка, помощь членов родительского комитета.

Февраль

Литературный диспут «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести» по произведениям В.П.Астафьева. В.П.Астафьев – наш сибирский писатель. Для учащихся 8-9-х классов. Творческая мастерская-подбор произведений писателя на основании исследований для обсуждения. Заседание литературной гостиной - (второе) – тема « И пробуждается поэзия во мне».

Приглашаются поэты поселка и района. Чтение учащимися собственных стихотворений.

Помощь в составлении вопросов диспута, в организации заседания литературной гостиной.

Март

Проведение конференции «Неделя детской и юношеской книги» по теме «Книга - ваш друг и учитель». Презентация читательского формуляра «Лучший читатель». Работа в творческой мастерской: красочные объявления, оформление зала, подготовка стенда о новинках литературы, выставка рисунков учащихся, творческих работ. Проведение литературной гостиной (третье заседание)- чтение лучших сочинений, рецензий на прочитанную книгу.

Помощь в подготовке презентаций. Координирует работу с библиотекарем школы и поселка. Анализирует творческие работы учащихся, оказывает помощь выступающим.

Апрель

Спектакль по сказке Л.Филатова « Про Федота-стрельца, удалого молодца».-8-9-е классы. Виртуальное путешествие «Идем в музей писателя!» - 6-7-е классы.

 

Май

Проведение литературного праздника «Читающий есть знающий!» Работа будет распределена по секциям.

1 - Секция литературоведов. Тема «Мой любимый литературный герой»

2 - Секция книголюбов (7-е классы). Тема «Мой читательский выбор»

3 - Секция творческая:

  • конкурс чтецов (учащиеся 6классов)
  • бал литературных героев (учащиеся 5-х классов).

Необходимо быть в костюме героя, инсценировка, чтение монологов из произведений, выбранных учениками. На празднике будут подведены итоги конкурсов « Самый читающий класс!» и «Самый читающий ученик!»

 

Примечание: вовсе не обязательно строгое разграничение учащихся по классам. Всё на усмотрение руководителя проекта и команды проекта.

Дальнейшее развитие проекта.

После завершения проекта предполагается продолжить начатую работу, только в другом направлении: домашнее чтение. Когда-то это была славная традиция. Вся семья вместе несколько вечеров читала одну книгу. Читали, передавая книгу друг другу, делясь впечатлениями, сопереживая героям. Подбирали книги для души, а не для того, чтобы занимали место в стенках, шкафах и, по принципу, у кого больше. Как же выбрать время, чтобы несколько вечеров подряд все члены семьи могли сразу собраться за чтением? Конечно, раньше не было телевизора. По рассказам детей, папы после работы основное время проводят у телевизора, но разве можно сравнить телевизор с книгой? Всегда находится время посидеть у телевизора, надо найти время и для чтения книг. Книги являются истинными друзьями человечества.

Каждое мыслящее существо обязано иметь эти благородные ценности. По словам В.Непомнящего «… русская литература- это противоядие пошлости и нравственному уродству». Мы отлично знаем, что истинная книга не может быть прочитана лишь однажды. Как магические знаки, истина и красота книги впитываются постепенно. Мы не знаем ни дня, ни часа, когда бы мы не нуждались в завете знания. Поэтому надо читать, чтобы быть знающим, образованным. Князю Ярославу Мудрому приписывают слова о книгах: «Книги суть реки, напояющие всю Вселенную».

Сегодня можно услышать, что школа не научила читать, не привила любовь к чтению. Обидно слышать такие слова. В какой семье в настоящее время читают по вечерам? Хочется надеяться, что такие семьи есть. Почему одни дети любят читать, а другие нет? Одной школе сегодня не справиться с этой проблемой. Сейчас и бабушки стали другими. Кто из них сегодня рассказывает своим внучатам сказки на ночь, поет колыбельные песни? У родителей после трудовых забот и хлопот тоже нет желания и времени приобщать своих чад к чтению, поэтому, сегодня необходимо создавать такие проекты, которые бы возродили семейное чтение. Всегда есть семьи, на которые можно положиться. И если в классе будет несколько семей, поддерживающих такой проект, то это уже здорово.