Фронтальное логопедическое занятие подготовительной группе детского сада

Разделы: Логопедия


Коррекционно-развивающие задачи:

Уточнение и закрепление знаний о звуках и буквах, развитие фонематического слуха, совершенствование лексико-грамматических категорий, совершенствование связных высказываний, развитие зрительного восприятия, внимания, повышение мотивации к учёбе в школе, воспитание чувства взаимопомощи, дружбы.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Доброе утро! Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения. (Дети делают вдох и выдох три раза). А теперь пожелайте доброго утра друг другу и гостям!

2. Введение в тему.

Сегодня на занятии мы с вами попадём в сказку. Попробуйте узнать эту сказку. (Звучит песня черепахи Тортилы). Кто догадался, какая эта сказка? Приключения Буратино. А написал её А. Толстой. Про кого она? (Про Буратино) Буратино очень хотел попасть в школу. Он был весёлый озорник и плутишка. Вместо школы он попал в кукольный театр. Буратино обязательно должен добраться в школу. А для этого ему необходимо выполнить задания, которые приготовили герои этой сказки. Больше всего на свете он любил страшные истории и опасные приключения. Сегодня они его подстерегают. Ребята помогите Буратино правильно выполнить задания и попасть в школу.

3. Сообщение цели.

Ну а раз Буратино отправляется в школу, то и задания будут о школе.

Итак, отправляемся в сказку. Старый шарманщик Карло вырезал из полена деревянную куклу. У Буратино появилась голова, нос, глаза, рот. Но он совсем не мог им пользоваться. Покажем ему зарядку для язычка. Поможем Буратино заговорить.

4. Артикуляционная гимнастика: Буратино хочет научиться правильно проговаривать все звуки. Вы покажите ему как нужно чётко их произносить в словах и предложениях. Он будет учиться у вас.

Дети выполняют упражнения: “Улыбка”, “Чашечка”, “Лопатка”, “Парус”, “Горка”.

5. Первое задание приготовил папа Карло. Он подарил ему чудесную книгу. Как она называлась? АЗБУКА (показ азбуки).

У вас на столах лежат буквы, поднимите и покажите Буратино гласные. Почему они гласные?

Покажите согласные. Почему они согласные?

Выйдите к доске те дети, у которых есть буквы из слова АЗБУКА. Составьте слово. Расскажите о них Буратино.

Сколько слогов в этом слове.

Давайте покажем Буратино, как составлять схему слова азбука.

Молодцы! Познакомили Буратино с Азбукой. Справились с первым трудным заданием.

6. Второе задание: Давайте посмотрим, кто ещё к нам пришёл.

Это злой хозяин кукольного театра - Карабас Барабас. Он хочет наказать Буратино, если тот не откроет ему страшную тайну и не ответит на его вопросы. Давайте спасать Буратино. Отвечать на вопросы нужно полным ответом.

- Ходил ли Буратино в детский сад? Что вы ребята, делаете в садике?

Лексико-грамматическая игра и упражнение “В школе”.

В детском саду вы много играли, рисовали, лепили. Скоро вы пойдете в школу. Чему вы там научитесь?

В школе я научусь писать (читать, считать, думать, рассказывать, трудиться, бегать, прыгать, решать, помогать, говорить по-английски и т.д.).

- Для чего надо учиться?

(Надо много учиться, чтобы овладеть любимой профессией. Поэтому все дети поступают в школу. В школе трудно, но интересно. Дети много узнают о том, что нас окружает)

Молодцы! Увидел Карабас Барабас, что мы знаем всё о школе и сразу отпустил Буратино. Да ещё и дал 5 золотых монет в придачу.

7. Физкультминутка-логоритмика.

Речевая подвижная игра “В школу мы с тобой пойдем”. Импровизация движений в такт стихотворению.

В школу мы с тобой пойдем,
И портфель с собой возьмем,
В школе будем мы читать,
В школе будем мы писать,
Физкультурой заниматься,
И трудиться, и стараться.

8. Третье задание.

На пути Буратино в школу встретились хитрецы и обманщики лиса Алиса и кот Базилио.

Говорит Лиса коту: - Давай зададим Буратино закончить предложения про садик и про школу. Раз он там не был, то и ответа не знает. А сами заберём его деньги.

- Давай! - согласился кот.

“Предложение договори и его ты повтори”. (Образование сравнительной степени прилагательных от наречий. Развитие связной речи)

Дети должны сначала закончить предложение, а затем повторить его полностью.

В детском саду хорошо, а в школе... лучше. В детском саду интересно, а в школе... интереснее. В детском саду весело, а в школе... веселее. В детском саду приятно, а в школе... приятнее. В детском саду просторно, а в школе... просторнее. В детском  саду замечательно, а в школе... замечательнее. В детском саду прекрасно, а в школе... прекраснее.

Молодцы!

9. Четвёртое задание.

Встретился Буратино с девочкой с голубыми глазами. Как её звали?

(Мальвина)

Мальвина очень любила учиться, и была примерной ученицей.

Она достала из чулана буквы для Буратино. Но чулан был старый и буквы в нем промокли. Их стало плохо видно. Давайте прочтем их. Составление слова ПАРТА.

Молодцы!

Вставьте слоги, которые потерялись в словах: школь…, руч…, порт…, линей…, тет…, друж… .

10. Пятое задание.

Буратино был хорошим другом. Он встретил своего друга Пьеро, который был грустным и испуганным.

За ним гнался Карабас Барабас. Он очень любил Мальвину и не мог найти дорогу к её домику. Буратино помог другу и привёл его к Мальвине, а вместе с тем спас его от погони Карабаса Барабаса. Пьеро так обрадовался, что захотел поиграть с Буратино. Они определили первые звуки в своих именах (Буратино и Пьеро - [Б] и [П]) и стали играть. Поиграем с ними.

Развитее фонематического слуха.

Потянись вверх, если услышишь звук [Б]. Присядь, если услышишь звук [П].

Слова: Учёба, пишу, учебник, писатель, азбука, первоклассник.

Молодцы!

11. Задание шестое. Однажды с Буратино случилась такая история. Он упал в пруд, в котором он встретил старую, добрую черепаху Тортилу.

Буратино ей очень понравился своим весёлым озорным характером. Её захотелось тоже стать молодой. Она так была добра к Буратино, что подарила ему не только золотой ключик, но и доброе задание “Назови ласково”:

(Грамматический строй речи. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами)

Парта – парточка,

рюкзак – рюкзачок,

тетрадь – тетрадочка,

книга – книжечка,

ручка – ручечка,

альбом – альбомчик,

карандаш – карандашик,

пенал – пенальчик,

мел – мелок,

класс – классик,

дневник – дневничок,

зал – залик,

перемена – переменка,

звонок – звоночек,

кисть – кисточка,

линейка – линеечка,

подставка – подставочка.

Черепахе захотелось поиграть в мяч, и она предложила такую игру.

(Образование существительных множественного числа в родительном падеже) “Один – много”

Школа – школ, школьник – школьников, школьница – школьниц, парта – парт, портфель – портфелей, ранец – ранцев, рюкзак – рюкзаков, тетрадь – тетрадей, книга – книг, ручка – ручек, карандаш – карандашей, пенал – пеналов, учебник – учебников, альбом – альбомов, краска – красок, доска – досок, мел – мела, учитель – учителей, класс – классов, дежурный – дежурных, дневник – дневников, отличник – отличников, урок – уроков, задание – заданий, кисточка – кисточек, перемена – перемен, звонок – звонков.

Молодцы!

12. Седьмое задание.

Так держа в руках золотой ключик Буратино добрался до заветной дверцы, за которой его ждало последнее задание. Подскажем Буратино, что положить в портфель.

“Что положишь в портфель?” Согласование числительных с существительными.

Взрослый показывает детям предмет и цифру (от 2 до 5) и спрашивает: “Что вы положите в портфель?” Дети отвечают: “Я положу в портфель две тетради (5 тетрадей, 2 карандаша, 5 карандашей, 3 ручки, 5 ручек, 4 учебника, 5 учебников, 2 линейки, 5 линеек и т.д.)”.

13. Итог: Вот и добрался Буратино до школы. Спасибо вам за помощь. Вы настоящие друзья. Надеюсь, что и друг другу вы тоже будете всегда помогать.

14. Рефлексия: У вас на столах лежат ключики. Кому было интересно помогать Буратино поднимите желтый ключ. Кому не интересно, сиреневый.

15. Сюрпризный момент: Буратино тоже приготовил для вас подарок. В школе нужно беречь учебники. Вам понадобится закладка. Буратино дарит детям закладки.

Приложение