Коррекционно-развивающая работа в процессе обучения музыке незрячих детей в условиях школы-интерната III вида

Разделы: Музыка, Администрирование школы, Внеклассная работа


Коррекционно-развивающая работа – это деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах. Под коррекционно-развивающей работой подразумевается система специальных мероприятий – занятий, направленных на активизацию процессов компенсации, преодоление или устранение недостатков познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основное место в процессе обучения музыке незрячих детей занимает созданная при школе-интернате III вида № 33 г. Новочеркасска Ростовской области музыкальная студия по классам баяна и фортепиано, работающая по 7-летней программе обучения, и программам, разработанным нашими преподавателями музыки. Программы имеют внешних рецензентов и гриф «Допущено» (приказ № 205 от 16.09.2005 г по Министерству общего и профессионального образования Ростовской области). Педагоги музыкальной студии имеют опыт работы с детьми-инвалидами по зрению и владеют нотной системой Брайля. Цель обучения в студии – развитие навыков игры на музыкальных инструментах, вооружение обучающихся знаниями в области музыкально-теоретических дисциплин. Обучение осуществляется индивидуально с учетом музыкальных данных, возрастных особенностей и состояния здоровья детей с перспективой поступления выпускников в единственный в России Курский музыкальный колледж-интернат слепых. Учитывая, что учащиеся, воспитанники школы-интерната – инвалиды по зрению одновременно с обучением игре на музыкальных инструментах в музыкальной студии решаются и коррекционные задачи:

  • обучение ориентировке в пространстве;
  • развитие музыкального слуха, слухового внимания;
  • развитие гармонического и тембрового слуха;
  • развитие чувства ритма, музыкальной памяти, музыкальных представлений, музыкальной техники игры;
  • выработка свободной посадки с инструментом;
  • развитие мимики и пантомимики;
  • освоение рациональных движений, умений правильного звукоизвлечения, выразительного исполнения произведений;
  • выработка дыхательных навыков;
  • развитие слухового самоконтроля, качества звучания, ловкости движения пальцев, координации рук во время игры на инструментах;
  • развитие навыков целостного восприятия и исполнения мелодии;
  • определение коммуникационных точек и др.

Для реализации поставленных целей и задач мы опираемся на психологическую концепцию о соотношении обучения и развития, изложенную в работах Л.С. Выготского, А.Г. Литвака [1, 7], на методический опыт ведущих тифлопедагогов Л.И. Моргайлик, Н.С. Костючек, В.А.Феоктистовой, В.П. Ермакова, Г.А Якунина [4-6], итоги исследований вопросов методики музыкального воспитания детей В. Бельмера, Ф. Бомаш, Е. Марковой, Ж. Агаджановой, Э. Лепик, В. Горбачёвской, В. Першина [2, 3, 8].

На занятиях музыкальной студии создаются условия для реализации личностных возможностей воспитанников на основе глубокого изучения их возрастных и психолого-физиологических особенностей. Осуществляется оптимальный отбор приемов, методов, средств и форм обучения и воспитания.


Рисунок 1


Рисунок 2

В работе педагогов дополнительного образования применяются эффективные педагогические технологии:

  • педагогического общения,
  • создания психологического климата,
  • создания ситуации успеха,
  • развития коммуникативных способностей.

Для незрячих детей важным является умение быть в контакте.   

Начиная с первых уроков, мы учимся разговаривать при помощи музыки разными способами:

  • обучающийся слушает игру педагога и рассказывает славами о том, что услышал (важно точно подбирать слова);
  • обучающийся слушает игру педагога и старается показать движениями рук в воздухе какая музыка (громкая - тихая, плавная порывистая, быстрая - медленная). Педагог обращает внимание, чтобы в соответствии с характерам музыки выразительным был корпус, мимика лица (это для незрячего ребенка трудно);
  • звучит музыка, обучающийся, сидя за столом, плавной дугой в воздухе руками «обрисовывает» музыкальную фразу. Необходимо хорошо рассчитать движение, чтобы точно в конце фразы руки снова коснулись стола. Лучше для этого задания выбирать музыку с явным движением мелодии вверх и вниз, сочетая с аналогичным движением рук;                                      
  • знакомство с интонацией в музыке происходит через сравнение с интонацией человеческий речи. Как только ребенок научился играть двух-трех ступенные мелодии, ему предлагается «поговорить ими (сердито, ласково, гpycтно, весело). Хорошо это делать в диалоге с педагогом;
  • с первых же уроков ребенок слушает такой часто встречающийся элемент, как секвенция. Мы называем это «музыкальным кубиком», из которого строятся пирамиды - вверх или вниз. Начало каждого «кубика» можно показать хлопком в ладоши.

Таким образом, с самого начала обучения ребенок, еще не обладая знаниями и умениями, активно погружается в музыку, знакомится с формой, структурой, элементами музыкального языка, способами передачи человеческой мысли музыкальным произведением.

Восприятие происходит через активизацию слуховой, эмоциональной, моторно-двигательной систем.

Еще одно направление работы можно назвать как метод музыкально-пластической гармонизации.

Незрячие дети имеют двигательные искажения разной степени; часто обладают повышенным мышечным тонусом. Коррекция в направлении пластичности и свободы движений необычайно важна как для музицирования, так и для приспособления к жизни вообще.

Организация дыхания в этой связи имеет определяющее значение. Упражнения на дыхание делаются под музыку с первых уроков. Лучше эмоционально окрашивать их, придумывать игровые сюжеты. В дальнейшем во время игры на инструменте все время обращается внимание на «дыхание» рук.

Для гармонизации двигательного процесса используются упражнения на: 

  • ощущение объема и направление движения (вверх – вниз, большое – маленькое);  
  • характера и скорости движения (плавно – порывисто, быстро – медленно);
  • сочетание крупных движений с мелкими; объединяющих всей руки с мелкой моторикой пальцев.

Данная направленность не теряет своей актуальности на всех стадиях обучения, начиная с доигрового периода, во время которого ребенок мало может играть сам, но музицирует другими способами.

Опыт показывает, что специальной организации игровых движений с незрячими детьми надо уделять больше времена, чем со зрячими.

Особое место здесь занимает специфический способ телесноориентированного показа движения, когда рука ученика лежит на руке педагога. Таким образом, показываются контуры движения.

Считаем два метода - эмоционально-чувственного контакта с учеником и пластической гармонизации - базисными, так как они имеют сквозное развитие через все этапы обучения.

Особо место уделяется ориентировке на клавиатуре (рисунок 1). Как достичь максимальной свободы в передвижении руки и пальцев во время игры незрячему ученику? Главным препятствием является желание предварительно «нащупать» каждую клавишу. Хотя это побуждение незрячего ребенка наиболее естественно, только преодолением у него представления о невозможности передвигаться по клавиатуре, не прощупывая ее, можно достичь свободы и независимости в игре. Нами разработаны специальные упражнения для освоения переносов руки «сверху» на разные интервалы. Вместо осязательно-двигательных, вырабатываются слухо-двигательные связи, приобретается «чувство расстояния». Слуховое представление о дистанции между звуками вызывает адекватное пространственное представление о реальных расстояниях.

Специфическим предметом в нашей музыкальной студии является обучение нотной грамоте точечно-рельефным шрифтом по системе Брайля. Эта система достаточно сложна, ее изучение требует длительного времени (чтобы научиться играть по нотам Брайля, ученику требуется 3-4 года, в то время как зрячие дети осваивают плоскопечатную нотную грамоту в первые месяцы обучения). Поэтому незрячие ученики долго вынуждены играть без нот, на слух. Этот период приносит огромную пользу для развития слухового восприятия, музыкального мышления, развития музыкальной памяти. Таким образом, вынужденная игра без нот оборачивается пользой для ученика. Навыки запоминания и анализа мелодии помогают когда начинается нотный период, так как по системе Брайля приходится выучивать ноты для каждой руки в отдельности, а потом, соединив их сначала в уме, переносить на клавиатуру.

Особое место в коррекционно-развивающей работе в процессе обучения музыке незрячих детей занимает созданный в школе-интернате оркестр народных инструментов. В состав оркестра входят наиболее распространенные народные музыкальные инструменты, характерные для данного историко-географического региона. Оркестр – это школа эстетического и нравственного воспитания культуры на народных традициях, оружие борьбы с непониманием и невежеством в отношении к народной и классической музыке. Оркестр – это школа внимания, коллективного творческого труда и личной ответственности и дисциплины. Оркестр – это мостик в большую музыку и культуру. Знакомство с лучшими образцами музыкального творчества. Он служит основой формирования музыкального вкуса. Основу оркестра русских народных инструментов составляют музыкальные инструменты: балалайка, домры, баян, аккордеон, шумовые инструменты. Цель заключается в том, чтобы научить играть на народных инструментах и воспитать любовь и бережное отношение к русскому народному творчеству, развить творческие способности учащихся, музыкальный вкус, общую культуру личности. Во время проведения сводных репетиций оркестра педагог осуществляет контроль исполнения сложных партий в оркестровых группах. Участие оркестра в концертной деятельности реализуется на основе плана школы.

Основной формой работы в оркестре являются индивидуальные коррекционные занятия. Они играют главную роль в вопросе формирования музыканта. На индивидуальном коррекционном занятии педагог направляет рост и развитие обучающегося по намеченному плану. Основной акцент падает на проведение индивидуальных занятий, т.к. без контроля педагога обучающийся может усвоить неправильные игровые навыки.

Еще одним звеном в коррекционно-развивающей работе в процессе обучения музыке незрячих детей является вокально-хоровая студия «Поющие сердечки». Хоровое пение – действенное средство разностороннего музыкального воспитания обучающихся, развития у них музыкально-творческих способностей. Прежде всего, хоровое пение – коллективный вид исполнительства, занятия в хоре воспитывают в незрячих детях дисциплинированность, чувство долга и ответственность за общий труд, стремление поделиться приобретенными знаниями, умениями в условиях коллективной деятельности со слушателями. Кроме того, хоровое пение – наиболее массовая форма охраны голоса, тренировки голосового аппарата детей, развития слухового восприятия, коммуникативных точек, мимики и пантомимики и т.д.

Коррекционно-развивающая работа в вокально-хоровой студии предусматривает и индивидуальную работу с каждым вокалистом. Расширению индивидуального контроля за музыкально-певческим развитием способствуют также дополнительные коррекционно-музыкальные занятия по группам, в которые распределяют всех обучающихся по таким признакам:

  • одинаковый возраст;
  • тембр голоса;
  • сравнительно одинаковая музыкально-певческая продвинутость;
  • индивидуальные особенности.

Эффективным дополнением к первым двум формам коррекционно-развивающей работы в вокально-хоровой студии можно считать магнитофонные записи: хоровые, групповые, индивидуальные. Прослушивание записанных на ленту упражнений и произведений, исполненных детьми, значительно повышает уровень их самоконтроля, способствует повышению интереса к предмету, стимулирует стремление каждого к самосовершенствованию.

Усвоение навыков во всех видах музыкальной деятельности является средством развития ритмического чувства, музыкально-слуховых представлений. Кроме этого дети получают возможность участвовать в процессе активного духовного переживания в единстве с самовыражением; участвуют в конкурсах, концертах, творческих вечерах. Ежегодно воспитанники принимают участие в городских конкурсах-фестивалях детского и юношеского творчества среди воспитанников детских домов и интернатов «Шаг навстречу», «Парад звезд» в номинациях «Вокал» и «Художественное слово». Результатом являются дипломы 1 степени, лауреатов, Гран-при. Публичные выступления имеют большое значение для детей нашего интерната (рисунки 2-4). Выезжая за пределы родной школы, ребята учатся держаться среди незнакомых людей, ориентироваться в новой, непривычной обстановке. Все это способствует решению основной проблемы, стоящей перед коллективом школы:совершенствование коррекционно-воспитательной работы и компенсаторных процессов незрячего и слабовидящего школьника.


Рисунок 3


Рисунок 4

Коррекционные задачи воспитания средствами музыки, пения, танцев помогают формированию пространственного представления, моторной координации, формированию речевой функции и, в конечном результате, способствуют реабилитации и социализации личности.

Открывая для себя радость эстетического творчества, ребенок-инвалид по зрению меняет свою жизненную позицию, отношение к себе, к своей жизни (и к своему дефекту), обретает более оптимистический взгляд на жизнь и окружение.

Вся система педагогического воздействия на личность незрячего ребенка – от обучения нормам общежития и ориентировке в пространстве до освоения сложных умений и навыков - направлена на максимальное приобщение его к окружающей жизни, утверждение социального cтaтyca, на преодоление переживаний в связи с осознанием им своего положения в среде здоровых людей.

Применение специальных приемов и методов обучения игре на музыкальных инструментах, овладение навыками вокально-хорового искусства позволяют детям с глубокими нарушениями зрения овладеть в достаточной мере навыками музыкальной грамоты и умениями владеть инструментом, голосом, что приводит к успешности всего процесса обучения. А это значит, что незрячий ребенок может в дальнейшем реализовать себя как самостоятельную личность.

Коррекционно-развивающая работа педагогов дополнительного образования в процессе обучения музыке незрячих детей постоянно приносит свои плоды: многие выпускники нашей школы-интерната продолжают овладевать музыкальной профессией: в настоящее время в Курском музыкальном колледже-интернате слепых обучаются выпускники нашей школы-интерната: по классу баяна Демиденко Александр, по классу аккордиона – Ефимов Александр, по классу фортепиано – Лосева Ксения, по классу народных инструментов – Шестаков Николай, по классу вокала – Шейкина Юлия. В Ростовском культпросветучилище по классу вокала занимается Капустянский Александр.

Многие выпускники школы-интерната по окончании музыкальных училищ работают в области музыкального искусства: в г. Новочеркасске – Егоров Александр, в г. Ростове-на-Дону – Петренко Валерий, Черников Евгений и Колодяжный Руслан в г. Курске, Кудинов Андрей в Волгоградской области.

Литература

  1. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1991. N 4.
  2. Бельмер В.А. Коррекционная работа на уроках в школе слабовидящих детей - ВОС, 1976.
  3. Брагинская Ж.И. Самодеятельные вокально-инструментальные ансамбли и их репертуар. - М, «Профиздат», 1986.
  4. Браславский Д. Аранжировка сопровождения вокала для инструментальных ансамблей. - М., изд. «Советская Россия», 1983.
  5. Говорушина М., Игонин В. Вопросы музыкальной педагогики. - Ленинград, изд. «Музыка», 1985.
  6. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. - М., 2000.
  7. Литвак А.Г. Тифлопсихология. - М., «Просвещение», 1985.
  8. Першин В.Т. Поиск новых путей и средств обучения детей с нарушением зрения. - ВОС, 1985.