"Три осени". Отрывки из произведений русских поэтов и писателей

Разделы: Начальная школа


Тема: «Три осени. Отрывки из произведений русских поэтов и писателей».

Цели:

  • Отрабатывать навыки выразительного чтения, развивать память, речь, мышление.
  • Развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, учить понимать настроение, мысли поэта.
  • Знакомство с жизнью и творчеством Н.А.Некрасова.
  • Учить учащихся различать раннюю осень, позднюю и золотую осени на основе поэтического и прозаического текста.
  • Развивать любовь к природе через поэзию, прозу.

Оборудован е: репродукции «Осень», фрагмент фильма «Осень» на видеокассете «Мир вокруг нас», аудиодиск Антонио Вивальди концерт «Осень», соч.8, карточки с текстом стихотворения и прозы, презентация к уроку под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь. Осенняя песня», комплект игры «Изобрази осень».

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Встали, посмотрели друг на друга, улыбнулись, сели. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Меня зовут Анна Александровна. Я постараюсь провести урок так, чтобы вам было интересно и вы узнали что-то новое. Надеюсь, вы мне поможете?

2. Работа над новым материалом

1) Вступление в тему урока: чтение стихотворения А.Ахматовой «Три осени»:

Мне летние просто невнятны улыбки,
И тайны в зиме не найду,
Но я наблюдала почти без ошибки
Три осени в каждом году.

– Это отрывок из стихотворения Анны Андреевны Ахматовой – замечательной русской поэтессы. Прочитайте тему нашего урока. Как вы думаете, какие три осени Анна Андреевна описала в своём стихотворении? (Три периода осени: ранняя, золотая, поздняя).

2) Сообщение темы урока

– Внимательно просмотрите презентацию, которую я подготовила к уроку и после показа вы ответите мне на вопросы.

а) Показ презентации под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь. Осенняя песня».

– Почему тема урока так звучит? О чём мы будем говорить на уроке? О какой осени?
– Любите ли вы это время года?
– Чем она вам нравиться?
– Какой период осени вам нравится больше?

3) Просмотр фрагмент фильма «Осень». Под музыку Антонио Вивальди

4) Беседа после просмотра

– Какую осень увидели в фильме?
– Назовите признаки ранней осени. (Похолодание, желтеют листья, птицы готовятся к отлёту, идут дожди и т.д.)

5) Встреча с прекрасным. Работа с репродукциями

– Покажите репродукции, где изображена ранняя осень.
– Подберите отрывки из стихотворений об осени.

(Помощь учащимся: «Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный, весёлой пёстрою стеной стоит над светлою поляной», «Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу…», «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса…», «Поспевает брусника, стали дни холоднее, и от птичьего крика в сердце только грустнее…»«Осень, осень… Солнце в тучах отсырело. Даже в полдень светит тускло и несмело», «В саду осеннем у дорожки…», «В ноябре на дворе очень пусто..», Есть в осени первоначальной…», «Весь лес ещё зелёный…». «Зашумела у опушки ярко-жёлтая листва» )

– Итак, ранней осенью становится прохладно, желтеют листья, влажно от дождя, птицы начинают отлёт в тёплые края.

6) Работа над отрывком из стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога»

а) вступление к восприятию стихотворения

– К середине осени становится ещё холодней. Порывистый осенний ветер срывает последнее убранство: легкие, высохшие листья, устилает ими мокрую землю. Готовятся улететь водоплавающие птицы: утки, гуси, лебеди. Просыпаясь поутру, мы иногда видим, как побелела трава. Ещё немного и лужи начнут по ночам замерзать. Воздух свежий и чистый. Легко дышится. Как приятно прогуляться по лесу или парку в такой солнечный день. Красоту родной природы глубоко чувствовали писатели, поэты. Они учат нас видеть природу, как живое существо.

– Назовите фамилии писателей, поэтов, которые описывали природу в своих произведениях. (С.Есенин, А.Пушкин, Р Сеф, А.Фет, Ф.Тютчев, Е.Благинина, К.Бальмонт, А.Твардовский и др.)

б) Чтение отрывка из стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога» учителем наизусть. (У учеников на парте карточка со стихотворением)

– Сегодня мы познакомимся с писателем, который в своих произведениях описывал природу. Послушайте отрывок из его стихотворения.

Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит.
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно – покой и простор!
Листья поблёкнуть ещё не успели,
Жёлты и свежи, лежат, как ковёр.
Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни…

– Какое настроение вызывает стихотворение?

в) Сообщение о поэте. (На доске портрет поэта)

– Это стихотворение написал великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов. А вы знаете его стихи?
Он провёл детство в Ярославской губернии, в деревне Грешнево (Карабиха). Красота русской природы нашла отражение в произведениях поэта. Все знают стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы», «Зелёный шум», «Генерал Топтыгин», «Крестьянские дети» и многие другие. Главный герой произведений Николая Алексеевича – русский народ, умный, трудолюбивый, умелый. Произведения Некрасова не только расширяют кругозор, но и учат любить свою страну, гордиться славными совершениями родного народа, раскрывают богатство и выразительность русского языка.

г) Чтение стихотворения учащимися зрительно.

– Какие слова непонятны?

д) Словарная работа (слова на доске)

Ядрёный (воздух) – свежий, чистый, холодный.
Студёный – очень холодный.
Поблёкнуть – потерять ясность, свежесть.

е) Найти сравнения в тексте и подчеркнуть

– Какие сравнения вы нашли? (Лёд сравнивается с тающим сахаром; опавшая листва – мягкая постель; листья лежат, как ковёр).
– Как автор называет осень? (Славная, произносит с восклицательной интонацией).
– Славная – от слова «слава», почётная известность, как свидетельство всеобщего уважения, признания заслуг, таланта. Славная, т.е. пользующаяся славой, достойная славы.
– Как автор относится к ней? (Восхищается. Дважды повторяет это предложение).

ж) Повторное интонационное чтение стихотворения с выделением пауз

– Какой период осени описан в этом стихотворении?
– Как называется середина осени?
– Какие строки стихотворения говорят нам, что это золотая осень?
– Подберите иллюстрацию к этому стихотворению?
– По каким приметам узнаем, что это середина осени? (Стало ещё холоднее, идут дожди, мокро, сыро. Листья облетают, но ещё не завяли).

3. Физкультминутка

– Встали, вышли из-за парт. Разучивание стихотворения Р.Сефа «В саду осеннем…» с движениями.

«В саду осеннем, у дорожки
Осинка хлопает в ладошки.
Вот почему на той неделе
Её ладошки покраснели».

– Почему покраснели ладошки у осинки?

или

– Всем встать, подойти к окну. Какие приметы осени мы наблюдаем из окна? (Небо, солнце, деревья, трава, земля).

4. Продолжение работы над новой темой

– Какая осень у нас за окном?
– Найдите иллюстрацию, где изображена поздняя осень.

6) Работа над текстом «Поздняя осень» (текст на партах)
1) Прочитать шёпотом

…Поздняя осень

Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжёлые, влажные облака. Голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса.
Листва на старых деревьях давно облетела, и только молодые отдельные берёзки сохраняют ещё свои увядшие желтоватые листья.
Ярко выступают сквозь красноватую сеть берёзовых ветвей вечнозелёные ели и сосны.
Устлана земля сухими разноцветными листьями: мягкими и пухлыми в сырую погоду и жесткими, хрупкими в морозы.

2) Повторное чтение учителем

– О чём говориться в тексте?
– Как можно озаглавить текст? Запишите название. Найдите признаки поздней осени в тексте и подчеркните их. Дополните текст 1-2 предложениями на тему поздней осени. (Под музыку А.Вивальди).

в) Проверить выполнение работы

5. Закрепление изученного материала

1) Фронтальный опрос

– О каком времени года мы говорили на уроке?
– Какие периоды осени бывают?
– О какой осени пишет в своём стихотворении Н.А.Некрасов?

2) Игра «Изобрази осень»

6. Домашнее задание

Страница 96. Выучить отрывок из стихотворения наизусть, нарисовать рисунок.

7. Рефлексия

Определить отношение учащихся к уроку.

Приложение