Анализ социално-психологической службы МОУ СОШ № 3 п. Октябрьский

Разделы: Социальная педагогика


Основными целями и задачами социально-психолого-педагогической службы являются:

  1. Оказание помощи в жизненном самоопределении учащихся.
  2. Становление личности в открытой социальной среде.
  3. Диагностика проблем учащихся школы.
  4. Создание психологического комфорта и безопасности детей в школе, семье.
  5. Социально-правовая информационная помощь, направленная на обеспечение информацией по вопросам социальной и правовой защиты.
  6. Социально-бытовая помощь, содействующая улучшению бытовых условий детей проживающих в семьях группы «риска».
  7. Социально-психологическая помощь, направленная на создание благоприятного микроклимата в семье, социуме, в которых развивается ребенок, на устранение затруднений во взаимоотношениях с окружающими, помощь в личном самоопределении ребенка.
  8. Предупреждение конфликтных ситуаций, порождающих детскую агрессию и жестокость.
  9. Воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни.

Работа социально-психолого-педагогической службы в МОУ СОШ №3 п. Октябрьский проводилась согласно составленному и утвержденному плану, который включает в себя отдельные планы работы с классными руководителями, с социально незащищенной категорией детей, совместных мероприятий ОДН ОВД по Чунскому району с МОУ СОШ №3 п. Октябрьский по профилактике правонарушений, безнадзорности, беспризорности среди учащихся, общественного наркологического поста по профилактике наркомании, табакокурения, алкоголизма.

При планировании работы социально-психолого-педагогической службы с учащимися, учитываются социальные и психологические особенности учащихся школы, которые выявлены в ходе различных диагностик, тестов, индивидуальной работы с учащимися.

В 2008-2009 году социально-психолого-педагогическая служба МОУ СОШ №3 п. Октябрьский стремилась к тому, чтобы воспитательная система школы, включающая в себя учебный процесс, внеурочную деятельность детей, обеспечивала более полное и всестороннее развитие личности каждого ребенка, формировала его самостоятельность и ответственность, гражданское становление.

Особенно остро стоит проблема в работе с детьми и подростками, находящимися в сложной жизненной ситуации, состоящие на учете группы риска». Подростки из группы «риска» не всегда являются злостными правонарушителями. Чаще всего это тихие, пассивные, замкнутые дети, на которых воздействует ряд психологических, социальных факторов, в результате чего данные дети более склонны к правонарушениям, насилию и другим видам асоциального поведения.

К сожалению, дети группы «риска» есть в каждом классе. Существуют следующие факторы «риска», выявленные в ходе работы социально-психолого-педагогической службы школы с различными категориями учащихся:

  • раннее асоциальное поведение учащихся;
  • неблагополучные семьи (жестокое обращение с детьми, злостное уклонение от родительских обязанностей, употребление спиртных напитков родителями, семьи, проживающие в социально опасных условиях);
  • материальная необеспеченность семьи;
  • негативное влияние социума;
  • продажа алкоголя частными лицами и в магазинах, сбыт наркотиков несовершеннолетним;
  • ухудшение криминогенной обстановки в поселке.

Вышеперечисленные факторы повышают риск совершения подростками правонарушений и проявления асоциального поведения. Чем больше отрицательных факторов, влияющих на ребенка, тем больше риск, что ребенок совершит противоправные действия.

В связи с этим, одним из важных направлений в работе СППС – профилактика правонарушений, безнадзорности, беспризорности среди учащихся школы. А также большое внимание уделяется выявлению раннего семейного неблагополучия.

Перед СППС школы стоит сложная задача – изменение сознания и поведения учащихся группы «риска», способствование формированию нравственной личности ребенка, оказание социально-психологической и правовой поддержки.

Система деятельности СПП службы школы по социально-психологической поддержке учащихся включает в себя пять основных компонентов:

  • выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, асоциальному поведению, с низкой школьной мотивацией;
  • определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии, а также индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных учащихся;
  • изменение характера личных отношений учащихся со сверстниками и взрослыми;
  • вовлечение учащихся в различные виды деятельности, положительно влияющие на формирование личности;
  • изменение условий семейного воспитания с использованием для этой цели служб и ведомств системы профилактики.

Исследования, проводимые СППС школы, показывают, что в настоящее время дети обладают неуравновешенной психикой. Причин тому много, в том числе и низкий материальный уровень жизни отдельных семей, когда родители не уделяют ребенку должного внимания и не занимаются воспитанием на нужном уровне, а думают о том, как прокормить семью или ведут асоциальный образ жизни.

Основной сферой деятельности СПП службы является процесс адаптации детей в социуме. Так же она включает в себя работу с родителями: индивидуальные консультации, психолого-педагогическое просвещение родителей через педагогические лектории, тематические родительские собрания, индивидуальные консультации, методику бесконфликтного общения, психологию семейных отношений.

Обязательным компонентом деятельности СПП службы является сотрудничество с учителями, так как именно с ними в школе ребенок взаимодействует больше всего. Оно осуществляется непосредственно через педсоветы, конференции, семинары, мониторинги, способствующие повышению качества работы.

Всеми участниками образовательного процесса востребованы занятия с детьми, нуждающимися в помощи. Для младших школьников – игровые коррекционно-развивающие занятия и игры. Для старшеклассников – тренинги, на которых поднимаются вопросы личностного развития, зависимостей от наркотиков и алкоголя, жизненных ценностей, проблем выбора профессии.

Профилактическая работа СПП службы так же направлена на создание доверительного психологического климата между всеми участниками образовательного процесса, активизацию мотивационной сферы учеников – важного условия для формирования установок на здоровый, нравственный образ жизни, предупреждения противоправных поступков.

С целью предупреждения правонарушений, бродяжничества, беспризорности, девиантного поведения учащихся, правового просвещения участников образовательного процесса, активизации совместной деятельности школы и служб, ведомств системы профилактики в работе по этому направлению в школе разработана следующая система мероприятий:

  1. Участие в рейдах «Всеобуч» (сентябрь), помогающих в контроле за выполнением закона «Об образовании».
  2. Участие в районных и школьных профилактических операциях «Микрорайон», «Школа», «Подросток», «Бродяга», «Каникулы», «Семья».
  3. Индивидуальные профилактические беседы для родителей и учащихся школы.
  4. Правовое просвещение учащихся и родителей.
  5. Оказание социально-правовой помощи учащимся.
  6. Дни профилактики правонарушений.
  7. Анкетирование, тестирование, диагностирование учащихся и родителей.

В школе осуществляется контроль за получением образования несовершеннолетними. Строгий учет пропущенных уроков, работа по ликвидации пропусков уроков без уважительной причины, устранению пробелов в знаниях неуспевающими учащимися, деятельность школы по выявлению не обучающихся детей.

Социально психолого-педагогической службой школы ведется следующая документация по учету учащихся разных категорий, в которых содержится развернутая информация об учащихся школы и их родителях:

  • внутришкольный учет учащихся;
  • внутришкольный учет семей;
  • учет ОДН учащихся;
  • учет ОДН семей;
  • картотека опекаемые семьи;
  • картотека детей – инвалидов;
  • картотека неблагополучных семей;
  • картотека учащихся, состоящих на внутришкольном учете;
  • занятость и трудоустройство учащихся;
  • медико-психолого-педагогическая комиссия;
  • индивидуальное, домашнее обучение;
  • отчеты о работе социального педагога, психолога;
  • контроль и отчеты по бесплатному питанию учащихся;
  • учет и контроль за пропусками уроков учащимися;
  • учет детей группы «риска», «трудных» детей;
  • текущая отчетность в ОНО;
  • социальный паспорт школы;
  • журнал учета посещений уроков;
  • журнал учета посещений семей;
  • журнал учета консультаций и индивидуальных бесед.

Согласно ФЗ РФ «Об основах профилактики правонарушений, бродяжничества и безнадзорности несовершеннолетних» с учащимися, состоящими на различных формах учета, ведется индивидуально-профилактическая работа, основными формами которой являются следующие мероприятия:

  1. Патронаж семьи, с целью обследования социально-бытовых условий проживания семьи, контроля семейного воспитания, организацией свободного времени в неурочное и каникулярное время.
  2. Изучение психологом школы особенностей развития и формирования личности ребенка, коррекция поведения, обучение его навыкам общения.
  3. Посещение уроков, с целью выявления уровня подготовки учащихся к занятиям.
  4. Психолого-педагогическое консультирование родителей, учителей, с целью выработки единых подходов и методов к воспитанию и обучению ребенка.
  5. Индивидуально-профилактические беседы, занятия с ребенком.
  6. Вовлечение ребенка в работу кружков, секций, внеклассную работу.

Школьный Совет профилактики правонарушений, бродяжничества и безнадзорности организует и руководит всей работой связанной с данной проблемой.

В течение 2008-2009 учебного года было проведено 11 заседаний Совета, рассмотрено 40 персональных дел и представлений на учащихся школы и родителей учащихся.

На рост правонарушений, насилия, асоциального поведения среди подростков, проживающих на территории поселка, оказывает влияние множество отрицательных факторов. Данная проблема, на сегодняшний день, стала очень серьезной, угрожающей и должна решаться совместными усилиями семьи, школы и общества. Школьный Совет профилактики правонарушений, бродяжничества и безнадзорности организует взаимодействие со службами и ведомствами системы профилактики для координации всей работы в этом направлении. СПП служба выстраивает партнерские отношения со всеми заинтересованными службами и ведомствами, сотрудничество с ними способствует успеху профилактической работы, защите прав ребенка, ранней профилактике семейного неблагополучия.

Взаимодействие социально-психолого-педагогической службы с общественными организациями, ведомствами, службами.

Деятельность комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав, координирующая профилактическую работу в районе, способствует решению многих вопросов в работе с семьями, находящимися в социально-опасным положении, родителями, злостно уклоняющимися от родительских обязанностей, учащимися, злостно уклоняющимися от учебы, совершающими правонарушения.

Анализируя сложившуюся ситуацию в районе, и поселке, в частности, можно отметить, что с каждым годом увеличивается количество неблагополучных семей. Чем раньше школа начнет профилактику раннего неблагополучия конкретной семьи, тем успешнее будет работа, и меньше пострадают дети.

Социально-психолого-педагогическая служба разработала четкий алгоритм работы по выявлению раннего семейного неблагополучия:

1 этап. Знакомство с семьей, обследование жилищно-бытовых условий семьи, выявление проблем, возникших в семье.

2 этап. Выявление и анализ причины социального неблагополучия семьи, ее особенности, личностных качеств семьи.

3 этап. Выработка конкретных, индивидуальных целей, задач по работе с неблагополучной семьей.

4 этап. Подведение итогов работы с семьей.

5 этап. Разработка дальнейшего планы работы с семьей.

Настораживает факт, что ежегодно снижается возраст детей, совершающих противоправные поступки. Существует ряд причин, которые влияют на увеличение количества детей совершающих противоправные действия, асоциальные поступки, но основная причины заключается в том, что дети получают неправильное воспитание в семье, страдают от нехватки родительской заботы, внимания, понимания.

Следует признать, что существую такие семьи, которым невозможно помочь. Иногда кризис семьи и неблагополучия достигает такого уровня, что остается только один выход – изъятие детей из семьи, и помещение их в социально-реабилитационный центр. К сожалению, есть случаи, когда школа вынуждена принять меры по изъятию ребенка из семьи.

В 2008-2009 учебном году школа при содействии отдела опеки и попечительства граждан изъяли из неблагополучных семьей и семей, проживающих в социально-опасных условиях, семеро детей.

За 2008-2009 учебном году СППС было посещено 76 семей, в том числе неблагополучные семьи, семьи, проживающие в социально опасных условиях, посещено 46 уроков, для родителей проведено 34 индивидуальные консультации.

Одним из направлений, которое осуществляет школа, является правовое просвещение, направленное на понимание учащимися, родителями, учителями ценностей, принципов, лежащих в основе правовой системы государства.

В современных условиях правовое воспитание необходимо для того, чтобы пропагандировать безопасный и здоровый образ жизни среди подростковой среды. Оно играет огромную роль в борьбе с детской преступностью, насилием, асоциальным поведением, создает благоприятные условия для индивидуального развития личности.

Неотъемлемой частью профилактической работы школы является работа по формированию основ здорового образа жизни у учащихся и их родителей, так как понятие «здоровье» включает в себя здоровье как физическое, так психическое и нравственное.

В связи с проблемой формирования у всех участников образовательного процесса установок на здоровый образ жизни перед социально-психолого-педагогической службой стоит еще одна не менее важная проблема.

В последнее время для Чунского района употребление несовершеннолетними алкоголя, наркотических веществ и других психоактивных веществ превратилось в глобальную проблему, представляющую угрозу здоровью населения, социальной сфере и правопорядку.

В данной ситуации возникает особая ответственность со стороны социально-психолого-педагогической службы, работающей с учащимися, которые нуждаются в выработке совершенно нового подхода к решению проблем профилактики наркомании. Важным моментом в области предупреждения употребления ПАВ и профилактики наркомании следует считать нацеленность мероприятий на контингент школьного возраста, так как именно эта возрастная группа несовершеннолетних быстро втягивается в наркоманию.

Ежегодно проводящиеся в школе исследования информированности о проблемах влияния курения, алкоголя и наркотиков на организм показывают актуальность данной проблемы, которая требует незамедлительных мер и действий, как со стороны школы, так и со стороны родителей.

В МОУ СОШ №3 п. Октябрьский ведет активную работу общественный наркологический пост. Целью данного наркопоста является, изменение отношений детей и подростков к наркотикам и формирование личной ответственности учащихся за свое поведение, сдерживание роста вовлеченных детей и подростков в прием наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни, формирование антинаркотических установок. Учащимся предоставляется объективная информация о влиянии табака, алкоголя, наркотических веществ на организм человека.

Комплексная социально-психологическая программа по профилактике зависимостей «Мы выбираем жизнь!», которую разработала наркопост, помогает в целенаправленной работе по уменьшению числа зависимых от вредных привычек учеников.

Основными задачами данной программы являются:

  1. Предоставление учащимся объективной информации о влиянии табака, алкоголя, наркотиков и других ПАВ на организм человека.
  2. Формирование у подростков негативного отношения к наркомании.
  3. Формирование умения противостоять давлению сверстников.

В работе по профилактике здорового образа жизни, зависимостей от вредных привычек, которая проводится среди учащихся школы, СППС выделяет следующие направления деятельности и мероприятия:

  1. Создание условий для ЗОЖ и его пропаганды, развития системы дополнительного образования в школе, вовлечение учащихся в работу кружков и секций, просвещение родителей.
  2. Обучение умению справиться с требованиями социальной среды, управлять своим поведением.
  3. Оказание подросткам группы «риска» социально-психологической поддержки.
  4. Профилактические мероприятия.