"Я была тогда с моим народом" (по произведению А.Ахматовой "Реквием")

Разделы: Литература


Цели:

  • Образовательные:
    знакомство учащихся с жизнью и творчеством А.Ахматовой.
  • Развивающие:
    развитие умения воспринимать чувство прекрасного в литературе и искусстве, развитие навыков аналитического чтения поэтического текста, умения его интерпретации и соотнесения со временем и историей создания.
  • Воспитательные:
    воспитание чувства гражданственности, патриотизма, любви к людям, чувства сострадания и сопереживания, мужества и силы воли.

Методы обучения: выразительное чтение стихов, эвристическая беседа, научное исследование, демонстрация презентаций, аудирование музыкальных произведений Моцарта, Бетховена, Верди.

Средства обучения: тексты стихов А.Ахматовой, компьютер, проектор, диски, учебники, Интернет-ресурсы.

Ход урока

Вступительная беседа с учащимися о жизни и творчестве А. Ахматовой.

“…Коротко о себе. Первое стихотворение я написала, когда мне было одиннадцать лет. Училась я в Царскосельской женской гимназии. Сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно.

Весну 1911 года я провела в Париже, где была свидетельницей триумфов русского балета.

1 октября 1912 года родился мой единственный сын Лев.

Отечественная война 1941 года застала меня в Ленинграде. До мая 1944 года я жила в Ташкенте, жадно ловила вести о Ленинграде, о фронте. В июне 1944 года вернулась в Ленинград.

Страшный призрак, притворяющийся моим городом, так поразил меня, что я описала эту мою с ним встречу в прозе. Первый мой опыт все очень хвалили. Потом, после ареста сына, сожгла вместе со всем архивом.

Прошлой весной, накануне дантовского года, я снова услышала звуки итальянской речи – побывала в Риме и на Сицилии. Весной 1965 года я поехала на родину Шекспира, увидела британское небо и Атлантику, повидалась со старыми друзьями и познакомилась с новыми, еще раз посетила Париж.

Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных.”

Это строки из автобиографии великой поэтессы Анны Ахматовой, написанные в 1965 году.

(Начинается показ презентации по произведению “Реквием”).

Слайд 1–2. Приложение.

Учащиеся записывают тему урока и эпиграф в тетрадь.

На вопрос учителя, можно ли проследить традиции преемственности мирового искусства в творчестве Анны Ахматовой, учащиеся отвечают:

– Разумеется, поэтесса опиралась на лучшие традиции мировой культуры, обращаясь к теме реквиема. Ведь торжественные мессы, богослужения, песни по погибшим занимали в истории мирового искусства особое место. Послушаем прекрасный “Реквием” Моцарта, мессу Бетховена “До минор”, и станет ясно, что Анна Ахматова, конечно, соотносила свой “Реквием” с этими величайшими творениями, не претендуя, однако, на звание гения.

(Аудирование музыкальных произведений)

В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то опознал меня. Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом):

– А это вы можете описать?

И я сказала: – Могу.

Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом.

1 апреля 1957 года. Ленинград.

Посвящение”.

Перед этим горем гнутся горы,
Не течет великая река.

Приговор… И сразу слезы хлынут,
Ото всех уже отделена…

– Кому посвящена эта глава? Почему поэтесса употребляет эпитет “невольные” подруги?

Ответ: Это женщины разных возрастов и профессий, которых объединило общее горе – арест близких людей и непомерная боль сердца.

Слайд 3

Образы женщин, изображенных на представленной картине, символизируют страшную безысходность: они несут свой крест, стараясь оставаться сильными. Не таковы ли героини поэмы А.Ахматовой?

“Вступление”

Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад…

– О каком времени в истории России вспоминает Анна Ахматова? Почему в эту пору живые завидовали мертвым? Кто эти нелюди в кровавых сапогах, под которыми “…безвинная корчилась Русь”?

– Какие художественно-изобразительные средства использованы в данном отрывке?

– О ком пишет Анна Ахматова?

Ответ: Автор сравнивает себя со стрелецкой женой, плачущей под кремлевскими башнями.

Автором использованы архаизмы и историзмы, подчеркивающие связь времен в стихе.

Слайд 4

Уводили тебя на рассвете,
За тобой, как на выносе, шла…
Тихо льется тихий Дон,
Желтый месяц входит в дом.
Эта женщина больна,
Эта женщина одна.
Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне.

В 1905 году после развода родителей Анна с матерью переехали в Евпаторию. Предки Ахматовой по линии матери, по семейному преданию, восходили к татарскому хану Ахмату.

Ясно, откуда произошел псевдоним поэтессы. В детстве Ахматова жила в Царском Селе. Когда в 1903 году произошло знакомство с Николаем Гумилевым, Анна еще не знала, что только ей теперь будут посвящены его лучшие стихи. Н.Гумилев и А. Ахматова обвенчались весной 1910 года. Проводя в Париже свой медовый месяц, Анна познакомилась с великим художником А. Модильяни, который был покорен ее талантом и обаянием. А. Модильяни, вдохновленный столь необычным знакомством, сделал с нее несколько портретных набросков, сохранившихся и поныне. На них молодая Анна Ахматова еще полна жизни, любви…

Нет, это не я, это кто-то другой страдает,
Я бы так не могла…

Анна Ахматова начала сочинять стихи в 11 лет. Все прошедшие за этим годы стихи писались “для себя”. И лишь в 1910 году она осмелилась заявить о себе. Вяч. Иванов и М. Кузмин одобрили ее опыт, это, конечно, вдохновило молодую поэтессу на создание новых произведений .Получив одобрение мужа, Н.Гумилева, вернувшегося из африканского путешествия ,она готовит к печати сборник стихов “Вечер”, который имел ошеломляющий успех. Войдя в “Цех поэтов”, провозгласивших о возникновении школы акмеизма, Ахматова обретает славу и любовь публики.

Показать бы тебе, насмешнице
И любимице всех друзей,
Царскосельской веселой грешнице,
Что случится с жизнью твоей…

Подчеркивая неразрывную связь творчества Анны Ахматовой с мировой культурой и искусством, необходимо отметить, что на пике ее славы, когда ее портреты пишут разные художники, ей и только ей посвящают свои стихи многие поэты, среди которых и А. Блок.

А она сама в это время торопится жить в поэзии Н.В. Недоброво, в музыке композитора А.С. Лурье, в портретах А. Модильяни…И, как губка, впитывает сумасшедший талант и мастерство возлюбленных, учится по-новому ощущать бытие.

Слайд 5

Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой,
Кидалась в ноги палачу,
Ты сын и ужас мой.

С началом Первой мировой войны Ахматова закрывается от публики. В стихах этого периода слышны боль и растерянность происходящим. Обостряется старый туберкулезный процесс, который полностью изматывает Ахматову. Но она находит способ для излечения духовных и физических недугов: углубляется в чтение и перечитывание классических произведений А.С. Пушкина, Е.А. Баратынского, с наслаждением слушает классическую музыку, которую, впрочем, всегда любила. Ее потрясают произведения Моцарта, Бетховена, Верди, Пуччини и других композиторов. Впоследствии, когда появится незабываемый “Реквием”, станет ясно, насколько глубока связь творчества А. Ахматовой с мировой культурой. Говоря о творчестве А. Ахматовой, нельзя не вспомнить о ее кумирах, о предметах ее восхищения. Одним из них был А.С. Пушкин. Она пронесла эту любовь через всю свою жизнь. Именно ей принадлежат статьи “Последняя сказка Пушкина”, “Адольф Бенжамена Констана в творчестве Пушкина”, “О “Каменном госте” Пушкина”, “Гибель Пушкина” и др. Вечная грусть ее прошла, и вот уже около столетия она втайне радуется своей поистине избраннической, счастливой женской судьбе, дарованной ей пушкинским словом и именем.

Слайд 6

Легкие летят недели,
Что случилось, не пойму.
1939. Весна.

Сборник “Белая стая” был встречен спокойно. Нетрудно было заметить появление новых, торжественных интонаций в стихах этого сборника. Нравственное “взросление” поэтессы угадывалось в каждой строке. Однако новые интонации торжественности, некой молитвенности уничтожили напрочь прежнюю проникновенную ахматовскую поэзию.. Эти изменения заметил В.В. Маяковский: “Стихи Ахматовой монолитны и выдержат давление любого голоса, не дав трещины”. Осип Мандельштам подчеркнул: “Голос отречения крепнет все более и более в стихах Ахматовой, и в настоящее время ее поэзия близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России”.

Приговор”.

И упало каменное слово
На мою еще живую грудь.

Первые послереволюционные годы отмечены лишениями и полным отдалением от литературного творчества. Пережив расстрел Н. Гумилева, смерть А. Блока, А. Ахматова вновь возрождается к активной жизни только осенью 1921 года. В следующем году она соединит свою судьбу с искусствоведом Н. Н. Пуниным. Ахматова не покинула Родину, хотя ей “…голос был…”. В стихах этого периода заметны темы упадка и отрешенности от радостей жизни, все настойчивее звучат мистические мотивы, уводящие в иной, иллюзорный, ни для кого не досягаемый мир.

“К смерти”.

Ты все равно придешь – зачем же не теперь?
Я жду тебя – мне очень трудно.

С 1924 года Ахматову перестают печатать. Только в 1940 году вышел сборник “Из шести книг”, а следующие – в 1961 году (“Стихотворения”) и в 1965 году (“Бег времени”). Ее имя становится запретным. В печати появляются только переводы (письма Рубенса, армянская поэзия). В 1935 году арестовывают ее сына Льва Гумилева и Пунина, но после обращения к Сталину их освобождают. В 1937 году в НКВД готовят материалы по обвинению Ахматовой в контрреволюционной деятельности. В следующем году снова арестован сын поэтессы. Боль безутешного сердца легла в основу цикла стихов “Реквием”.Анна Ахматова целых двадцать лет носила их в своей душе, прежде чем они легли на бумагу… В 1939 году после вмешательства Сталина ей, наконец, стали поступать предложения о публикациях от нескольких издательств. Выходит ее сборник “Из шести книг”, который вскоре после идеологического разноса изымается из библиотек.

В 1930–1940 годы Ахматова пережила личную трагедию: арест сына, мужа, гибель многих друзей. В 1946 году вышло партийное постановление, надолго отлучившее поэтессу от литературного творчества. Однако А. Ахматова не отделяет собственной трагедии от судеб своего народа и его истории. Поэма “Реквием” и стихи, написанные в годы Великой Отечественной войны , наполнены болью и тревогой за будущее своей Родины Жестокий мир, окружающий поэтессу, невольно врывается в ее творчество и вызывает к жизни новые темы и новую поэтику: память истории и память культуры, судьба народа и его будущее, которое чрезвычайно тревожило А. Ахматову.

Отмечая тесную связь поэзии Анны Ахматовой с мировой культурой, необходимо подчеркнуть, что в ее стихах сталкиваются различные эпохи и временные пласты, а история показана как непрерывная жизнь, в которой сосуществуют “вечные” образы и “сквозные” темы культуры, чудно переплетающиеся с библейскими и евангельскими мотивами.

Итоговым произведением А. Ахматовой стала “Поэма без героя”, создававшаяся в течение четверти века (1940–1965 гг.). В ней автор прощается с Петербургом начала столетия и с той эпохой, которая предопределила ее дальнейший творческий путь.

“Распятие”.

Хор ангелов великий час восславил,
И небеса расплавились в огне.

Творчество Ахматовой стало крупнейшим явлением мировой культуры. В 1964 году ей было присвоено звание лауреата международной премии “Этна-Таормина”. В следующем году она стала обладателем почетной степени доктора литературы Оксфордского университета.

А 5 марта 1966 года Ахматова умерла в поселке Домодедово. Через 5 дней прах ее после отпевания был погребен на кладбище в поселке Комарово близ Ленинграда.

Почти через два десятилетия поэма Ахматовой “Реквием”, наперекор всему, нашла своего читателя. Еще при жизни поэтессы, в 1965 году, был издан итоговый сборник стихов “Бег времени”. Для многих людей Ахматова еще при жизни стала символом уходящей эпохи.

Эпилог”.

Узнала я, как опадают лица…

В 1989 году к 100-летию со дня рождения Анны Ахматовой в селе Слобидка-Шелехивская (Украина) был открыт литературно-мемориальный музей ее имени: в доме, который раньше служил дачей помещику Вакару, “у дороги непроезжей”. Здесь поставлен и первый в Украине памятник Анне Ахматовой работы Виталия Зайко. Литературно – мемориальный музей Анны Ахматовой является отделом Хмельницкого областного литературного музея.

Слайд 7

…И если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем – не ставить его
Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь,
Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня…

Литература

Ахматова А. Жизнь и творчество. Элитная Образовательная Баннерная Сеть.