Электродинамика Электромагнитное поле. 9-й класс

Разделы: Физика

Класс: 9


Цели и задачи

  • Усвоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе электромагнитных явлений; наиболее важных открытиях в области электродинамики, оказавших влияние на развитие техники и технологии.
  • Овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели; практического использования физических знаний.
  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по данному разделу с использованием различных источников информации и современных информационных технологий.
  • Воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования достижений физики в разделе “Электродинамика” на благо развития человеческой цивилизации.
  • Использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни.

Обобщение педагогического опыта

Тема: Особенности подачи материала на уроках физики, трудных для восприятия учащимися в разделе “Электродинамика электромагнитное поле”.

ВВЕДЕНИЕ

Основной задачей обучения является целостное формирование научных знаний, технических умений, единой картины мира.

Принципы работы предлагают выявление и развитие у школьников склонностей и способностей к работе в различных направлениях творческой деятельности.

Физика – наука, лежащая в основе научно-технического прогресса.

Изучать физику нам необходимо для того, чтобы понимать, как действуют различные технические устройства, и конструировать новые.

Физика помогает нам не только использовать различные ресурсы, но и преобразовывать их в замечательные вещи.

Сегодня учебный процесс по физике весьма напряжен. Это обусловлено сложной программой, большим числом дидактических задач каждого урока.

Без знаний электродинамики не было бы технического прогресса.

С каждым годом новые технологии все больше внедряются в нашу жизнь. С техническим процессом растет необходимость в воспитании интеллектуального человека.

Программа предусматривает всего 2 часа в неделю, поэтому возникла необходимость при усвоении данного материала учащимися использовать новые подходы в изучении трудного для понимания раздела.

Целью методических разработок является выстроить логически учебный материал, постепенно вводя ключевые понятия, для усвоения столь сложной темы. Мы не можем созерцать данное явление, нет возможности потрогать - все это трудно воспринимать, особенно ученику.

Подбор качественных, экспериментальных задач, практических работ, тестов для учеников, а также использование информационно-коммуникационных технологий (применение мультимедийного проектора) дают возможность учителю организовать с учащимися учебный процесс, а ученикам легче воспринять данный материал и подготовится к итоговому контролю.

В данном материале используется репродуктивный метод с элементами новых подходов.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Тема: Особенности подачи материала на уроках физики, трудных для восприятия учащимися в разделе “Электродинамика электромагнитное поле”.

Предлагается изучение темы в следующей последовательности:

  1. Теоретическое усвоение материала через лекционно-семинарские занятия.
  2. Повторная проработка материала через групповые и индивидуальные формы работы. Использование промежуточного контроля в форме тестовых опросов, программированных заданий.
  3. Итоговый индивидуальный контроль.
  4. Анализ усвоенного и корректировка знаний.

На раздел “электромагнитное поле” в 9 классе по программе рассчитано 9 часов.

  1. Магнитное поле и его изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле.
  2. Направление тока и направление линий. Правило левой руки. Решение задач.
  3. Индукция магнитного поля. Решение задач.
  4. Магнитный поток.
  5. Явление электромагнитной индукции.
  6. Лабораторная работа “Изучение электромагнитной индукции”.
  7. Переменный ток. Электромагнитное поле.
  8. Контрольная работа по теме “Электромагнитная индукция”
  9. Обобщающий урок по теме “электромагнитное поле”.

Тема № 1: Магнитное поле и его изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле

Цель урока: Дать учащимся представление о магнитном поле.

Задача: Овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты.

Оборудование: мультимедийный проектор, магниты, железные опилки

Особенностью данной темы является то, что весь материал рассматривается исключительно в качественном виде, не приводится ни одной расчетной формулы.

Начинаю изучение электромагнетизма в историческом аспекте, постоянные магниты, компас, магнитное поле Земли.

Для изучения данной темы, я использую схему, при выполнении которой активизируется мыслительная деятельность учащихся.

С самого начала подчеркивается мысль о связи магнитных явлений с движущимися зарядами. Трудность состоит в том, что первичные представления учащихся о магнитном поле связаны с постоянными магнитами, в которых внешне как, будто не обнаруживается никакой связи с электрическими зарядами и их движении. Важнейший момент – формирование понятия о магнитных полях и магнитных явлениях, о связи магнетизма с электричеством. С этой целью производится демонстрация опытов, помощью мультимедийного проектора.

е-14, е – 15, е – 16.

Также производится опыт с магнитными опилками.

    • Как располагаются магнитные линии в магнитном поле?
    • Как с помощью магнитных линий можно показать, что в одной области пространства магнитные линии сильнее, чем в другой?

Демонстрация с помощью мультимедийного проектора и опыт с магнитными опилками дают наглядное представление магнитного поля. Изображение, которого показывается магнитными линиями.

Для определения уровня усвоения материала проводится самостоятельная работа в виде тестов (приложение).

Домашнее задание: §43, 44 упражнение33.

Силовые линии магнитного поля

Тема №2: Направление тока и направление линий.

Правило левой руки.

Цель урока: Дать учащимся представление о силе Ампера, о законе Ампера. Изучить и научиться применять правило левой руки.

Задача: научится определять направление магнитных силовых линий, в зависимости от направления тока.

Оборудование: мультимедийный проектор, небольшие магнитные стрелки, проводник с током.

При изложении данной темы я использую сократическую беседу с демонстрацией опытов, определяющих законы магнитного поля.

Результативность проводимого эксперимента в том, чтобы определить научные положения по данной теме.

Схема:

Эксперимент -> проблема -> как решить эту проблему -> причины -> следствия -> выводы.

На основе опытов, продемонстрированных с помощью мультимедийного проектора е-18. (Опыт проводник с током).

Вводится понятия научных положений.

Выносится проблема: “Каким образом осуществляется магнитное взаимодействие токов?”

  • Чем порождается магнитное поле?
  • Почему в одном случае провода притягиваются, а в других отталкивается?

Даю первичную характеристику магнитного поля в сравнении с электрическим полем: последние действуют на электрически заряженные тела, частицы, а магнитное поле действует на проводник с током и на магнитную стрелку.

На основании демонстрации учащиеся должны сами сделать вывод и решить данную проблему.

Формируется вывод: магнитное поле связано с движущимися электрически заряженными частицами. При демонстрации взаимодействия токов, приходим к выводу, что характер взаимодействия зависит от направления токов: при совпадении провода притягиваются; в случае же противоположно направленных токов провода отталкиваются. Взаимодействие токов называют магнитным взаимодействием.

При изменении направления тока показывается связь магнитного поля с направлением тока в проводнике.

Ставится эксперимент: располагаем небольшие магнитные стрелки вокруг с проводником с током. Магнитное поле действует на стрелки с некоторой силой, стрелки поворачиваются. Значит, магнитное поле в каждой точке имеет определенную величину и направление связано с направлением тока в проводнике.

Опять ставится задача: Каким образом определить направление магнитных силовых линий и как их направление меняется от направления тока в проводнике?

Эта связь выражена правилом буравчика или правилом правой руки.

Магнитное поле действует на всякий проводник с током с некоторой силой.

Следовательно, направление тока в проводнике, направление линий магнитного поля и направление силы, действующей на проводник, связаны между собой.

Эта связь выражена правилом левой руки.

С помощью поставленных экспериментов формируются у учащихся практические умения. Применение наглядности в сочетании со словом учителя обеспечивает накопление фактов для понимания данной темы.

На данном этапе вводится понятие схематичного обозначения изображения магнитного поля и тока (от нас ?, к нам ·).

Для обеспечения действенных прочных знаний важно применять активное восприятие пройденного материала. Для этого я использую карточки-задания в разных вариациях (приложение).

Благодаря работе с карточками выявлены результаты: из 24 – 21 учащихся усвоили материал.

Домашнее задание: §45, упражнение35.

Правило левой руки

Тема № 3: Индукция магнитного поля. Решение задач.

Цель урока: Ввести понятие индукции магнитного поля.

Задача: определение количественную характеристику магнитного поля.

Оборудование: мультимедийный проектор, магниты, проводник с током.

Для активизирования мыслительной деятельности учащихся при изучении индукции магнитного поля, используется проблемный метод.

Благодаря демонстрации опытов с разными магнитами и действие магнитного поля на проводник с током, учащиеся видят, что магнитное поле действует с определенной силой.

Вопросы:

От какой величины зависит действие магнитного поля?

Что является количественной характеристикой магнитного поля?

Изменяя длину проводника и силу тока, обращаю внимание на то, что магнитная сила пропорционально растет.

Таким образом, учащиеся приходят к выводу, что отношение величины F/Il есть величина постоянная.

Чтобы учащиеся сами пришли к выводу, задаются следующие вопросы:

  1. Зависит ли отношение F/Il от силы магнитного поля?
  2. Зависит ли отношение F/Il от силы тока?
  3. Зависит ли отношение F/Il от длины проводника?

Она не зависит ни от длины проводника, ни от силы тока в нем. Отношение величины F/Il зависит от магнитного поля и может служить количественной характеристикой.

Эта величина и принимается за модуль вектора магнитной индукции В = F/Il.

Таким образом, магнитная индукция поля – это векторная величина, являющаяся силовой характеристикой магнитного поля.

Особенность этой темы в расширении политехнического кругозора.

Обязательно после введения понятий магнитной индукции поля необходимо подчеркнуть, какое значение имеет, и каким прорывом в научно-техническом прогрессе явилось данное явление.

При проведении данных уроков воспитывается интерес к научным знаниям и вводится краткий исторический очерк, а также значение данного открытия.

Явление электромагнитной индукции лежит в основе работы индукционных генераторов электрического тока, на которые практически вся вырабатываемая в мире электроэнергия.

к 70-м годам XIX века в основных чертах уже был разработан генератор, пригодный для промышленного производства дешевой электроэнергии. С помощью этого генератора механическая энергия превращается в электрическую энергию.

Для закрепления данной темы, для привития практических умений и навыков решаем задачи на определение магнитной индукции.

Задача № 1.

По проводнику длиной 45 см протекает ток силой 20 А. Чему равна индукция магнитного поля, в которое помещен проводник, если на проводник действует сила 9мН?

(Ответ: В = 1мТл).

Задача № 2.

Определите модуль силы, действующей на проводник с током длиной 20 см при силе тока 10 А в магнитном поле с индукцией 0,13 Тл.

(Ответ: F = 0,26Н).

Благодаря проблемным методам, задачами выявлены результаты: из 24 – 21 учащихся усвоили материал.

Домашнее задание: §47, упражнение37.

Тема № 4: Магнитный поток.

Цель урока: ввести определение магнитного потока.

Задача: овладение умениями проводить наблюдения.

Оборудование: постоянные магниты (плоские и дугообразные), железные опилки, бумага, железное кольцо, кусок плотной бумаги с отверстием.

Данное теоретическое положение основывается на анализе и обобщении опытных фактов, полученных учащимися с помощью физического эксперимента.

Что называется магнитным потоком?

Для определения данного понятия используются практические методы, то есть учащиеся самостоятельно должны найти ответ на поставленный вопрос экспериментальным путем.

Осуществление принципа наглядности способствует сознательному и более прочному усвоению материала.

Проводится кратковременная лабораторная работа “Получение спектров магнитного поля”

Оборудование:

Постоянные магниты (плоские и дугообразные), железные опилки, бумага, железное кольцо.

Задание:

С помощью магнитов и железных опилок получить и зарисовать в рабочей тетради магнитные спектры:

а) прямолинейного магнита;

б) дугообразного магнита;

в) двух прямолинейных магнитов, обращенных одноименными и разноименными друг другу полюсами на расстоянии 5-7 см;

г) дугообразного магнита с железным кольцом.

Для объяснения опытов, нам необходимо ввести ещё одну физическую величину - магнитный поток или поток вектора магнитной индукции: Ф.

Эта величина пропорциональна модулю вектора индукции магнитного поля В и площади контура S:

Ф ~ В S.

Параллельно провожу сравнительную аналогию из обыденной жизни.

Что мы понимаем под словом поток в обыденной жизни?

Поток воды, поток воздуха…

Эксперимент: Я предлагаю это сделать ученикам. Возьмем кусок плотной бумаги с отверстием в одну руку. Подуем в отверстие, подставив другую руку с обратной стороны листа. Сильнее дунем – больше поток воздуха. Будем дуть с такой же силой, но часть отверстия прикроем – поток уменьшится. И наконец, если плоскость листа бумаги поставим параллельно направлению потока выдуваемого воздуха, ваша вторая рука практически не почувствует влияния воздушного потока.

Аналогично обстоит дело и с магнитным потоком. При усилении магнитного поля количество силовых линий возрастет, следовательно, и возрастет и магнитный поток.

В результате физического эксперимента и сделанных зарисовок учащиеся сами делают выводы:

1) S1 = S2; В2 › В1 > Ф2 › Ф1

При усилении магнитного поля количество силовых линий возрастет, следовательно, возрастает и магнитный поток.

2) В2= В1; S1 › S2 > Ф1 › Ф2

Уменьшение площади при неизменной индукции магнитного поля приводит к уменьшению числа линий, пронизывающих контур и, следовательно, к уменьшению Ф.

3) S1 = S2; В2 = В1 > Ф1 › Ф2

Поворот контура приводит к изменению числа линий, пронизывающих замкнутый контур.

4) Ф = 0

Если же плоскость контура параллельна линиям магнитной индукции, то поток сквозь него равен нулю: Ф = 0.

Одним из важных моментов при изучении данной темы, считаю закрепление данной темы опять провести аналогию с обыденной жизнью.

- Вода в ручейке и в реке течет с одинаковой скоростью. В каком случае больше поток через решето, поставленное перпендикулярно течению? (Одинаковый).

Для определения уровня усвоения проводится проверочный микротест.

Микротест:

Магнитный поток через замкнутую рамку, помещенную в однородное поле, зависит:

    1. только от модуля вектора магнитной индукции;
    2. только от площади витка и угла между вектором магнитной индукции и плоскостью рамки;
    3. только от площади рамки;
    4. от всех факторов, перечисленных в пунктах 1-3.

Используя поставленный эксперимент, выявлены результаты: из 24 – 22 учащихся усвоили материал.

Домашнее задание: §48, упражнение38.

Магнитный поток

Тема № 5: Явление электромагнитной индукции.

Цель урока: изучить явление электромагнитной индукции.

Задача: определить возникновение электрического тока посредством магнитов.

Оборудование: катушка, замкнутая на гальванометр, магнит.

Методы, использованные при изучении данной темы: метод эксперимента и проблемный метод.

Проблема.

Начинаю изучение данной темы с поставленной задачи, которую поставил себе английский ученый Майкл Фарадей:

“Если электрический ток, способен намагнитить кусок железа (е-16). Не может ли магнит, в свою очередь, вызвать появление электрического тока?”

В 1821 г. М.Фарадей записал в своем дневнике: “Превратить магнетизм в электричество”. Через 10 лет эта задача была им решена. Он открыл явление электромагнитной индукции.

Эксперимент.

Ставится эксперимент, чтобы понять, как Фарадею удалось “превратить магнетизм в электричество”.

Катушка, замкнутая на гальванометр, вдвигается магнит, мы видим, что стрелка гальванометра при этом отклоняется, указывает на появление наведенного тока (индукционного тока) в цепи катушки.

При извлечении магнита из катушки снова наблюдается отклонение стрелки гальванометра, но в противоположного направления.

Опыт изменяем. На неподвижный магнит надеваем катушку и снимаем.

Вопрос:

При каких обстоятельствах возникает ток?

Учащиеся сами приходят к выводу:

Во всех опытах ток возникал при изменении магнитного потока, пронизывающего охваченную проводником площадь. Ток назван индукционным, то есть наведенным.

Подводим итог:

При всяком изменении магнитного потока, пронизывающего контур замкнутого проводника, возникает электрический ток.

В этом и заключается явление электромагнитной индукции.

Открытие электромагнитной индукции принадлежит к числу самых замечательных научных достижений первой половины XIX века, которое вызвало бурное развитие электротехники и радиотехники.

Для закрепления темы предлагаю микротест.

Микротест:

В металлическое кольцо в течении первых 2 с вдвигают магнит, в течение следующих 3с магнит оставляют наподвижным, а в течении последних 4 с магнит вынимают из кольца. В какие промежутки времени в катушке течет ток?

а) 0 – 2 с;

б) 0 – 2 с и 5 – 9 с;

в) 0 – 9 с;

г) 2 – 9 с.

Домашнее задание: §49, упражнение39.

Тема №6 .Лабораторная работа “Изучение электромагнитной индукции.

Цель: Изучить явление электромагнитной индукции.

Задача: экспериментальное подтверждение явления электромагнитной индукции.

Оборудование: миллиамперметр, катушка-моток, магнит дугообразный, источник питания, реостат, ключ, провода соединительные.

Проводится фронтальная лабораторная работа “Изучение явления электромагнитной индукции при относительном движении катушки и постоянного магнита”.

Домашнее задание: повторение §45-48.

Проводник с током

Тема № 7: Переменный ток. Электромагнитное поле.

Цель: Выяснить условие существования переменного тока; познакомится с применением переменного тока в быту и технике.

Задача: определить использование в быту переменного тока.

Оборудование: источник тока, две катушки, гальвонометр, стальной сердечник, соединительные провода.

На данном уроке следует выяснить условие существования переменного тока; познакомиться с использованием переменного тока в быту и технике.

На данном уроке используется метод повторяемости.

Закрепляя полученные знания на предыдущем уроке, повторяя, проводим тот же эксперимент.

Опыт на получение индукционного тока. Но теперь будем периодически двигать магнит вверх и вниз в течение нескольких секунд. Мы увидим, что при этом стрелка гальванометра отклоняется от нулевого деления то в одну сторону, то в другую сторону.

Ставится проблемный вопрос:

Почему стрелка гальванометра отклоняется от нулевого деления то в одну сторону, то в другую сторону?

Из приобретенного опыта учащиеся выдвигают свои гипотезы, которые подтверждаем экспериментально.

Вывод.

Это говорит о том, что модуль силы индукционного тока в катушке и направление этого тока периодически меняется.

Опыты Фарадея

Таким образом, активизируется мыслительная деятельность учащихся, формируются навыки самостоятельно искать ответ на поставленные вопросы.

Далее следует учащихся ознакомить с практическим применением переменного тока.

В осветительной цепи наших домов и во многих отраслях промышленности используют именно переменный ток.

В завершение данной темы учащиеся готовят кратковременные доклады по темам:

  1. Применение двигателей на транспорте (метро, трамваи, троллейбусы, электровозы).
  2. Двигатели станков.
  3. Двигатели пылесосов, стиральных и швейных машин, компрессионных холодильников.

Домашнее задание: повторение §50, упражнение 40.

Тема №8: Контрольная работа по теме “Электромагнитная индукция”

Цель: Выяснить знания учащихся по теме “Электромагнитная индукция”.

Тема № 9: Обобщающий урок по теме “электромагнитное поле”.

Цель: Обобщить, систематизировать знания по теме “электромагнитное поле”, расширить кругозор учащихся.

Задача: определить значение достижений физики в разделе “Электродинамика” на благо развития человеческой цивилизации.

Повторение целесообразно провести в форме конференции. Темы сообщений следующие:

  1. История открытия магнитных свойств вещества.
  2. Открытие магнитного поля тока. Опыты Эрстеда.
  3. Магнитные поля в науке и технике.
  4. Из истории изобретения электродвигателей и их применения. Работы Якоби.
  5. Электродвигатели в народном хозяйстве.
  6. Магнетизм живых организмов.

В процессе докладов и сообщений демонстрируются приборы и модели, установки, ставятся новые опыты (опыт с осциллографом по отклонению в магнитном поле магнитного луча).

Анализ результативности работы

Таким образом, использованные мною приемы и методы: демонстрация различных опытов, применение мультимедийного проектора, сократические беседы, карточки-задания в разных вариациях, сравнительные аналогии из обыденной жизни, применение различных схем, проблемных уроков, методы повторяемости, дают хорошие результаты усвоения изучаемого материала (см. приложения срез № 1, 2).

Почти на каждом уроке присутствует следующая схема:

Эксперимент -> проблема -> как решить эту проблему -> причины -> следствия -> выводы.

Для определения уровня усвоения проводится проверочные микротесты, тесты, проверочные работы и контрольная работа.

Данные приемы и методы дали возможность повысить качество знаний учащихся.

Дети более активно трудились на уроках, осмысленно воспринимали материал.

Раздел “электродинамика электромагнитное поле” вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире, а постановка проблем, требует от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Знакомясь с законами электродинамики в 9–ых классах, необходимо показать практическое применение этих законов в технике и повседневной жизни, для этого учащиеся готовят кратковременные доклады, а обобщение по данной теме проводится в виде конференции, что способствует развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.

Данные методы приучают учащихся к самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований.

Применение полученных знаний и умений поможет ученикам в дальнейшем для решения практических задач в повседневной жизни.

Качество успеваемости возросло от 55% до 65% .

Качество успеваемости возросло

Заключение

Данный опыт, может использован в средних общеобразовательных школах.

Принципы работы по данной теме способствуют выявлению и развитию у школьников склонностей и способностей к работе в различных направлениях творческой деятельности.

Целью методических разработок является выстроить логически учебный материал, постепенно вводя ключевые понятия, для усвоения столь сложной темы. Мы не можем созерцать данное явление, нет возможности потрогать - все это трудно воспринимать, особенно ученику.

Подбор качественных, экспериментальных задач, практических работ, тестов для учеников, а также использование информационно-коммуникационных технологий (применение мультимедийного проектора) дают возможность учителю организовать с учащимися учебный процесс, а ученикам легче воспринять данный материал и подготовится к итоговому контролю.

В данном материале используется репродуктивный метод с элементами новых подходов.

Использованные мною приемы и методы: демонстрация различных опытов, применение мультимедийного проектора, сократические беседы, карточки-задания в разных вариациях, сравнительные аналогии из обыденной жизни, применение различных схем, проблемных уроков, методы повторяемости.

Данные методы приучают учащихся к самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований.

Приемы и методы, использованные на уроках, помогают учащимся осмысленно воспринимать материал, трудный для восприятия учащимися в разделе “Электродинамика электромагнитное поле”.

Обобщение опыта методической работы по данному разделу дает возможность повысить качество знаний.

Он может быть использован другими учителями для лучшего усвоения материала учащимися.

Так при изучении магнитного поля схема дает общую картину, принципа возникновения магнитного поля.

Карточки – задания при выборе ответов, стимулируют к изучению правил правой и левой руки и схематических обозначений.

Выполняя задания при решении на правило левой руки, укрепляются навыки определения направления тока и направлений магнитных линий.

При проведении мини лабораторной работы по определению магнитного потока, учащиеся наглядно воспринимают новый материал, в результате чего значительно лучше понимают данную тему.

Схема электрического тока показывает различие между постоянным и переменным током.

Доклады приучают к самостоятельной работе с научной литературой.

Опыты и эксперименты, проверочные тесты, микротесты, лабораторные работы, повторение в разных вариантах значительно повышает уровень запоминания материала, трудного для восприятия учащимися в разделе “Электродинамика электромагнитное поле”.

Литература

1. М.М.Балашов. Методические рекомендации к преподаванию физики. Москва “Просвещение” 1990 год

2. С.В. Боброва. Нетрадиционные уроки в школе. Издательство “Учитель” 2005 год

3. В.А. Волков. Поурочные разработки по физике. Москва “Вако” 2005 год.

4. В. Григорьев, Г. Мякишев Силы в природе. Издательство “Наука” Москва 1997 год.

5. С.В. Громов, Н.А. Родина. Физика 9 класс. Москва “Просвещение” 2000 год

6. В.Г. Гурова. Обобщающее повторение курса физики. Москва “Просвещение” 1997 год

7. С.М. Козела. Учебные электронные издание физика; 1С: школа. Физика,7-11 классы. Живая школа.

8. С.М. Козела. Учебные электронные издание физика; Открытая физика. Часть II.

9. Г.В. Маркина. Физика. Поурочные планы. Издательство “Учитель” 2003 год

10. В.А. Орлов, А.О.Татур. Сборник тестовых заданий. Москва “Интеллект – Центр” 2006 год.

11. А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. Физика 9 класс. Дрофа Москва 2003 год.

12. С.В. Симоновича Информатика базовый курс. Санкт-Петербург 2001 год

13. Г.Н. Степанова. Сборник задач по физике. Москва “Просвещение” 2001 год

14. А.В. Усова. Методика преподавания физики. Москва “Просвещение” 1990 год

15. А.Фадеева. Тесты физика (7 - 11 классы). Москва “Издательство” 2002 год.