Эффективные приемы формирования навыка чтения у младших школьников

Разделы: Начальная школа


Пояснительная записка

В настоящее время, когда учитель имеет право выбора учебника, методики преподавания, в школах вводятся новые предметы, в трудной ситуации оказывается ученик. Увлекаясь новшествами, не все учителя уделяют достаточное внимание решению проблемы формирования учебных компетентностей, то есть общеучебных умений и навыков (техника счета, письма, чтения, умения работать с текстом, со справочной литературой и т.д.)

Среди всех общеучебных умений и навыков самое важное место для дальнейшего обучения занимает умение беглого чтения, которое формируется в начальной школе. Предметные и учебные умения формируются во взаимосвязи. Обучая учащихся чтению, мы учим их умениям учиться - способам действия с учебным материалом.

Известный ученый и педагог В.Н.Зайцев в своих исследованиях пришел к выводу, что основной причиной неуспеха в обучении является низкая техника чтения. Негативная сторона состоит еще и в том, что слабочитающие дети чувствуют неуверенность в себе. Они не успевают прочитать задания в учебнике, когда другие уже в это время приступают к его выполнению. Поэтому, пока учащимися не достигнуты нормативы по технике чтения, необходимые для обучения, они будут иметь неуспех в учебной деятельности, терять к ней интерес.

Я предлагаю Вам свою систему работы по решению проблемы медленного чтения.

С чего начинать?

Прежде всего - заинтересовать родителей, настроить на положительный результат. Для этого следует провести родительское собрание: убедить родителей в том, что только совместными усилиями школы и семьи можно добиться, чтобы ребенок научился читать правильно и бегло; научить их специальным упражнениям по увеличению скорости чтения детей и формирования у них интереса к чтению. Параллельно с решением задачи выполнение норм по технике чтения должна решаться задача формирования интереса к чтению. Для консультаций родителей были мною разработаны рекомендации, которые вручались родителям для индивидуальной работы с ребенком дома.

Упражнением по технике чтения для тренировки дома, является следующее: ученик сам или вместе с родителями выбирает текст, меняя его каждый день, просчитывает количество слов в нем (примерно 120-160 слов). Несколько раз он читает один и тот же текст, каждый раз в течение одной минуты и записывает количество слов прочитанных за первую минуту, вторую, и т.д., в таблицу отчета, который ученик сдает по мере заполнения через 7-10 дней от начала работы учителю, прилагая составленные вопросы, проверяющие осмысление текста. Для работы над техникой чтения рекомендую родителям тексты писателей: Л.Н.Толстого, А.С.Пушкина, М.М.Пришвина, Н.Н.Носова, В.В.Бианки, В.Ю.Драгунского.

В классе я вела работу в следующих направлениях.

Отработка навыка чтения целыми словами:

  • сведение к минимуму ошибок при чтении;
  • осознанность чтения;
  • выразительность чтения.

Чтобы заинтересовать детей, настроить на серьезную работу и в то же время неутомительную, а даже увлекательную, я использовала систему тренировочных упражнений, которые проводились как обязательный этап каждого урока чтения, занимающий 10-15 минут и включающий в себя следующие пять последовательно выполняемых упражнений:

  1. Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.
  2. Чтение блоков буквосочетаний, слов, предложений. Развитие оперативной памяти.
  3. Отработка дикции.
  4. Коррекционно-развивающие упражнения.
  5. Интонационная разминка.

Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

В книге М.Р.Львова «Школа Творческого мышления» в памятке «Что нужно уметь, чтобы говорить или читать выразительно» на первое место ставятся «умение ровно и глубоко дышать- владеть своим дыханием» и «умение говорить звонко, громко, но без крика». Формировать навык владения дыханием и голосом можно с помощью следующих упражнений: «Задуйте свечу» (сделать глубокий вдох и разом выдохнуть весь воздух; сделать вдох и выдохнуть тремя порциями - три свечи, пятью-пять свечей и т.п.) «Побрызгайте белье водой» (в один прием, три, пять - глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье), «В цветочном магазине» (шумный вдох носом и выдох ртом), «Выдох со счетом» (глубокий вдох, на выдохе громко считать до тех пор пока не кончится воздух), «В лифте» (представить ,что едем в лифте и объявляем этажи ,чем выше этаж, тем выше голос, и наоборот) и т.д.

Чтение блоков буквосочетаний, слов, предложений.

Данный этап направлен главным образом на системные тренировки речевого аппарата ребенка на раннее выявление дефектов речи. А также на отработку навыка беглого чтения.

Развитие техники чтения часто тормозится из-за слабо развитой оперативной памяти. Работа над ее развитием ведется в 3-4-х классах с помощью зрительных диктантов И.Т. Федоренко. Работа над набором начинается на уроке чтения – чтение предложений, проговаривание хором или индивидуально. Коллективное уточнение и исправление сказанного; на уроке русского языка повторная демонстрация набора на доске и запись текста в тетрадь. Такая методика обеспечивает максимальную грамотность при записи предложений набора и, как следствие, формирует на уроке «ситуацию успеха». Оригинальным и удачным является здесь прием – запись предложения на доске мокрой тряпкой.

Отработка дикции.

Умение отчетливо выговаривать звуки и их сочетания достигается в процессе работы над скороговорками. Полезно начать работу с одной строки скороговорки и на каждом занятии добавлять новую.

Интонационная разминка.

Работу над выразительным чтением необходимо начинать со второго класса ,когда дети уже умеют читать целыми словами и еще не стесняются изменять свой голос, подражать героям произведений.. Считаю правильным начать эту работу с формирования трех умений:

1. Различать и придавать своему голосу интонации: радостные и печальные, ласковые и гневные, шуточные и серьезные, насмешливые и одобрительные, а также интонации перечисления, завершения, противопоставления.

2. Выбирать нужный темп чтения: быстрый, ритмичный или плавный, размеренный или же их сочетание.

3. Ставить логическое ударение в предложении.

Для практической работы подбираю хороший, доставляющий ребенку радость короткий рассказ, но это может быть и стишок-небылица, забавные и смешные герои которого ему известны, т.е. это тексты с эмоционально-оценочной лексикой. Это могут быть шутливые стихи Б.В. Заходера, короткие миниатюры «Лесные шорохи» Н.И. Сладкова, веселые стихи С.Я. Маршака и др.

Коррекционно-развивающие упражнения.

Медленный темп чтения может быть обусловлен разного рода психологическими причинами. Использование на уроках коррекционно-развивающих упражнений, разработанных отечественными психологами ,помогают учителю устранить причину, затрудняющую процесс чтения. Это такие упражнения как: «Словесные горки», «Чтение пунктирно написанных слов», «Задуманное слово», «Мягкие буквы», «Буквографика», «Найди меня», «Прочитай быстро», «Иностранные слова», «Слово рассыпалось», «Паутина», «Самый внимательный», «Полубуковка» и т.д.

Каковы условия успешного формирования навыка беглого чтения?

1. Учитель, ученики и родители должны быть научены специальным упражнениям по технике чтения. Им необходимо понять, что чтение и работа над техникой чтения не одно и то же. Для этого надо организовать тематические родительские собрания и консультации.

2. Необходимо подготовить учащихся к замеру по технике чтения, настроить их на серьезную работу в случае неуспеха, когда норматив техники чтения ими не выполнен.

3. Диагностический замер техники чтения дает возможность определить группу учащихся, которым нет необходимости работать над этим навыком, так как они выполняют или перевыполняют норматив, и группу учащихся, которые не выполняют норму и с которыми предстоит работать.

4. Овладение необходимой техникой чтения не должно сводиться к эпизодическим замерам.

5. Работа по технике чтения для учащихся, должна быть ежедневной.

Условием контроля за самостоятельной работой ученика является ежедневное заполнение учащимся следующей формы отчета:

Фамилия ученика _________________

Дата

Кол-во слов за первую мин

Кол-во слов за вторую мин

Кол-во слов за третью мин

Кол-во слов за четвертую мин

Кол-во слов за пятую мин

Название и автор текста, вопросы, составленные учеником после чтения текста для проверки осмысления текста

1.01.

 

 

 

 

 

 

2.01.

 

 

 

 

 

 

-----

 

 

 

 

 

 

30.01.

 

 

 

 

 

 

6. Работа по технике чтения не должна превышать в течение дня 10-15 минут, но в каждом случае необходима проверка осмысления текста.

7. Учитель, после того как получил от ученика отчет о самостоятельной работе,

проводит контрольную проверку техники чтения.

Контрольных текстов у учителя должно быть несколько. В противном случае некоторые учащиеся, не желая работать над собой, запоминают текст и выдают желаемый результат за действительный.

Успехи учащихся фиксируются в сводной таблице:

Класс _________________

Ф.И. учащегося

Дата

Количество слов за мин

Допущенные ошибки

Понимание прочитанного

Дата

Количество слов за мин

Допущенные ошибки

Понимание прочитанного

1.

Иванов А.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Петров Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Сидоров Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

--

------------

 

 

 

 

 

 

 

 

25.

Титов П.

 

 

 

 

 

 

 

 

Если учащийся не выполняет норматив, то он получает еще один лист с таблицей отчета для дальнейшей работы.

Если ученик добился успеха, то его работа будет одобрена учителем, учащимися, родителями. По своему усмотрению учащийся может продолжить совершенствовать свой навык и зафиксировать с учителем свой лучший результат.

Организуя контроль по технике чтения, необходимо, чтобы ученик понимал, что беглое чтение- это лишь необходимое средство для решения учебных, познавательных задач.

Поэтому для ученика важно, чтобы он осмыслил прочитанный текст, мог его пересказать, составить к нему вопросы, выделить главное, ответить на поставленные взрослым вопросы, озаглавить прочитанный текст.

Зная, каков уровень понимания у ребенка, можно осуществлять дифференцированное обучение. При проведении педагогического отслеживания качеств чтения необходимо соблюдать условия, характерные для любого мониторинга: системность и продолжительность во времени, сравнимость, объективность, комфортность. Контроль является важным средством формирования мотивации учения, эффективности всей учебной деятельности и, следовательно, средством формирования личности учащихся.

Терпеливо, каждый раз одобряя продвижения учащегося в освоении техники чтения, отмечая его силу воли, стремление к победе, учитель и родители стимулируют деятельность ученика.

Существуют определенные причины, по которым ученик не может добиться нужной техники чтения в установленный срок. Например, заикание. В моем классе таких учеников было двое. В этом случае замеряю технику чтения при чтении текста учеником про себя. Взрослый учитель или родители проверяют понимание текста после чтения, задавая вопросы или предлагая составить вопросы ученику. Мешает достижению успеха неровное дыхание. Тогда мы отмечаем в тексте знаком, принятым в музыке, ориентируя ученика делать вдох на знак препинания.

 Радовало, когда учащиеся, имея диагноз ЗПР, выполняют и даже перевыполняют норму по технике чтения.

Значение работы по формированию навыка беглого чтения переоценить трудно. В результате этой работы снимается трудность в чтении, страх и неуверенность учащихся. Они приобретают любовь к чтению, эта работа соединяет детей, родителей и учителей в достижении общей цели.

За месяц такой работы техника чтения в моем классе повысилась у 75 % учащихся на 15-30 слов, у остальных 25 % повысилась незначительно - на 7-10 слов. Это 1 ученик с диагнозом ЗПР и 4 человека – дети с нарушением зрения.

Родители были благодарны за организованную работу. Приобретение учащимися необходимой для успешного обучения техники чтения дает определенные гарантии в том, что дети не уйдут из учебной деятельности и позволяет сохранить в среднем звене качественную успеваемость, что и подтвердилось результатами обученности и успешности учащихся в 5-х и 6-х классах.

Литература

1. Н.Д. Путина. Организация эффективного контроля за формированием у учащихся навыка беглого чтения. Газета «Начальная школа» №3, 2002.
2. Л.М. Игнатьева. Хотеть недостаточно, надо действовать. Г-та «Начальная школа» №8, 1997.
3. Л.А. Николаева. Пусть в речи отразиться чувство. Г-та «Начальная школа»№29, 30, 31, 1997.
4. Н.П. Локалова. Как преодолеть медленное чтение у школьников. Газета «Начальная школа» №18, 1998.